Если попытаться составить список самых удачных отечественных игр, то обнаружится любопытная деталь: едва ли не половина проектов будет относиться к стратегическому жанру. По неизвестным причинам на территории бывшего Советского Союза так и не создали выдающейся классической RPG или шутера. Как Корея ассоциируется у большинства геймеров исключительно с онлайновыми мирами, так и наша страна известна в игровом мире главным образом своими успехами на ниве стратегий.
В мае 2004 года появилась одна из самых необычных стратегий последнего времени – «Периметр». Детище компании K-DLAB было тепло встречено и журналистами, и игроками, уставшими от однообразных клонов, которыми был наводнен жанр.
Вскоре после выхода «Периметра» калининградские разработчики дали жизнь новой студии. Команда, получившая название KDVGames, должна была сосредоточиться на выпуске массовых продуктов, в то время как «родительская» компания продолжала работать над инновационными играми. Дебютной работой молодой студии стала постапокалиптическая стратегия реального времени Maelstrom, о которой сегодня и пойдет речь.
На грани
Как и любая игра, повествующая о выжженной земле, разрушенных городах и разбитых мечтах, Maelstrom начнется с трагичной предыстории. Сюжет собрал, похоже, все самые популярные штампы: и террористов-фундаменталистов, и гигантские Корпорации, и природные катастрофы.
История начинается достаточно банально: в 2015 году огромный астероид упал в Тихий океан, вызвав сильнейший экологический катаклизм. Смерчи, землетрясения и цунами разрушали один город за другим. Национальные правительства заключили договор о помощи с крупнейшими мировыми компаниями, которые вскоре подмяли всю фактическую власть под себя. Любители киберпанка мгновенно догадаются о том, что последовало дальше: если в сюжете есть Корпорации, то там же обязательно будет озлобленный и доведенный до отчаяния народ.
Восстание вспыхнуло в 2040 году. Корпорации оказались не в состоянии сдержать волну насилия, захлестнувшую Землю, а правительства к тому моменту окончательно стали безвольными марионетками в руках капиталистов. Между тем экологическая катастрофа набирала обороты, разрушая коммуникации между городами и целыми континентами. Планета погрузилась в состояние полной анархии.
Устав смотреть на все это безобразие, один из мировых лидеров нажал на Красную Кнопку – и уродливые ядерные «грибы» расцвели по всему земному шару.
Интересно, что за сюжет отвечают не разработчики, а издатель игры – британская компания Codemasters. Для работы над проектом англичане пригласили писателя-фантаста по имени James Swallow, не слишком известного любителям sci-fi. Его самые значительные достижения – сценарии к нескольким сериям Star Trek да книги по вселенной Warhammer 40K.
Хороший, плохой, злой
Однако вернемся на многострадальную Землю будущего. Ядерная катастрофа уничтожила большую часть человечества, и, казалось бы, должна была положить конец сражениям и массовым беспорядкам. Но вместо того война разгорелась с новой силой. В борьбу за обладание радиоактивной пустыней вступили сразу три стороны.
Первая из них – Армия Освобождения или Ремнанты, обычные люди, выжившие после ядерного удара. Ремнанты пытаются построить новый справедливый мир, свободный от тирании корпораций. Будучи самой симпатичной и благородной стороной конфликта, они одновременно наиболее скучная и неинтересная фракция в Maelstrom. Играть за них придется в первой кампании, геймплей которой не сильно отличается от классических RTS. Утомительное возведение базы, производство бронетехники и последующий штурм вражеских укреплений – схема, не изменившаяся за более чем 12 лет существования жанра.
Конечно же, всемогущие корпорации не могли бесследно сгинуть в ядерном огне. В игре их представляет силовой блок «Восхождение», в мирное время известный как компания Ascension Industries. Корпорация не мыслит диковатых Ремнантов в роли планетарных правителей, полагая, что власть на Земле должна принадлежать её наиболее образованным обитателям. В распоряжении «Восхождения» - лучшие образцы военной техники, созданной человечеством. Главным оружием станут боевые механоиды, способные трансформироваться в зависимости от ситуации на поле боя. Еще одна интересная особенность Корпорации – мобильность абсолютно всех построек. База, целиком мигрирующая из одной части карты в другую, будет довольно необычным зрелищем.
Завершает этот коктейль совсем уж затертое клише – инопланетяне, которые не уберегли родную планету и теперь ищут себе новый дом. Народ Хай-Дженти отправился к Земле еще до того, как её облик неузнаваемо изменили ядерные взрывы. Увиденное по прилету зрелище несколько разочаровало пришельцев, но выбора уже не было. Хай-Дженти, напоминающие Зергов из Starcraft, по-видимому, наиболее интересный участник конфликта.
