Время выключить свет и сделать звук погромче. Хотите, расскажу вам историю? В одном далеком-далеком городе был старый-старый дом. А в этом старом-старом доме был темный-темный подвал… Банально? Нестрашно? Да, действительно, чего тут бояться? Это всего лишь игра, и мы всегда можем подумать о радостных, приятных, безопасных вещах. Плюшевые мишки, солнечные пляжи, чашка горячего какао перед сном… в комнате… в темноте… в одиночестве… Ма-ма-а-а!
Добро пожаловать?
Северная Англия, 1963 год. Джентльмен с безупречной репутацией, инженер Джеймс Блэквуд обвинен в жестоком убийстве собственной жены; это событие потрясло добропорядочных горожан. До суда супруг не дожил – сердечный приступ? Самоубийство? Следствие зашло в тупик. Дело закрыли. Год спустя по завещанию Блэквуда его поместье перешло к близкому другу семьи – доктору Кристоферу Милтону. Отпраздновав новоселье, врач внезапно прекратил свою практику и начал жить отшельником. Спустя несколько лет он пропал без вести. 80-е годы, загородный викторианский особняк. После успешного выхода дебютной книги писатель Майкл Артейт (Michael Arthate) начал испытывать серьезные трудности с созданием очередного шедевра. Купив старинное поместье, он рассчитывал отдохнуть от надоедливых поклонников и поискать вдохновения… Вы уже поняли, что это была не самая удачная мысль?..
Глубина страха
Пасмурный холодный день. Майкл прибыл в свое новое жилище. Поместье тихо, спокойно и даже красиво, если не обращать внимания на отсутствие света и воды, а также на чужие вещи, оставленные в беспорядке, как будто их хозяин отошел совсем ненадолго и не вернулся. Запыленные книги, засохшие цветы, картины в тусклых рамах, старые поблекшие фотографии. Но вскоре идиллия сменяется тревогой: что случилось с человеком, оставившим столь безумный дневник? И что происходит там, в подвале? Неужели в этом доме мы не одни? Попытка раскрыть тайну этого поместья может стоить жизни. Нашей жизни. Но мы не можем сидеть сложа руки.
Территория страха
В игре используется классическое «квестовое» управление point&click и привычный курсор в форме меняющейся руки. Инвентарь, вызываемый правым кликом мыши, пока небогат. Постепенно появляющиеся подсказки оказываются совсем не простыми, а порою ведут в никуда. Вообще, здесь не стоит искать легких путей. Чтобы сдвинуть сюжет с места, придется дотошно осматривать особняк, причем не единожды, иначе игра превратится в экскурсию по картинной галерее (кстати, галерее весьма неплохой: каждую репродукцию можно и нужно рассмотреть отдельно). Интерфейс не разочарует истинных поклонников квестов. Панорама смещается на 360 градусов, позволяя вволю осмотреться и… успешно заблудиться, поздравляю! Для тех, кто не хочет потеряться в анфиладах комнат или перепутать почти одинаковые двери, предусмотрена возможность дискретного перемещения: экран сменяется по щелчку мыши. Не так эффектно, зато меньше шансов пропустить кусок неисследованной территории. Существует (и порою без него не обойтись) вариант «звонок другу»; правда, товарищей здесь не выбирают: назрела необходимость в беседе – сможете поговорить, нет – услышите только гудки. Территория поместья обширна и разнообразна. Помимо трехэтажного особняка, мы сможем пройтись по заброшенной теплице, зайти в хмурую часовню и даже посетить мрачный склеп. Живое, движущееся небо может разразиться грозой – и тогда капли на стеклах сделают уютным даже такое странное убежище. Графика далека от фотографической точности; скорее, увиденное напоминает старинные гравюры и акварели (действительно, дизайнеры опирались на реальные образцы). Убедительны и разнообразны текстуры; от вида раковин и внутренностей холодильника рука так и тянется к губке… впрочем, воды все равно нет. Не порадуют достоверностью скромные анимационные ролики. Они бесконечно далеки от реальности и выполняют скорее декоративную функцию. Прочувствовав атмосферу заброшенного особняка, начинаешь испытывать странную смесь безнадежности и азарта – подобие эйфории в минуты смертельной опасности. Той, которая здесь довлеет над вами практически каждую секунду.
У вас хорошая звуковая карта?
Вопрос неслучаен. В этом поместье все звучит, все откликается на наши действия. Дорожки похрустывают под ногами, эхо гулко отзеркаливает шаги, в некоторых комнатах умиротворяюще тикают напольные часы, а неожиданный звонок телефона гарантированно заставит подпрыгнуть. А уж те самые шорохи, давшие название игре… Да, это действительно нужно услышать! Плавная смена настроения от тревоги к полной безысходности и обратно во многом обязана звуковому оформлению. Его автор – Cellar of Rats (или «Подвал с крысами»), и он – профессиональный музыкант с 15-летним стажем, чьи личные пристрастия – фильмы ужасов и книги Лавкрафта. Композиции Scratches весьма разнообразны: то исполнены классическим покоем, то приобретают настрой мрачной тоски. Течение музыки подобно путешествию в утлой лодочке по темной реке, скрывающей неведомых чудовищ. Думается, не напрасно сэмплы из Scratches на сайте игры предваряются настоятельным советом разработчиков не прослушивать их в одиночестве…
Ну что, покапризничаем?
Вообще-то поводов для капризов мало. Но есть. Прежде всего, инвентарь. Все, что мы добываем непосильным трудом, сбрасывается туда и валяется в общем ряду, без каких-либо подписей и опознавательных знаков. Легко представить будущие напряженные раздумья о том, какой ключ (да и ключ ли это?) откуда взялся и зачем. Далее – журнал, вернее, его отсутствие. Весь ход игры, телефонные беседы, собственные догадки и раздумья – возможно, очень важные – остаются исключительно в памяти. Прямо как в жизни! Пока что очень трудно оценить обещанное компанией Nucleosys «абсолютное слияние с героем, проникновение в его мысли, чувства, эмоции и страхи». Может, оно будет, а может, это банальный рекламный прием. То же касается заявленной системы встроенных в игру ненавязчивых намеков и подсказок в зависимости от желаемой степени трудности. М-да, час бродим (демо-версия вышла давненько, к слову сказать) – хоть бы где намекнули! Остается надеяться, что в полной версии игры хотя бы что-то из этого (например, странности с изменением разрешения экрана) разработчики все-таки уладят… Ожидаемый выход локализованной версии Scratches наводит на раздумья иного рода. Скажем, ни одну из серий бесконечных похождений Нэнси Дрю мне не удалось пройти в русском варианте – ну просто невозможно это! Перевод загадок и намеков на корню лишил их всяческого смысла и полезности. Переступят ли эти грабли локализаторы, или они по традиции сядут за руссификацию, ни единожды не запустив игру?
Автора!
«Сайт жив и работает, все доступно к закачке, игра будет завершена в ближайшие дни. Все хорошо. Плохо только, что наши жизненные силы практически иссякли». Так звучит самая свежая на это время новость на официальном сайте Nucleosys – молодой компании разработчиков из Аргентины. Scratches – это первая коммерческая адвентюра, когда-либо произведенная не только данной студией, но и вообще в этой далекой и теплой стране. Кстати, дебютное произведение новоиспеченных игроделов задолго до выхода обзавелось немалой армией поклонников.
Что ж, пора выключать свет и делать звук погромче. Вы в доме. И вы здесь не одни. Что это царапается и шуршит за стеной?
P.S. издавать игру на территории СНГ будут компании «Руссобит-М » и Playten Interactive; локализованная версия Scratches называется «Шорох».