На нашем сайте много говорится об играх так называемого retail-формата: зубодробительных экшенах, эпических стратегиях и реалистичных симуляторах. Они занимают по несколько компакт-дисков и требуют от тридцати до пятидесяти часов вдумчивого прохождения. Да и железо необходимо самое свежее... Но что делать тем, у кого нет денег на апгрейд компьютера, да и времени на виртуальные развлечения не очень много? Конечно, в стандартном наборе Windows есть Сапер и пасьянс «Косынка», но неужто весь выбор маленьких и незатейливых электронных развлечений на этом заканчивается? Конечно же, нет! В мире есть много интересных игр, которым всего-то и надо, что десяток мегабайт на винчестере да полчаса на прохождение. Как правило, они распространяются не на компакт-дисках, а через Интернет и доступны для свободного скачивания в формате shareware.
Английское слово shareware можно рассматривать как слияние двух слов: share («разделять», «обменивать») и ware («товар»). Обозначает оно маркетинговую политику распространения компьютерных программ, когда они доступны для свободного копирования. По-русски такие программы называют еще «условно бесплатными». Это определение подходит, например, для WinZip: почти единственным его ограничением является всплывающее при запуске окно, которое информирует пользователя о том, что он запускает неактивированную версию.
Основное отличие shareware от freeware (полностью бесплатного софта) - это необходимость покупки (активации) программы для открытия всех ее возможностей. Сама программа является бесплатной, любой желающий может скачать неактивированную версию шароварки из Интернета или взять у друзей, чтобы ознакомиться с ее возможностями. Если программа понравилась, то за небольшую плату пользователь получает ключ активации. После этого снимается ограничение на время использования, а также открываются все дополнительные функции. По условиям лицензионного соглашения, этот ключ является конфиденциальной информацией, то есть его нельзя передавать друзьям или, тем более, публиковать в Интернете.
По большому счету, shareware-игры трудно назвать бесплатными, даже условно: по истечении часа или, в лучшем случае, месяца, они просто перестают работать. Как вариант, играть можно бесконечно, но процесс будет чем-то сродни мазохизму: например, вам будет доступен лишь один, самый простой, вид оружия. Или придется раз за разом проходить первый квест из десяти доступных в полной версии.
Понятие «shareware-игры» (часто их называют еще «шароварки») включает в себя не только способ распространения, но и некоторые другие особенности. Это и небольшой размер дистрибутива, и некоторая упрощенность геймплея, и определенная жанровая направленность (как правило, логические аркады). Чтобы лучше понять, что же эти игры из себя представляют и кому они могут быть интересны, стоит заглянуть в не столь уж далекое прошлое.
Экскурс в историю
Понятие shareware стало применяться в США в начале восьмидесятых годов двадцатого века, после появления IBM PC. Первые персоналки еще не дотягивали до домашних центров развлечений, коими являются сейчас, и были больше похожи на продвинутые калькуляторы. Но программисты-энтузиасты уже начинали сочинять программы, сильно упрощающие работу с компьютерами и расширяющие сферу их применения. Наиболее популярными в то время были база данных PC File и программа PC Talk, позволявшая обмениваться информацией между компьютерами. Конечно, сейчас базой данных и коммуникационным софтом никого не удивишь, но на тот момент они были первым шагом к открытию новых возможностей ПК. Подобные программы распространялись на дискетах, через корпоративные сети или популярные в то время в Америке BBS. Они получили признание широких масс (в основном в среде профессионалов и офисных работников), спрос на софт для PC был огромен. Окрыленные успехом, программисты бросились совершенствовать свои творения. Обновленные версии привлекали еще больше пользователей, что в разы увеличило время на обработку отзывов. Вначале компьютерные энтузиасты получали десятки писем в неделю, и для обработки отзывов, замечаний и предложений хватало пары вечеров или выходных. Но вскоре объемы корреспонденции стали измеряться сотнями, а то и большим числом посланий в день. Переваривание такой кучи информации потребовало значительных усилий, поэтому разработчики захотели получить что-то взамен потраченного времени. Вскоре в файлах справки ко многим программам начали появляться фразы типа: «Этот софт является бесплатным, но если вы желаете получать техподдержку и обновленные версии, то не поленитесь отправить автору энную сумму денег». Реакция масс была неожиданно бурной: многие программисты получили столько денег, что ушли с постоянной работы и посвятили свою жизнь девелоперству.
В восьмидесятые годы рынок профессиональных shareware-приложений процветал: люди доставали у друзей или в специализированных центрах дискеты с шароварками, изучали их, а потом покупали активацию. Не понравившуюся по каким-то причинам программу просто стирали с жесткого диска, а дискету выбрасывали или отдавали друзьям, которым она еще могла пригодиться. Использование кредитных карт еще больше упростило процесс - достаточно было позвонить в shareware-центр и назвать номер кредитки - и код активации тут же сообщали покупателю. Никаких наложенных платежей, никакого ожидания посылки от дяди-разработчика...
