Имя Уилла Райта, к сожалению, не слишком известно рядовым геймерам. В то же время сложно найти любителя электронных развлечений, ничего не слышавшего о созданной им игре The Sims. Многочисленные аддоны, сборники и коллекционные издания, выход которых всегда сопровождался едкими остротами журналистов, сформировали этой серии достаточно негативную репутацию. Однако надо признать, что в основе The Sims лежит одна из самых необычных идей, когда-либо посещавших умы игровых дизайнеров. А размаху и своеобразию нового проекта Райта позавидовал бы даже Питер Мулинье, сам не раз удивлявший публику оригинальностью своих работ. Единственная игра, сравнимая со Spore по масштабу, - знаменитая Civilization. Но разработчики из Maxis пошли значительно дальше своих коллег. Если Civilization начиналась с поселенца, сразу же создававшего город, то Spore предоставит игроку на старте всего лишь простейший одноклеточный организм. Эволюционный путь из амеб к межзвездным путешественникам будет долгим, и далеко не каждый сможет его пройти. Кто-то просто не выберется из вод Мирового океана, где зародилась жизнь, кому-то предстоит бесследно исчезнуть в войнах, которые неизбежно начнутся на определенном этапе развития планеты. Даже старт космического корабля не принесет желаемой победы. Spore выглядит бесконечной, словно Вселенная, покорение которой и станет заключительной стадией игры. Всего в игре будет пять таких этапов, каждый из которых будет кардинально отличаться от предыдущего. На момент анонса Spore казалась эдаким монстром, решившим соединить в себе добрую половину существующих жанров. Возникали серьезные опасения, что проект окажется сборником посредственных мини-игр, слабо связанных между собой. Сейчас, когда геймплей Spore приобрел достаточно четкие очертания, скепсиса у критиков значительно поубавилось.
Теория Райта
Итак, в водах молодой планеты появляются первые живые организмы. Одно из таких созданий находится под контролем игрока. Задача на первом этапе проста – выжить и развиться до уровня многоклеточного существа. Для этого необходимо поглощать различные мелкие организмы, не способные защититься от агрессии. При этом важно не попадаться на глаза более крупным коллегам по водоему, которые тоже не прочь употребить нас во благо собственной эволюции. Поедание себе подобных открывает дорогу к различным “апгрейдам” – ресничкам, позволяющим быстрее двигаться, или жгутикам, делающим существо более ловким. Такие улучшения позволят вашему подопечному охотиться за теми, кого раньше приходилось избегать. Больше всего эта часть игры похожа на легендарный Pac-Man, к которому зачем-то прикрутили ролевые элементы. Если борьба с подводными конкурентами завершится успехом игрока, наступит второй, наземный, этап. Но перед этим потребуется определить облик будущего животного в специальном редакторе. Игроки, знакомые с Body Shop из The Sims 2, уже могут представить себе все богатство и разнообразие возможных вариантов. Выбравшись на сушу, ваш подопечный может обнаружить весьма странную картину: мимо пробегает подобие снежного человека, на ветке мило чирикает уменьшенная во много раз копия динозавра, а в небе выписывает фигуры высшего пилотажа двухголовый аллигатор. Нет, дело вовсе не в мутагенном воздействии солнечной радиации.. Просто населять планету будут создания, порожденные фантазией других игроков, а не генератором случайных чисел. Существо, созданное пользователем, автоматически копируется в базу данных сервера. При генерации нового мира игра просчитывает его экосистему, подбирая оптимальный состав фауны. Учитываются такие параметры, как среда обитания животного, его рацион, физические данные. Таким образом, Spore, не будучи полностью онлайновой игрой, обладает весьма интересными сетевыми возможностями.
