История Crashday началась в далеком 1997 году, когда немецкая студия Moon Byte начала разработку сумасшедшей гоночной аркады, и продолжалась почти десятилетие. Игроки, конечно, радовались, разглядывая умопомрачительной красоты скриншоты, но все же неуверенность в силах команды-новичка ощущалась. Как выяснилось, зря.
Чудеса на виражах
При запуске игры в глаза бросается обилие игровых режимов. Конечно же, некоторые из них заимствованы из предыдущих игр жанра или у конкурентов (взять хотя бы прыжки в высоту – припоминаете Flatout?), но разработчикам удалось объединить прошлые наработки с собственными оригинальными идеями.
Не секрет, что многие игроки ждалиCrashday ради возможности нацепить на машину пару ракетниц и с улюлюканьем отправиться сдавать себе подобных в металлолом (что, кстати, не удивительно, учитывая народную любовь геймеров к Carmageddon, да и то, что великолепные консольные Twisted Metal и Vigilante 8 не добрались до наших краев). Что ж, забава удалась – Wrecking Mode является одним из лучших игровых режимов. В вашем распоряжении огромное закрытое пространство, средство передвижения, оружие и множество противников в роли пушечного мяса. Чем больше машин на арене, тем веселее. Оторванные куски металла, с безумной скоростью пролетающие мимо игрока, несмолкающие пулеметные очереди, впечатляющие взрывы - зрелище не для слабонервных. Не нравиться стрелять? Попробуйте разогнаться километров до 250 в час и со всего маху «поцеловать» вон того синего пижона. Удовольствия приносит не меньше. Процесс напоминает хрестоматийный deathmatch, где для победы требуется набрать определенное количество убийств. Вот арсенал подкачал: миниган, одиночные и двойные ракеты – для безбашенной аркады небогато. Все-таки Moon Byte стоило обратить свой взор на консольные хиты – с вооружением там всегда было все в порядке.
Следующий режим, Hold the Flag, уже своим названием говорит о сходстве с шутерным модом Capture the Flag. За флажком в виде большого смайлика устремляется оголтелая орда машин. Завладев «флагом», игрок должен провезти его через 10 контрольных точек. Все машины разделены на две команды, и напарники захватившего смайлик пытаются помешать соперникам (хотя в большинстве случаев просто создают видимость этого). В меру весело и оригинально, хотя и довольно просто – противники туповаты и на рожон не лезут.
Вы смотрели «Скорость» с Киану Ривзом в главной роли? Знакомство с этим фильмом разработчики демонстрируют нам в режиме Bomb Run. Идея понятна – устанавливается определенный порог скорости, ниже которого нельзя опускаться. На каждой контрольной точке этот порог растет, и к концу трассы не только прикосновение к тормозу, но и ослабление нажатия на газ чревато красивым взрывом вашего железного коня.
Следующий режим – Pass the Bomb, понятно, тоже без взрывчатых веществ не обошелся. Овальная арена, бомба, установленная на случайно выбранном участнике, и полминуты времени на то, чтобы не позволить передать себе опасный груз. Особо расторопные непременно попробуют подсунуть сопернику взрывчатку в последние секунды, что принесет 3 очка вместо 1 за роль обычного наблюдателя.
Stunt Mode – режим трюкачеств и прочих безумств – является самым зрелищным номером программы. В целом, задумка напоминает аналогичные режимы в Flatout и «Адреналин-Шоу», но Crashday обходит их по насыщенности действа. Здесь царит и правит стопроцентная аркада – как вам, например, возможность прокрутить машину в воздухе градусов на 700? Никто не пожалуется на нереальность, потому что играть становится только веселее. Взлететь вверх на высоту птичьего полета, с грохотом и осколками стекла приземлиться, проехать вниз головой – восторг от совершения подобного комплекса приемов просто неописуемый.
К сожалению, слабые моменты в игровом процессе все же есть. Ахиллесовой пятой оказались обычные гонки. В том-то и дело, что они слишком заурядны: трассы однообразны, планировкой и дизайном не блещут. Противники выступают скорее в роли статистов, чем реальных соперников – навязать им борьбу и добиться хоть какой-нибудь активности очень сложно. Порадовать может тот факт, что в главном режиме – карьере – таких гонок немного, а после играть в них необязательно.
Кстати, о карьере. Уже набившая оскомину история о гонщике, постепенно выбивающемся «из грязи в князи», в Crashday не слишком длинна: 24 этапа, 3 кубка – все можно одолеть за один вечер. Зато обвинить режим в однообразии никак нельзя – все этапы не похожи друг на друга, в каждом присутствует какая-либо изюминка. Продержать машину в воздухе 4 минуты, набрать 70 тысяч очков в одном комбо, набить на пять убийств больше, чем противник – далеко не полный перечень доступных миссий. А вот за последний этап разработчикам стоит устроить хорошую трепку – в предвкушения чего-то монструозного и монолитного игрок получает невнятную миссию, место которой где-нибудь в розыгрыше юниорского кубка. Присутствует и некое подобие тюнинга – любители ярких конфетных оберток могут спокойно продолжать играть в Need for Speed: Underground 2, т.к. сплошь увешать машину разными рюшечками не дадут. Несколько видов бамперов, спойлеров и винилов – негусто, но мы сюда не за этим пришли.
Не сбавлять обороты!
Игрокам, не насытившимся прохождением карьеры, всегда открыта дорога в онлайн. Мультиплеерная часть оптимизирована лучше некуда – даже обладатели самых захудалых модемов могут посоревноваться с друзьями в битве за неофициальное звание «Самого сумасшедшего». Множество игровых режимов к этому только располагает.
Зрелищности игре прибавляют и безупречно сделанные реплеи. В конце каждой гонки можно замедлить время, рассмотреть все происходившее с десятка камер – словом, посмаковать свою победу как душе угодно.
В правдивость скриншотов некоторые не верили, но тут все по-честному: модели машин, физика, спецэффекты и система повреждений заслуживают всяческих похвал. С другой стороны, над рельефом и окружением стоило поработать побольше – детализации явно не хватает. Саундтрек отлично подобран – смесь из электроники и рока хороша даже для прослушивания в обычных условиях. Управлять с клавиатуры несложно, клавиш используется совсем немного, так что проблем со сломанными пальцами возникнуть не должно.
Game Over?
Подводя итог, можно сказать определенно: игра удалась. Разнообразие игровых режимов, веселый и простой геймплей, симпатичная графика – плюсов достаточно. Нужно учитывать и тот факт, что в последнее время таких игр выходит очень мало. Да, короткая карьера и невзрачные пейзажи немного портят впечатление, но, учитывая бойкие продажи Crashday, стоит ждать продолжения. Надеемся, что Moon Byte ответственно отнесется к работе над ошибками и хит у них все-таки получится.