В конце восьмидесятых в сегменте shareware продавались в основном профессиональные и бизнес-приложения: электронные таблицы, базы данных, текстовые редакторы. Именно в это время на рынке появились такие гиганты, как Microsoft и IBM. Например, всем ныне известный MS Office уже тогда содержал сразу несколько программ, которые были дешевле и качественнее, чем shareware-аналоги. Компаниям и вольнонаемным профессионалам стало выгоднее покупать решения от крупных разработчиков, популярность бизнес-шароварок медленно угасала.
Но идея shareware была слишком хороша, чтобы просто так исчезнуть. Растущей аудитории пользователей нужны были не только рабочие инструменты и счетные машинки, но и развлечения. Это и дало толчок развитию индустрии любимых нами компьютерных игр. Формат shareware имел явное преимущество: в случае с «коробкой» покупатель сперва платил, а потом узнавал, за что, в то время как шароварку можно было сперва попробовать и решить, стоит ли она денег. Кроме того, получить «коробочные» игрушки можно было лишь в магазине, а shareware - по локальной сети на работе, в школе, университете, через Интернет... Одним словом, концепция shareware оказала взрывное воздействие на игровой рынок, принеся огромные прибыли издателям и разработчикам. Wolfenstein 3D, DOOM, Warlords - все эти шедевры росли и крепли шароварками.
Со временем неумолимый прогресс разделил рынки retail и shareware. Росли стандарты графики и звука, а как следствие - занимаемый дистрибутивами объем дискового пространства. Передовые, навороченные игры вроде Command and Conquer с кучей видеороликов и музыкой CD-качества не помещались даже на нескольких дискетах, их выпускали на компакт-дисках. Не подходил для распространения новых блокбастеров и Интернет: даже сейчас не все в состоянии скачать несколько сотен мегабайт, а в начале девяностых это было и вовсе невозможно. А ведь в основе идеи shareware лежит именно доступность и простота распространения. Но свято место пусто не бывает: шароварный рынок вмиг заполнили аркады, тетрисы, паззлы-головоломки и прочие арканоиды. Да и не все «серьезные» разработчики погнались за прогрессом, многие сосредоточились на интересном сюжете и игровом процессе, сохраняя при этом небольшой объем дистрибутива и демократичные требования к железу.
День сегодняшний
А теперь попробуем хоть немного разобраться в изобилии шароварок, доступных сегодня. Как было сказано выше, коробочные и shareware-игры имеют общие корни, так что вполне можно встретить шароварки-RPG, и стратегии, и даже симуляторы.
Но есть один жанр, характерный для данного сегмента рынка, условно он назван логическими аркадами. Многие, говоря «shareware», имеют в виду именно это направление. В этом жанре в равной степени задействованы и головной и спинной мозг, благодаря чему игра оказывается интересной как для детишек, так и для их родителей. Да, логические аркады рассчитаны на семейную аудиторию. Уровень жестокости в них близок к нулю: никакой кровищи, никаких шотганов-пулеметов.
Образцы подобного ширпотреба можно найти в огромных количествах на крупных shareware-порталах, таких как Shockwave или Realarcade. В этих играх файл справки и бумажный мануал отсутствуют как класс, но это и не страшно: понять правила логической аркады несложно. Подобная простота объясняется в первую очередь тем, что шароварный мейнстрим погряз в самокопировании: здесь есть десятки тетрисов, еще больше пасьянсов с маджонгами и целые мириады вариаций на тему «сложи три фигурки». Пока еще разработчики находят пути спасения себя и игроков: кто-то скрещивает несколько игр в одной (например Mahjomino - это смесь маджонга и домино), а кто-то добавляет элементы менеджмента и стратегии: по ходу игры можно собирать монетки, на которые потом покупаются бонусы, облегчающие геймплей. Если автор подошел к «монетизации» с умом, то получится так, что все бонусы сразу купить нельзя, приходится выбирать именно то, что больше подходит к вашему стилю игры. Неплохой реализацией такого подхода можно назвать игру Волшебные пузыри от Алавар.
Отчасти рынок спасает то, что он открыт для новых разработчиков. С одной стороны, начинать девелоперскую деятельность лучше с чего-то простого, вроде очередной инкарнации Тетриса, а с другой - каждый новичок стремится привнести в мир что-то свое. Выживает сильнейший, то есть тот, кто порадует публику оригинальным и не особо занудным продуктом.
Но одного только игрового процесса для того, чтобы держаться на плаву, маловато будет, поэтому улучшаются и графика, и звуковое оформление. Современные шароварки интересны не только игроку, но и наблюдателю: удачно сделанное комбо сопровождается забавной анимацией и спецэффектами всех цветов радуги, в перерывах между уровнями покажут мультик или хотя бы комикс. Ах да, сюжет - еще один атрибут, ставший почти обязательным. Правда, и здесь буржуи умудрились самоповториться не раз и не два: как правило, мы спасаем лавочку любимого родственника от банкротства путем добычи все тех же монеток. И хорошо, если авторы приготовили что-нибудь интересное на пути к спасению, а то все ленятся и раз за разом лепят клонов Bejewelled или вообще пасьянсы всякие...
