В конце октября – начале ноября 2005 года в городке Арлингтон, что близ Вашингтона, прошел второй в истории индустрии саммит, посвященный исключительно “серьезным” играм. А издательский гигант Square Enix недавно объявил об открытии игрового подразделения для разработки исключительно “серьезных” проектов. Что за “серьезность” такая и в чем она состоит? Главный принцип заключается в том, чтобы пользователь в “серьезных” играх, помимо развлечения, получал бы еще и неплохое практическое обучение. О том, возможно ли это, и рассказывается ниже.
Насколько все серьезно?
Слово “серьезный” прозвучало много раз подряд не случайно. Так уж повелось, что с начала времен компьютерные игры для широких масс стали олицетворением чего-то бесполезного, бессмысленного, а иногда и просто опасного. И если такие киты игровой индустрии, как Уилл Райт с SimCity или Сид Мейер с Civilization и Railroad Tycoon еще как-то пытались разрушить сложившийся стереотип, остальные девелоперы (не будем показывать пальцем) зачастую лишь пугали неискушенных пользователей очередными “Квэйками” да “Думами”. В свое время Райт для продвижения своих продуктов использовал довольно неуклюжее словечко “edutainment” (производное от education и entertainment). В наших играх, мол, и развлечение, и обучение - все в одном флаконе. И стоит признать, что такой подход себя часто оправдывал (SimCity использовался многими школами и колледжами для обучения студентов основам менеджмента). Но ситуация постепенно меняется. Технологии совершенствуются, а к компьютерным играм с каждым годом пристращается все больше людей. Многие популярные игры берутся на вооружение различными ведомствами - университеты интересуются экономическими стратегиями, а военные пытаются отхватить себе симуляторы, что получше. И, кажется, уже скоро настанет тот момент, когда подобные проекты перестанут быть бледной тенью своих старших коллег – “развлекаловок”, и перерастут в новый наджанр, который многие уже так и называют – “серьезные игры”.
Виртуальные лидеры
На Западе одной из наиболее популярных тем для моделирования до сих пор остается теория управления, или попросту менеджмент. Вроде бы и научных работ на эту тему написано полным-полно, да и опыт уже немалый (ведь испокон веков люди управляли себе подобными), а все равно почти для каждой отдельной компании, заведения или учреждения вопрос эффективного руководства по-прежнему остается открытым. И если раньше для обучения сотрудников использовались всевозможные тренинги, коллективные ролевые игры и другие методики, то сейчас на смену этим атавизмам все чаще приходят игры компьютерные. Это легко объяснимо: любая ситуация выглядит намного проще на экране монитора нежели в реальной жизни. Начинать свое восхождение к вершинам абсолютного лидерства лучше всего с игры от компании SimuLearn под недвусмысленным названием Virtual Leader. В ней игроку отводится роль руководителя небольшой конторы, в которой, помимо него, работают еще три сотрудника. Пользователю необходимо взаимодействовать с каждым из них, а специально разработанный SimuLearn движок межличностных отношений будет за всем этим безобразием следить и анализировать последствия. А анализу здесь подвержено практически все. “Завернули” интересную идею работника – и вы увидите, как сильно он расстроится (именно увидите – корявенький трехмерный движок способен кое-как отображать эмоции). Похвалите его предложение – и реакция сотрудника не заставит себя долго ждать. Разветвленности местных диалогов, кстати, могли бы позавидовать многие RPG. В конце игра покажет статистику, укажет на ошибки и, возможно, даст несколько полезных советов на будущее. В 2003 году Virtual Leader был отмечен занимающейся исследованием рынка образования компанией Eduventures как один из самых инновационных проектов в нише обучающих симуляторов. Для желающих научится управлять не двумя-тремя подчиненными, а, например, целой организацией, также существуют свои игровые отдушины. Уже получивший некоторую известность проект Virtual U предлагает пользователям “порулить” целым университетом: решать ежедневные проблемы заведения, следить за благополучием учащихся и строить далеко идущие планы по развитию ВУЗа. Из бесконечной толпы тайкунов игра выделяется направленностью не на массового пользователя, а на тех, “кто в теме” (профессоров, преподавателей, самих студентов), своей бесплатностью (впрочем, одно время предприимчивые российские пираты предлагали ее покупателям в качестве аналога SimCity) и постоянной поддержкой со стороны сведущих в обучении профессионалов. Но при всем при этом Virtual U может оказаться интересной и любителям экономических стратегий. Ну, а тем, кому и целого университета мало, разработчики походовой стратегии A Force More Powerful предлагают научиться мыслить глобально. В своей игре они предоставляют нам возможность свергнуть любого (не)понравившегося диктатора практически в любой стране. И если кто-то подумал, что это всего лишь второсортный клон какого-нибудь Jagged Alliance 2, то он сильно ошибся. Свергать плохишей здесь придется без единого выстрела или взрыва, ведь игроку доступны только политические методы, что и неудивительно – многие из разработчиков имеют должности в компании, которая исследует методы ненасильственной борьбы. Стоит отметить, что графика и интерфейс AFMP выполнены на вполне достойном уровне. Многие ветераны политического сопротивления (к примеру, Иван Марович, лидер сербского освободительного движения), поддержали проект и рекомендовали его как отличное пособие для начинающих борцов за справедливость, защитников прав человека и прочих разноцветных революционеров.