Develop & Conquer
Сам этап наземной жизни будет протекать в постоянных поисках еды и попытках самому не стать таковой. Животному пища нужна для подержания сил, а игрок за неё еще и получает специальные “очки ДНК”, которые потом можно будет потратить на очередной эволюционный скачок. После того как проблема пропитания будет решена, настанет время обзаводиться потомством. Привлекать представителей противоположного пола придется, по всей видимости, песнопениями и танцами. После того, как самка отложит яйца, перед взором игрока вновь предстанет редактор существ. Здесь-то и пригодятся те самые “очки ДНК”. Игрок сможет добавить своему питомцу наэлектризованный хвост, огромные клыки или просто наделить потомка злобным взглядом, отпугивающим всех неприятелей. Вся эта боевая амуниция очень пригодится на следующем этапе игры. Свежесозданное животное начнет свой путь в совсем юном возрасте, однако уже не в одиночестве – вокруг него будет целая группа воинственно настроенных близнецов. Здесь Spore вновь меняет свой жанр, превращаясь в почти классическую RTS. Периодически подвергающееся реконструкции главное здание, лес, откуда в скором времени начнут доноситься звуки ударов топора - атрибуты, хорошо знакомые каждому любителю стратегий. Однако главным ресурсом, за который и развернется война, остаются все те же очки развития. Поскольку формирование внешнего облика существ на этом этапе уже завершено, тратить заработанные баллы придется на совершенствование знаний и умений.
SimPlanet
Однако с редактором прощаться рано. Не только существа, но и здания, улицы, автомобили - практически все поддается тщательнейшей настройке. Неприветливый мегаполис будущего, похожий на тот, что был в Blade Runner? Спокойный пасторальный пейзаж с красивыми домиками, цветочными клумбами и щебетом птиц? Город, построенный по принципу пчелиных сот? Редактор поможет реализовать любую, даже самую далекую от реальности фантазию. А если учесть, что другие поселения, так же, как и существа, будут загружаться с сервера, вряд ли найдутся полностью одинаковые миры. Предпоследний этап игры можно описать одним словом: Civilization. Конечно, такого внимания к деталям, как в произведении Сида Мейера, не будет, но разработчики к этому и не стремятся. Сверхзадачей в этой части игры станет постройка космического корабля, который откроет вам дорогу к колонизации других планет и исследованию чужих солнечных систем. На заключительной стадии Spore корабль, который фактически станет аватарой игрока, начнет путешествие среди звезд в поисках разумной жизни и различных “апгрейдов”. Вселенная Spore формируется из более чем полумиллиона звезд, вокруг которых будут вращаться самые разнообразные планеты. Лишь немногие из них дадут приют разумной жизни, с которой можно установить контакт. Межзвездная дипломатия будет целиком зависеть от игрока: вам решать, установить ли с обнаруженным миром торговые отношения или развязать войну галактических масштабов.
Цифровая галактика
Пока обещания звучат интригующе, но определенные сомнения все же остаются. Пять разноплановых игр в одной – это здорово, но очевидно, что достойно проработать каждую из них не получится. Вряд ли ценителей аркад привлечет очередное подобие Pac-Man, благо рынок shareware предлагает огромное количество таких римейков классики. Незамысловатый стратегический этап Spore не заинтересует поклонников RTS, привыкших к роскошной графике и глубокому геймплею. То же самое справедливо и в отношении других составляющих проекта Maxis. Разработчики могут пойти по пути The Sims, ориентируясь на не слишком искушенную часть аудитории. Действительно, если из той же Civilization выбросить все, что заставляет неподготовленного игрока читать руководство, получится вполне доступная в освоении и увлекательная стратегия. К тому же Spore, как и The Sims, способна предоставить огромное поле для творчества – конструировать можно уже не один дом, а целую планету.
Но проект Уилла Райта слишком амбициозен, чтобы пойти проторенной дорогой. Сетевые возможности Spore должны стать связующим звеном между пятью частями игры, не дав им распасться на отдельные независимые составляющие. Идея действительно хороша: в отличие от MMORPG, у каждого игрока будет свой собственный мир, а вот за его наполнение будет отвечать сервер. Кроме того, в перспективе это даст огромную replayability – эволюция на каждой новой планете пойдет своим уникальным путем. Игровая индустрия обязана Уиллу Райту как минимум двумя ныне существующими жанрами. Хочется верить, что таланта и профессионализма главы Maxis окажется достаточно и для такого масштабного проекта, как Spore.