Время. Самая неподвластная нам часть реальности. Мы способны бороться с поворотами судьбы и даже косвенно влиять на природу, но будем абсолютно бессильны, когда отведенные нам годы подойдут к концу. Люди издавна пытались решить это недоразумение с помощью магических артефактов, позволяющих вернуться хотя бы на несколько лет назад и исправить былые ошибки. Но машина времени – это лишь выдумка какого-то фантаста, ставшая основой для очередного произведения, а вскоре – и для научных исследований, разумеется, не давших никакого результата. Впрочем, с этим нужно смириться. Только Боги творят чудеса и вклеивают в книгу вселенской истории новые страницы. Мы – лишь буковки, от которых ничего не зависит. Но не стоит унывать. Даже самые смелые мечты могут обрести плоть – пускай лишь в виртуальности. Ребята из питерской студии Saber Interactive, которые доселе отметились только Will Rock – заурядным клоном Serious Sam, нынче корпят над оригинальным боевиком под названием TimeShift. Боевиком, способным не только перевернуть каноны жанра, но и заставить нас переосмыслить свое существование.
Ад вблизи
На долю полковника Майкла Свифта выпало нелегкое испытание - гибель дочери. Вояка тяжко перенес утрату. Страдания, боль… В такой ситуации трудно не сойти с ума. Вскоре после случившейся трагедии правительство США предложило Майклу стать испытателем самого важного изобретения последних веков – машины времени, названной просто и незатейливо – Хрономикон. Бывшему летчику-испытателю было нечего терять – он подписал бумажку и стал готовиться к путешествию в прошлое. Перед ним стояла простая цель: посмотреть, что происходило пару сотен лет назад, и вернуться обратно – в настоящее. Никаких проблем не возникло. Майки блестяще справился с задачей и готовился почивать на лаврах. Но после возвращения в родное время он не мог понять, что творится. Мир изменился. Процветающий американский континент превратился в средоточие зла; повсюду царят хаос и разброд, на улицах – ни души, и только редкие выстрелы разрезают тишину. Там, куда он попал, власть находится в ручищах деспотов, которые, как выяснится позже, всеми силами пытаются ликвидировать Свифта. Ведь он – единственный, кто способен управлять временем и противостоять жестоким тиранам. Добро пожаловать в Ад!.. Прежде чем вступать в открытую борьбу, Майкл хочет разобраться, что тут, черт побери, происходит. Это небезопасно: каждый встречный сходу узнает нашего протеже и считает своим долгом нашпиговать его тушку свинцом. А если учесть, что неприятели встречаются практически на каждом шагу… Впрочем, шансы у нас и у подопечного все-таки есть. Пускай Майкл – не супергерой, но зато у него есть пара козырей в рукаве. А именно – квантовый костюм и Хрономикон. Какими функциями обладают эти агрегаты? О… С их помощью можно замедлять и останавливать время и даже поворачивать его ход в обратную сторону. Схема последнего приема такова: секунды несутся вспять, предметы и живые существа возвращаются туда, где они были чуточку раньше, и лишь вы остаетесь на месте. Чудеса! Скажете, мелочь? Опробовав демо-версию, имеем право возразить: как бы не так! Новые возможности существенно видоизменили геймплей. В других играх того же жанра при встрече с несколькими неприятелями мы принимались наматывать круги и отступать, чтобы не пасть в тяжелом бою. Небольшой прогресс наметился в свое время в Max Payne: там приходилось включать slo-mo и в прыжке отстреливать противников, надеясь, что шальные пули пролетят мимо. И только в TimeShift разработчики позволят поливать свинцом подлых вражин, самостоятельно уворачиваясь от снарядов. Здесь даже можно рассчитать, куда следует двигаться, чтобы уклониться от выстрелов. Как следствие – приходится думать. Каждый бой действительно неповторим. Любую стычку можно выиграть несколькими способами: выскочить из-за угла и лихо снести тыквы опешившим противникам; замедлить время и методично прихлопнуть неприятелей, существенно уступающих в скорости; нажать на хронометре кнопочку «стоп» и с улыбкой на устах отправить пулю в чело неподвижному солдафону. Безусловно, свобода выбора есть не всегда, но даже ее редкое присутствие делает процесс гораздо интересней.
Полеты в объятиях времени
Арсенал состоит в основном из футуристических пушек. Огнемет с большим радиусом поражения, сияющая разными оттенками синего винтовка, мощный, но не слишком точный пистолет – эти образцы, представленные в демонстрационной версии TimeShift, дарят настоящее веселье. Стрельба из подствольного гранатомета проста и полезна: от взрывов противники разлетаются на куски, а рассчитать траекторию снаряда вовсе не трудно. Веселья добавляет и местная единичка: чтобы с ее помощью попасть в противника, нужно приблизиться к нему практически вплотную. Очень, знаете ли, интересно выделывать пируэты в стиле мастеров фигурного катания, совершая резкие прыжки в стороны и постоянно приседая с целью увернуться от пуль. Манипулировать квантовым костюмом и Хрономиконом придется не только в бою. Представьте ситуацию: нужно пройти через электрический забор. Окольных путей нет, а рычаг, который ненадолго отключает «щит», возвращается в исходное положение примерно через три секунды, тогда как бежать нужно вдвое дольше. Что делать? Останавливать время и с прытью гепарда нестись вперед. В мультиплеере – аналогичные забавы. Правда, не совсем понятно, как будут реализованы издевки над хронометром и чем предстоит заниматься тем игрокам, которые попали в зону действия эффекта замедления. О видах сетевых боев ничего не известно. Правда, исходя из того, что на поле брани одновременно могут сойтись до 16 человек, можно предрекать наличие классических вариаций на тему deathmatch и capture the flag. Одиночная кампания подарит нам примерно десять часов удовольствия. Впрочем, судя по всему, второе прохождение игры будет практически таким же интересным, как и первое, так что сетовать на малую продолжительность TimeShift не имеет ни малейшего смысла.
Один за всех
Качество графики впечатляет. Облаченные в разноцветную (sic!) броню неприятели не могут пожаловаться на нехватку полигонов. Каждая текстура скроена с должным тщанием; эффекты очень удачны, на них приятно посмотреть. Интерьеры тоже заслуживают похвалы: ящики и прочая «мебель» разбросаны не абы как – по крайней мере, классический метод copy/paste не использовался. Удручают только открытые пространства, которые не удались размерами. Впрочем, в незабвенном F.E.A.R. они были не больше. Итог закономерен. Ребята из Saber Interactive учли былые ошибки, допущенные при разработке Will Rock, и принялись творить чудеса. На данном этапе TimeShift – один из самых многообещающих проектов в своем жанре. Кстати, на основе этой игры и ее конкурентов можно проследить одну интересную тенденцию. Подавляющее большинство людей и компаний пришли в индустрию, чтобы беззастенчиво строгать капусту. Они упрямы и неутомимы, словно какие-нибудь мулы. И лишь изредка появляются настоящие дарования, которые в одиночку продвигают классные идеи, постоянно натыкаясь на подводные камни и недоверие со стороны скептиков. Но кто победит - новички, жаждущие заработать денег, или настоящие мастера, денно и нощно творящие шедевры? Время покажет. Ведь только у него есть безграничная власть.