Правда, даже в насквозь клонированном и попсовом мейнстриме иногда попадаются интересные игры. К таким можно отнести, например, Insaniquarium: это и менеджер, и стратегия, и аркада. Во главе угла, как ныне модно, стоят все те же звонкие монетки, но зато на них вы можете приобрести забавных рыбок для аквариума-скринсейвера.
Шутеров как таковых на shareware-рынке практически нет, их место занимают все те же аркады. На этот раз в них нет никаких загадок-головоломок, все зависит лишь от ловкости рук: отстрел звездолетов, расправа над монстрами, в крайнем случае - гонки на выживание. Казалось бы, жанр давно должен изжить себя, но даже здесь есть много интересного. Например космическая стрелялка Jets’n’Guns многим запомнилась не столько благодаря геймплею, как из-за потрясающего саундтрека. Чистокровные аркады отличает еще и жестокость, неприемлемая для слащаво-семейных мультяшек. Так, например, в CrimsonLand и Alien Shooter вам предстоит отстреливать огромные стада монстров, истекающих уж совсем неприличными реками крови. Такие игры на семейных порталах почти не встретишь, придется идти на более узкоспециализированные сайты или на странички разработчиков.
Вопреки стереотипам, существует много shareware-стратегий, варгеймов и RPG. А поскольку современный геймер избалован крутой графикой и трехмерным звуком, подобные игры либо уж очень аркадны, либо, наоборот, предназначены для гурманов. Возьмем для примера RTS Darwinia. Здесь есть все, что присуще стратегиям реального времени: постройка баз, контроль ресурсов и разгром супостатов. Кстати, на последнем остановимся чуть подробнее. Вот мы выделяем наших стрелков квадратиком и щелкаем по врагу. Что мы видим? Солдаты сделали ровно один выстрел. Хотите пострелять еще? Продолжайте кликать! Итого имеем аркадоподобную стратегию.
Команда Malfador Machinations, наоборот, делает игры на любителя. Их серия глобальных стратегий Space Empires имеет не самый дружественный интерфейс и изобилует таблицами, колонками цифр и микроменеджментом. Овладеть премудростями этих стратегий под силу лишь очень вдумчивым и целеустремленным игрокам. Тем не менее, серия нашла свою аудиторию и начиная с четвертой части выходит в retail-формате.
Разработчики из Spider Web Software напротив, не собираются покидать гавань shareware: вот уже много лет корпят они над RPG-сериалами Avernum и GeneForge. Эти игры не блещут графикой, зато в них есть оригинальный сюжет и своеобразная ролевая система. Фанаты-приключенцы ждут новых серий не меньше, чем домохозяйки - мексиканских сериалов.
Кроме того, есть много уникальных shareware-игр, не подпадающих ни под какую жанровую категорию. Например Strange Adventures in Infinite Space чем-то похожа на RPG и на стратегию. Но для стратегии в ней слишком много элементов случайности, а для RPG банально не хватает ролевой системы. Тем не менее, продукт получился забавный и нестандартный. Встречаются и вполне серьезные познавательные проекты. Так, например, Bridge Construction Set от Chronic Logic - это и симулятор, и головоломка, и пособие для студентов, изучающих сопромат. Ведь учиться, играя - гораздо интереснее!
Виды на будущее
Что же нас ждет в ближайшем будущем? Логические аркады вряд ли исчезнут, поскольку казуалы всегда будут требовать игр и зрелищ. Кроме того, это отличная стартовая площадка для желающих попробовать свои силы начищающих разработчиков. Со временем новички или перейдут на крупные проекты или наоборот, окажутся вытесненными более удачливыми конкурентами. Есть, конечно, единичные случаи, когда разработчики твердо держатся в жанре логических аркад, как например PopCap или Big Fish Games, но это скорее исключения.
Для создателей шутеров, аркад, стратегий и RPG перспективы еще более радужны: продавать игры без необходимости печатать их на компакт-дисках и рассылать коробки во все концы света становится все выгоднее благодаря распространению быстрого Интернета. В самом ближайшем будущем можно ожидать нового слияния retail и shareware. Первая ласточка - нашумевшая система Steam: во-первых, теперь игры от Valve можно достать как на компакт-дисках, так и в Интернете, а во-вторых, вне зависимости от способа приобретения их придется активировать на сервере Steam. Правда, сервера эти часто виснут, да и система пока еще далека от совершенства: без регистрации игра не будет работать вообще. Но сама возможность скачать столь крупный дистрибутив, безусловно, радует. Примеру Valve последовали и другие разработчики, такие как Electronic Arts и Sega. Все это говорит о том, что скоро мы сможем приобретать в онлайне не только простенькие шароварки, но и самые продвинутые шедевры игростроя.
Автор: Dan78 17.06.2006
1087 Прочтений • [Shareware - первое знакомство] [30.05.2012] [Комментариев: 0]