Подведение итогов – исход любого события, жирная точка, следующая в конце темы, временного отрезка или действия. Желание упорядочить результат, выделить главное и отбросить остальное всегда импонировало человеку. Что может быть приятней, чем целый месяц проспать, а затем за несколько минут наверстать упущенное, окинув взглядом все важное и тем самым не утруждая память малозначительными вещами?! GamesLife не обошел стороной этот жанр, и если все пойдет хорошо, то вы регулярно сможете читать итоги месяца – своеобразную выжимку из последних событий в игровой индустрии. Учитывая развлекательную направленность сайта, стоит понимать, что за кадром останутся большинство событий, важных для игровой индустрии, но не для широкой публики. Финансовые отчеты, переходы директоров на другое место работы, курсы акций – эти данные могут попасть в нашу статью лишь при наличии тесной связи с более актуальной новостью. То, что этот выпуск первый, развязывает мне руки и дает повод подойти к временным рамкам не слишком формально. В противном случае у событий конца января просто не было бы шансов попасть в обзор. Так что смягчим позицию, временно увеличив пенсионный возраст новостей.
Дела издательские
Nival Interactive уже достаточно давно намеревалась расширить свой кругозор, выступив не только в роли разработчика игр, но и в качестве издателя. Намерения вылились в результат: 27 января на полках можно было лицезреть первый продукт, изданный под лейблом Nival. Первенцем стало продолжение «Проклятые Земли: Затерянные в Астрале», релиз коего спустя пять лет после выхода оригинала – само по себе явление любопытное. Главным фактором перехода к новому виду деятельности стало стремление самостоятельно продвигать свои игры на территории России и соседних стран. Именно разработки Nival Interactive и проекты, созданные под эгидой студии, должны стать основной трудовой нивой для новоиспеченного издателя. Сложившийся образ компании заметно выделяет Nival среди прочих российских издателей, занимающихся продвижением очень широкого ряда игр. Логотип 1С на коробке с игрой не всегда выглядит обещанием качества, в то время как у лейбла Nival есть все шансы стать символом игры, достойной внимания. Самым значительным релизом издателя должен стать проект Heroes of Might and Magic V, которому уже сейчас прогнозируют продажи в миллион копий. При этом Nival не намерена замыкаться только на традиционных видах издательской деятельности, позволив скачивать продукты по сети. Идея здесь вполне понятна: Nival сейчас не в состоянии совмещать разные по своей сути роли издателя и дистрибьютора. Говоря простым языком, развозить грузовики с дисками Heroes of Might and Magic V будет помогать 1С. Не исключаются также контакты с «Новым Диском». Экономика диктует свои правила: предлагать постоянно большие партии товара, что противоречит идее издания узкого круга игр. Онлайн-продажа позволила бы снять часть этих ограничений. Тут, правда, тоже не все так просто. Российская реальность вводит в идеальную картину ряд ограничений, таких как малое число мегабит в секунду на душу населения. Широкие каналы еще не стали привычными даже в крупных городах, не говоря уже о менее значительных населенных пунктах. Потому сетевая дистрибуция начнется с небольших дополнений.
Когда же?
В то время как аналитики прикидывают число нулей в будущих продажах Heroes of Might and Magic V, сама игра не спешит появляться на свет. После выхода бета-версии общественность начала беспокоиться за светлое будущее пятой части; появились призывы задержать дату выхода. Фанаты серии даже создали сайт saveheroes.org и предложили подписать петицию. Суть всех претензий сводилась к тому, что к объявленной дате выхода «Героев» не удастся довести до нужного уровня. Опасения подстегивал слух, будто ранний выход игры связан с тем, что именно 31 марта заканчивается очередной финансовый год, и Ubisoft нужно отчитываться перед акционерами. Российские разработчики никак не объяснили происходящее. Более того, из их ответов на форуме было очевидно, что они сами не в курсе, и здесь все решает исключительно Ubisoft. Окончание всей истории можно назвать благополучным – дату выхода все-таки перенесли. Конечно, ожидание растянулось, но оно явно не сравнится с разочарованием, которое мы бы испытали, появись игра в таком сыром виде. Что касается российских пользователей, то они задержку ради благих целей должны принять особенно легко. Не будем тыкать пальцем в затертые до дыр названия, но уж больно часто в последнее время нас радуют бетами под видом финальных релизов. Пошумел на просторах сети еще один громкий и не менее (точнее, даже более) долгожданный проект – S.T.A.L.K.E.R. Информация о сокращении нескольких сотрудников из арт-отдела и перевода двух людей на Heroes of Annihilated Empires вызвала странную реакцию. Поползли слухи, что издатель THQ, утомленный постоянными переносами, разуверился в коммерческом успехе игры и собирается даже передать его стороннему разработчику. Слухи, прямо скажем, были сомнительными с самого начала. Уменьшение штата людей, работающих над графикой, намекает скорее на завершенность данной части. Именно этот факт подтвердили сотрудники GSC Game World. По их словам проект находится на стадии сдачи бета-версии. Напомним, что релиз S.T.A.L.K.E.R. запланирован на дату when it's done, и done этот будет никак не раньше осени.