Инопланетяне практически не будут возводить зданий, получая подкрепление с космического корабля. Все оружие Хай-Дженти органического происхождения, они почти не используют технику. Являясь великолепными специалистами в области генной инженерии, для ведения войны чужаки производят специальных биороботов, полностью ориентированных на выполнение боевых задач. Хай-Дженти безжалостны, поскольку Земля – их единственный шанс на спасение. К людям пришельцы относятся как к сорняку, незначительной преграде, мешающей им обрести новую родину.
Повелители Земли
В отличие от сценаристов Codemasters, не особо напрягавшихся в поисках оригинальных идей, у дизайнеров из KDV Games есть несколько интересных решений. Так, например, одним из ресурсов станут простые люди, выжившие в цепи катастроф. Для Ремнантов они – потенциальные новобранцы, для Корпорации – подопытные кролики для экспериментов. Бесчеловечнее всех с коренным населением Земли обращаются Хай-Дженти, скармливающие людей своим фабрикам. Переработанный органический материал превращается в боевых биомонстров.
Другой не менее интересный момент – возможность управлять природными стихиями. Умелый игрок заставит сражаться на своей стороне ветер, воду и даже землю. К примеру, можно распылить ядовитые вещества и, направив потоки воздуха в сторону врага, нанести сопернику немалый урон. С другой стороны, противник может воспользоваться терраформингом, возвести вокруг базы горную цепь и таким образом отгородиться от смертоносного ветра. Стихии можно использовать не только в разрушительных целях. Переправить технику через глубоководную реку, заморозив часть воды - проще простого. Идея с управлением силами природы не нова – вспомнить хотя бы серию Populous. Однако в Maelstrom эта концепция, похоже, получит достойное развитие.
Уставший от стратегического планирования игрок сможет развлечься, взяв на себя управление одним из юнитов. Все, что сошло с конвейеров военных фабрик, или, в случае инопланетян, вылупилось из коконов, поддается прямому контролю. Конечно, ожидать первоклассного шутера или танкового симулятора не стоит – этот режим будет похож на тот, что был в «В Тылу Врага». Однако, пусть и примитивное, прямое управление юнитом дает возможность погрузиться в атмосферу боя, лично оценить все плюсы и минусы создаваемой техники. Вездесущие ролевые элементы, массово хлынувшие в жанр RTS после выхода Warcraft 3, просочились и в Maelstrom. Опыт и умения будут набирать исключительно Герои, уникальные для каждой стороны конфликта. Они же, по всей видимости, станут главными действующими лицами разворачивающихся событий. Сами же герои, как и весь сюжет, представляют набор штампов из популярных книг и кинолент. Так, например, Максимилиан Хан, молодой командир беспощадной армии Корпорации, уже в начале игры страдает угрызениями совести по поводу жестокости тех приказов, которые он исполняет. Подобно многим персонажам до него, юноша мучительно пытается найти золотую середину между долгом и моралью. Не удивимся, если эти поиски приведут Хана на сторону Ремнантов.
Выглядит Maelstrom потрясающе. Расписывать, какие спецификации DirectX 9 поддерживает движок игры, не хочется – чтобы оценить уровень графики, достаточно взглянуть на пару скриншотов. Местные пейзажи обладают странной, завораживающей красотой, если только умирающий мир может быть красивым. Глядя на разрушенный город, хочется сесть в какой-нибудь военный джип и просто поколесить по покинутым улицам в лучах заходящего солнца.
По заверениям разработчиков, каждый объект в игре будет полностью разрушаем. Причем Maelstrom не станет протестовать, не обнаружив в компьютере пользователя физического ускорителя. Правда, и его присутствие никак не скажется на картинке – карты PhysX игрой не поддерживаются.
Трудная дорога
Словно трудолюбивые муравьи, сотрудники KDV Games собрали в своей игре все самые интересные идеи, когда-либо появлявшиеся в жанре RTS - и природные стихии, и прямое управление юнитами, и герои. В теории замысел выглядит великолепно, но на практике всё это придется как-то сбалансировать. Сложность не только в том, что все три участники конфликта сильно отличаются друг от друга. Природные силы – очень мощное оружие, и его надо аккуратно связать с классическим геймплеем стратегии реального времени. Достаточно несколько просчетов в балансе, и динамичная битва превратится в вялотекущую позиционную войну. Однако хочется верить в лучшее. Если у KDV Games получится задуманное, то Maelstrom станет своеобразной суммой достижений жанра RTS, которых за долгие годы его развития было немало.