Серьезный моддинг
Однако что хорошо для обучения менеджеров, то для других профессий - смерть. В Virtual Leader и Virtual U хоть и просчитывается несметное количество информации, полученный результат на экране представлен все же достаточно схематично. А ведь есть ситуации, для моделирования которых необходимо, как говорится, “полное погружение”, что само собой подразумевает высочайшее качество визуализации. Но откуда маленьким компаниям и одиночкам-энтузиастам взять начищенные до блеска движки Source или Unreal? Да очень просто – позаимствовать их. Моды ведь еще никто не отменял. А некоммерческое использование движка в большинстве случаев бесплатно. Одним из самых популярным среди “серьезных” разработчиков оказался движок Source от Valve. На прошедшем в Арлингтоне саммите было представлено сразу два проекта, созданных на его основе. Первый, получивший название GNN Visualization, оказался не столько игрой, сколько этаким наглядным пособием для государственной службы охраны лесов. Создателю проекта Тиму Холту, научному сотруднику государственного университета штата Орегон (хотя, наверное, главным пунктом в его биографии стоило бы выделить участие в разработке Day of Defeat: Source), удалось воссоздать для исследования целый лес с тянущимися над ним телефонными линиями, гуляющими по окрестностям людьми и другими не менее важными деталями. Великолепные возможности Source по работе с освещением заставляли картинку выглядеть очень натурально. Второй проект с говорящим названием Pulse!!! дает игрокам возможность попробовать себя в роли хирурга, реанимируя потерпевших различной степени тяжести. Как Тим сам заметил, движок от Valve как нельзя лучше подошел для этой задачи. Что ж, мы всегда были в курсе, как Source “умеет” моделировать людские тела. Потому, хотя работа над игрой еще продолжается, уже сейчас можно сказать, что Pulse!!! окажется крайне наглядным интерактивным пособием. В дальнейших планах Тима числится моделирование целого госпиталя с видом от первого лица, в котором игроку придется оперативно бегать между палатами. Потенциальные возможности Pulse!!! осознает не только сам его создатель. Разработку Холта финансирует Конгресс США, а по медицинским вопросам его консультирует профессор Клаудия Джонстон из государственного университета штата Техас. Сотрудники университета Карнеги-Меллона, что под Питтсбургом, строят еще более амбициозные планы. Их проект Hazmat: Hotzone обещает стать настоящей библией для пожарных. Разрабатываемая уже в течение трех лет на движке Unreal Tournament игра предложит пользователям почувствовать себя в шкурах борцов с огнем, которые каждый раз неизменно оказываются в чрезвычайно опасных ситуациях. Разработчики объясняют создание своего проекта тем, что, начиная с 11 сентября 2001 года, среди пожарных постоянно проводятся лекции, семинары, вычитывается куча теоретического материала по их действиям в чрезвычайных ситуациях, однако без реальной практики от всего этого толку мало. А Hazmat: Hotzone может им такую практику предоставить. Разумеется, огнеборцы не упустили шанс на рабочем месте поиграть в Unreal Tournament, пусть и сильно модифицированный. И если раньше разработчиков консультировало лишь локальное пожарное отделение университета, то сейчас к работе над симулятором подключился пожарный департамент Нью-Йорка. После того как проект будет закончен, авторы обещают осчастливить им пожарные станции по всей стране.
***
Играть и учиться одновременно – это ли не то светлое будущее, которое видится любому геймеру и о котором некогда говорили большевики-разработчики? По всей видимости, скоро к незыблемому “Учиться, учиться и еще раз учиться” можно будет смело добавлять “А также играть, играть и еще раз играть”. И все потому, что игры становятся таким же неотъемлемым инструментом обучения, как многочасовые лекции, толстые учебники и изнурительные тренировки. “Серьезные” игры вышли из тени. И в недалеком будущем нас, скорее всего, ждет ситуация, когда студентам оценку за экзамен по менеджменту будет выставлять какой-нибудь Virtual Leader 2010, пожарные на дежурстве будут часами резаться в Hazmat: Hotzone Tournament, а доктора будут отказываться делать операции без хотя бы получасового тренинга в Pulse!!! 3. Да будет так. Аминь.
Автор: Vladimir 06-08-2006
726 Прочтений • [Играть так по-серьезному] [30.05.2012] [Комментариев: 0]