Насилию бой
Рубрику о насилии в играх и борьбе с ней можно без особых проблем сделать постоянной. Не проходит и месяца, чтобы не появились новые материалы на эту тему. Разработчики и журналисты специализированных игровых изданий в подобных вопросах обычно стоят на позиции свободы виртуального насилия и разврата; общественные деятели и политики, как и положено, выступают за запреты. Впереди планеты всей в борьбе с нехорошими игровыми проявлениями традиционно марширует США. В штатах Юта и Айова почти одновременно и с похожими предложениями выступили Дэвид Хог (David L. Hogue) и Джанет Петерсен (Janet Petersen) соответственно. Политики считают, что подростков нужно оградить от жестоких игр, запретив продажу подобной продукции несовершеннолетним. Впрочем, все это уже было, и, к недовольству борцов за нравственность, суд каждый раз отменял подобные решения. Куда интереснее подошел к этому вопросу Стар Лоук (Star Locke), кандидат в губернаторы Техаса. Понимая, что давить это дело так же бесполезно, как отрубать гидрам головы в промышленных масштабах, он решил найти ту экономическую компенсацию, получая которую, власти смогут закрыть глаза на разлагающее действие жестоких игр. По планам для получения такой компенсации следует повысить налог на игры до 50%. Невзирая на некоторую абсурдность, эта инициатива куда более хитра и перспективна. В очередной раз пытаться запретить видеоигры, предлагая очередной вариант отклоненных законопроектов, – пустая трата времени. Нет, если важен сам процесс пиара, это одно, но если волнует результат, прецеденты в судебной практике показывают: даже не пытайтесь. Введение же большого налога – ход совсем другой направленности. Если хорошо постараться, провести «правильные экспертизы», доказывающие исходящий от виртуального насилия вред, то вполне можно претендовать на оплату программ по реабилитации игроков, по профилактике правонарушений на этой почве, по информированию о вреде жестоких игр. Одним словом, обосновать высокий налог. Считается, что восток – дело тонкое. Может быть, так оно и есть, однако Китай упорно продолжает рушить этот стереотип. Если в США борьба с насилием в играх сама напоминает симулятор юриспруденции, то Китайское правительство поступает более прямолинейно и работает на результат. Знайте, к тому моменту, когда будет опубликована данная статья, бедных китайских подростков, не достигших 18 лет, перестанут пускать в Интернет-кафе. Но даже те, кто сможет подтвердить свой почтенный возраст, лишатся сомнительного удовольствия запускать в данных заведениях игры, угрожающие национальной безопасности и ставящие под сомнение территориальную целостность государства. Кроме того, китайским подросткам запретят посещать караоке-бары и дискотеки – правительство считает, что эти места пропагандируют разврат. Бедные детишки из страны дешевых кроссовок…
Трудно им будет, очень трудно…
После подобных нападок хочется услышать хоть что-то, не очерняющее игры. Спасибо ученым из West Virginia Wheeleing Jesuit University, которые, проведя исследования, пришли к выводу, что игры способны вызывать обезболивающий эффект, построенный на отвлечении человека во время игрового процесса. Прелесть такого лекарства заключается в том, что оно не подразумевает введение вредных препаратов, имеющих противопоказания. Ничего революционного здесь нет. Об отвлекающем действии знает каждый, кто в два часа ночи, оторвавшись от компьютера, вспоминал, что еще не завтракал. Но научное подтверждение проверенной практикой истины – тоже дело неплохое. Шокирующую новость подкинуло руководство самой раскрученной игровой выставки E3. На этот раз гонению было подвергнуто не насилие, а частенько сопутствующий ему грех – разврат. Полуголые девицы уже давно стали на выставках неотъемлемым атрибутом рекламы, притягивающим к стендам мужскую аудиторию. Отныне излишне раскрепощенные дамы будут приравниваться организаторами по статусу к ведьмам, и при поимке их наниматели вынуждены будут уплатить штраф в 5000$ или отдать подопечных инквизиторам на сожжение. Здесь впору сделать грустное лицо, написать ругательный текст и сдать заготовленные билеты на самолет. Однако природный оптимизм заставляет взглянуть на это и с положительной стороны. Злоупотребление вечно актуальной, но совершенно банальной обнаженкой незаслуженно затмевает действительно интересные ходы некоторых организаторов стендов. Возможно, подобный запрет станет неплохим стимулом для мозговой деятельности в области привлечения внимания, и прибавится оригинальных дизайнерских подходов.
