Тунгусский метеорит - космическое тело, взрыв которого 30 июня 1908 г. вызвал гигантскую катастрофу в бассейне реки Подкаменная Тунгуска. Полет Тунгусского метеорита наблюдался в виде яркого болида на расстояниях до 1500 км. На месте катастрофы не найдено метеоритных осколков. Считается, что Тунгусский метеорит - ядро небольшой кометы, взорвавшейся в плотных слоях атмосферы Земли.
Глоссарий.ру, EDI-press
Почти тридцать лет назад два американских программиста написали первый текстовый квест Adventure, откровенно говоря, весьма скучненький. Но вот что интересно: за прошедшие годы адвентюры достигли непререкаемой степени интерактивности и убедительности, картинка в них становится все прекраснее, а задачки все изощреннее. А вот в самой структуре квеста практически ничего не изменилось! Мы все так же пробираемся по предложенной территории в поисках разнородных сокровищ, спотыкаясь о заранее приготовленные загадки. И все же исконное стремление "преодолеть, пройти и найти!" редко выпускает единожды попавшегося в его объятия.
Игра основана на реальных событиях
Совсем скоро немецкое издательство Deep Silver выпустит очередной продукт из бесконечной повести о поисках и разгадках под интригующим названием Secret Files: Tunguska. Разработчики из студии Fugionsphere Systems - новички в жанре адвентюры, но первый их шаг отличается неожиданной очевидностью. Становится даже немного странно: как никому раньше не пришло в голову основать сюжет квеста на реальном загадочном происшествии, сохранившем свою недоразгаданность и спустя сто лет – падении Тунгусского метеорита. Второй шаг, не столь очевидный и гораздо более предсказуемый – событие вековой давности предстоит расследовать в нашем "сегодня".
Поиграем в ассоциации
Итак, история. Девушка по имени Нина Каленкова отправляется на поиски пожилого мужчины… Правильно, Syberia. Только в этом случае девушка ищет собственного отца.
Очень скоро Нина встречается c коллегой пропавшего родителя по имени Макс. Отныне он наш спутник, и время от времени мы переключаемся между героями, чтобы решить некоторые задачи… Ну конечно, Broken Sword, Goblins 2 и, разумеется, Fahrenheit.
Вскоре выясняется, что господин Каленков отправился в Сибирь за разгадкой тайны Тунгусского метеорита. И Нина с Максом, идя по его следам, невольно начинают собственное расследование. Вот только траектория получается несколько сложной: розыски наши alter ego ведут в Берлине, Москве, на Кубе, в Китае и Антарктиде… Кто сказал Tomb Raider?
Но не все так просто. Скромная персона бродячего родителя привлекла внимание лиц, не относящихся к кругу родных и близких. Теперь судьба открытия зависит от того, кто доберется до него первым.
А теперь забудем все ассоциации и посмотрим, что готовят нам разработчики. Tunguska – классический квест от третьего лица, с управлением point-and-click, инвентарными паззлами, с 3D-персонажами и пререндеренными задниками… Нет, не годится. Слишком скучно. Попробуем еще раз.
В путь, в путь!
В чем сложность создания игры, опирающейся на реальные события? Пожалуй, прежде всего, в том, что практически все знакомые с историей Тунгусской катастрофы люди (а таких за сто лет наверняка набралось немало), имеют собственный взгляд на события и собственное видение происшедшего. С одной стороны подобная "привязка" к существующим фактам гарантирует убедительность, с другой – угрожает не сообщить ничего сенсационного. Разумеется, легко привнести в ситуацию множество свежих факторов, но тогда пострадает достоверность – странно, например, будет искать пингвинов в Казахстане.
"Сокровище", приготовленное в финале Secret Files, весьма многообещающе: версия, в которой реальные факты в равных пропорциях смешаны с захватывающей фантазией авторов. Разработчики создали собственную теорию происшедших событий. И пока мы не узнали все подробности, остается лишь принять на веру, что посещение Кубы и Антарктиды действительно необходимо для разгадки сибирской тайны.
Скриншоты, ролики и сообщенные разработчиками факты если не поражают, то вызывают уважение. Более ста пререндеренных задников, некоторые из которых не умещаются целиком на экране, почти все так или иначе "оживлены" средствами графического движка. Эффекты погоды и освещения, движущаяся вода, волны, молнии и живое небо создают иллюзию живого окружения. Около полусотни персонажей расставлены в локациях вовсе не для украшения пейзажа. Они прекрасно анимированы, озвучены профессиональными актерами (говорят, мы услышим голос Анжелины Джоли), и зачастую "заряжены" диалогами, несущими ключи к паззлам. Вот мы и подошли к ключевой точке любого квеста. Загадки!
Тайна. Техническая характеристика
Tunguska – первая проба пера в жанре адвентюры для компании Fugionsphere Systems. Однако сотрудники ее - большие любители этого рода игр (особенно часто они упоминают Simon the Sorcerer 2) - постарались выстроить собственную концепцию паззловой стороны квеста. И первым ключевым словом в ней стало "логичность". Нам не попадется ломик, если наша задача – найти ключ, и решать механические головоломки в дебрях диких лесов тоже не придется.
Вторым принципом должна стать постепенность. Поначалу все будет просто, игра позволит осмотреться, привыкнуть и разобраться. По мере нашего освоения в мире "Тунгуски", задачи будут приобретать все большую сложность и, наконец, разгадка главной тайны потребует всех сил и умений.
Однако бояться трудностей не стоит. Основополагающий закон квеста – смерти нет! И, несмотря на то, что нехорошие люди буквально наступают на пятки, времени у героев всегда предостаточно. А в сложной загадке не даст безнадежно увязнуть система хинтов. Целый раздел дневника будет напичкан подсказками к самым сложным паззлам, в частности, к нелюбимым многими механическим головоломкам. Вас раздражает пиксельхантинг? Нет проблем, все активные точки можно подсветить с помощью специальной функции. Инвентарь всегда открыт и расположен в низу экрана. Время от времени, по обещаниям разработчиков, он будет очищаться от ненужных предметов способом, отличным от "раз – и пропало!" (интересно, каким же?). Динамический курсор в нужный момент обзаведется иконкой, показывающей доступные нам действия.
Особое внимание уделено диалогам с NPC. С одной стороны, выбор линии разговора предполагает некую свободу и нелинейность сюжета. Однако использовать магический спелл "save-load" в случае, если беседа пойдет совсем уж наперекосяк, нас принуждать не будут. На первый взгляд дилемма неразрешима. Однако разработчики нашли способ. Неверные реплики при общении с персонажем лишь изменят способ решения очередной задачи.
Может показаться, что разработчики приложили все усилия, чтобы в конечном итоге у них получился не изощренный квест, а приятная прогулка вдоль прекрасно исполненных задников. Но возможно, они просто были так увлечены собственной версией событий столетней давности, что не могли не поделиться ею с любым игроком, единожды запустившим игру?
Вторичность или традиция?
Новаторский для жанра сеттинг и целый ряд сюжетных штампов. Иллюзия живости традиционных двумерных задников и не менее иллюзорная свобода поведения героев. Сложные, но максимально напичканные хинтами загадки. Преследователи, любезно ожидающие, пока решится очередная головоломка. Сможет ли на первый взгляд насквозь традиционный квест покорить сердца геймеров или же он скромно отсидится на заднем плане "пятым лебедем в третьем ряду"? Считайте, что это первая загадка "Тунгуски". У нас еще достаточно времени, чтобы ее решить.