Знакомые все лица
Разработчики и игровая общественность обожают говорить загадками. Сказать прямо, над чем работает студия и на какой стадии находится проект – значит разрушить интригу вокруг него. Интрига – это внимание, споры и догадки, лишние публикации, в конце концов. И чем известнее студия, чем крупнее проекты за ее спиной, тем больше домыслов вызывают даже небольшие телодвижения. После новостей о закрытии компании Blizzard North и переезда большинства сотрудников в другое отделение Blizzard South фанаты серии Diablo всерьез испугались. Собственно, никаких подтверждений тому, что в недрах этой студии зрело продолжение знаменитой серии, не существовало. Но именно Blizzard North являлась ответственной за серию Diablo, поэтому не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, какую игру ковали многоопытные игроделы, ограничиваясь фразой «неанонсированный проект». Вспомнить еще раз все эти события, произошедшие в конце лета, заставила одна маленькая новость. На сайте Blizzard появился список специалистов, которые требуются Blizzard для работы над новым проектом совместно с командой, разрабатывавшей некогда Diablo 1 и 2. Нетрудно догадаться, почему всем мерещится Diablo 3. Если работы над этим долгожданным проектом на самом деле возобновились, то невольно возникает вопрос: на какой стадии разработки он находится? С момента релиза Lord of Destruction до закрытия Blizzard North прошло четыре года. Срок более чем достаточный, чтобы завершить игру. А объявление о поиске 3D-художника, 3D-моделлера по персонажам и аниматора явно намекает, что создание игры начнется с самых низов. В поле зрения прессы вновь попал старый знакомый Джон Ромеро – личность насколько известная, настолько и скандальная. Будучи знаменитым гейм-дизайнером, приложившим руку к легендарному Doom и организовавшим безвременно почившую компанию ION Storm, в последнее время Ромеро являлся скорее отрицательным примером. На его опыте без проблем можно писать целые трактаты о том, как нельзя управлять компанией и как не нужно себя восхвалять. Не усидев долго в Midway Games, Ромеро уже не в первый раз ушел на вольные хлеба. И наконец-то появилась информация о том, чем собирается зарабатывать на жизнь эта одиозная фигура. Оказалось, что Джон оценил сегодняшнюю благоприятную ситуацию на рынке MMO-игр и решил копать в этом направлении. Он нашел человека, который собирался запускать в производство какой-то очень необычный сетевой проект и убедил его организовать совместную компанию. Об этой фирме почти ничего не известно – только то, что поведал сам Ромеро: «Я не могу рассказать очень много… Это совершенно секретная компания-невидимка… Это не типичная игровая компания, и мы не делаем типичные игры». Что-что, а сохранять интригу Ромеро умеет; главное - чтобы в результате не наступило то же разочарование, как, например, в случае с Daikatana. Если Джон Ромеро вновь заставил о себе говорить, то у не менее известного, пусть и виртуального персонажа, Larry есть все шансы исчезнуть из игровой индустрии. Vivendi Universal Games закрыла два проекта из линейки Leisure Suit Larry. Оба проекта не слишком интересны для владельцев PC, так как являлись консольной разработкой: продолжение Leisure Suit Larry: Magna Cum Laude и ответвление для PSP. Однако бренд един для всех платформ. Отмена этих игр говорит об экономической бесперспективности серии, что чаще всего является окончательным приговором. Стоит отметить, что возвращение легенды Ларри (точнее, его племянника) было встречено с прохладцей. Серию из разряда эротического квеста с массой иронии и юмора превратили в простенький набор аркад, который не слишком понравился даже «консольной» публике, охочей до подобных забав. Так что финал вполне закономерен. Сложно сказать, что воспринимается хуже – насилие над любимым именем или забвение серии. В любом случае, надежды на возрождение старины Ларри не в виде зомби тают на глазах. Развороты на 90 градусов в игровой индустрии происходят редко. Лара Крофт, едва ли не самый сексапильный персонаж женского пола, определилась с датой возвращения на большие, маленькие, плоские, выгнутые и другие экраны. Задача у этой дамы совсем не простая – вернуть расположение множества своих поклонников. Прошлая часть – Tomb Raider: Angel of Darkness от Core Design – оказалась, прямо скажем, весьма средненькой, а с учетом звездности тайтла – и вовсе провальной. Понимая, что без перемен не обойтись, Eidos передала разработку в руки другой компании – Crystal Dynamics, усилив этот коллектив Тоби Гардом – человеком, придумавшим Лару Крофт. Что из этого получится? Узнаем в ближайшее время.
Послесловие
Но все новости февраля и конца января даже в сумме не сравняются с одной фразой, произнесенной Уве Боллом. Скандально известный режиссер, который с таким энтузиазмом принялся за экранизацию компьютерных игр, объявил, что Far Cry может стать последним проектом этого плана. Из уст человека, который угробил кинематографическое будущее целого ряда игр, данная новость звучит очень приятно. Сейчас не хочется даже вспоминать, что на алтаре лежат как минимум Dungeon Siege и сам Far Cry. Их, конечно, жалко, но ради светлого будущего мы готовы даже на такие жертвы. У Болла есть традиция – в интервью после каждого нового фильма, помимо ругательств в сторону критиков и журналистов, говорить примерно одно и то же: если даже последний фильм был не ахти, то следующая лента уж точно порадует публику. Забавно, какую фразу мастер заготовит к последней своей экранизации игры.