На первый взгляд, жанр симулятора подводной лодки не пользуется и десятой долей популярности, приходящейся на долю стратегий или шутеров. Однако в свое время на него обращали внимание такие издательства, как Electronic Arts и UbiSoft. Последняя давно утвердила свое господство в виртуальных морях компьютерных игр. Ее субмарины под флагом Silent Hunter сумели не только завоевать сердца любителей симуляторов, но и победить конкурентов. Впрочем, у проекта, о котором сегодня пойдет речь, есть перед раскрученными брендами как минимум одно преимущество: это первый симулятор субмарины, посвященный событиям Первой мировой войны.
Спустя шестьдесят лет после своего завершения Вторая мировая война остается бездонным источником сюжетов для сценаристов и писателей. Многие школьники постигают события тех дней не по учебникам истории, а по западным кинолентам и играм. А вот Империалистическая война всегда оставалась в тени, о ней не пишут книг и не снимают фильмов. Количество игр на эту тему можно вообще пересчитать по пальцам двух рук.
Как и положено хорошему симулятору, все реальные военные операции в "Андреевском флаге" будут воссозданы с максимальной точностью. С помощью своего подводного флота Германия надеялась положить конец морскому владычеству Британии. Планы немецкого командования вам предстоит осуществить в нескольких десятках миссий и одной кампании. Действовать вам предстоит от лица немецкого капитана Веддинга, который в течение получаса отправил на морское дно три британских корабля. Обычное, казалось бы, событие для военного времени вызвало панику у англичан и пробудило надежду у немцев. Впрочем, воевать можно не только за кайзера, но и за царя-батюшку. Игра прослеживает историю нашего подводного флота аж до 1920 года, что на пару лет длиннее немецкой кампании. Вначале нам предстоит сражаться за императора, в водах Черного и Балтийского морей. Цели перед экипажем субмарины будут стоять самые разнообразные: минирование, блокада Северного моря, перехват конвоев, а наградой за подвиги будут различные ордена и звания.
Но насколько бы успешными ни были наши действия, печальный для России итог войны неизбежен. Пока имперская армия несла поражения на фронте, в стране нарастали антивоенные настроения. Грубые просчеты российского командования привели к дискредитации власти и создали благоприятные условия для начала революции. Через тринадцать дней после начала восстания монархия пала. А через восемь месяцев не стало и республики: к власти пришли большевики. Вскоре началась гражданская война, деятельное участие в которой приняли страны Антанты. В качестве красного капитана игрок будет отражать атаки британского флота на Балтийском море. В российской компании доступны две модели субмарин: минный заградитель "Краб" и ударная подлодка "Барс".
Кроме воплощения реальных событий, "Под Андреевским флагом" включает в себя несколько миссий, созданных фантазией разработчиков. Разумеется, появления НЛО или ядерных субмарин ожидать не стоит. Задания, хоть и выдуманные, целиком укладываются в логику воссоздаваемых событий. Если бы игра не предупреждала о вымышленности отдельных этапов, отличить их от настоящих сражений было бы достаточно сложно.
Das Boot
По демо-версии, любезно предоставленной нам российским издателем игры, уже можно составить некоторое впечатление о конечном продукте. "Андреевский флаг" лишен блеска Silent Hunter 3 и явно не сможет очаровать игроков одной внешностью. Что ж, симпатии покупателей придется завоевывать с помощью реалистичности и хорошего геймплея. И здесь дела обстоят неплохо. В демо-версию вошло пять миссий, каждая из которых проходит на капитанском мостике немецкой лодки U-9. Набор заданий стандартен: переместиться, сопроводить, потопить. Для выполнения этих целей игроку выдадут 35-дюймовое корабельное орудие, стационарный пулемет и шесть торпед. Однако свое знакомство с "Андреевским флагом" лучше начинать с кампании, первая миссия которой преподает начинающим капитанам азы морского ремесла. Обучающий режим оказался довольно своеобразным. Если создатели некоторых игр впадают в крайность, посвящая львиную долю туториала вопросам вроде "как сделать двойной щелчок мышью" и "где на клавиатуре найти «пробел»", то для "Андреевского флага" характерен прямо противоположный стиль. Игроку выдаются лишь указания в духе "проследовать из точки A в точку B" и "торпедировать вражеский корабль". Как это сделать? А вот тут надо разбираться самостоятельно. Хочется верить, что к релизу разработчики снабдят эти приказы хотя бы минимальной поясняющей информацией. Но не стоит пугаться: опытные подводники быстро разберутся в управлении субмариной, да и новички потратят не так уж много времени, благо интерфейс интуитивно понятен и удобен. К сожалению, побродить по помещениям вверенной вашему попечению подводной лодки не получится. Все украшательства сводятся к стилизации под военно-морскую тематику. К примеру, в радиорубке рядом с листами принятых и отправленных сообщений лежит ключ аппарата Морзе. А в каюте капитана царит беспорядок: на полке стоят пыльные тома книг и грязная кружка, да на столе валяются судовой журнал, схема корабля и конверт с заданием.
Геймплей "Андреевского флага" умеренно аркаден. На плечи искусственного интеллекта можно возложить только расчет траектории запуска торпед, в других случаях виртуальная команда никак себя не проявляет. Это, впрочем, и не требуется: разобраться с навигацией достаточно просто, а стрельба из корабельных орудий – так и вовсе чистый экшн.
Кампания представляет собой ряд миссий, порядок прохождения которых жестко фиксирован. Первый приказ выдается в сентябре 1914 года, а затем каждый месяц следуют новые задания. Любопытно, что в начале войны субмарины практически неуязвимы. Пойти ко дну можно, лишь всплыв рядом с вражеским эсминцем, на глубине же опасаться нечего.
Прогулки под водой
А вот с графикой у игры все далеко не так радужно. На модели кораблей еще можно взирать без страха, они выполнены красиво и аккуратно. Но ожившее покрывало бледно-синего цвета, призванное изображать воду, вызывает безотчетное желание погрузиться поглубже и контактировать с внешним миром только посредством перископа. Лишь на излете игрового дня "Андреевский флаг" демонстрирует неплохую картинку. Лучи заходящего солнца красиво подсвечивают воду, а на западе уходящий день сражается с наступающей ночью. Если бы спецэффекты были хоть немного ярче, то по меркам симуляторов игра выглядела бы вполне достойно.
После того, как ваша субмарина потопит последнее вражеское судно, а по экрану побегут титры, не спешите выходить из игры. Уставший капитан сможет найти развлечение по душе в генераторе миссий. Тщательной настройке поддаются почти все условия будущей операции: время суток, количество противников, погода и многое другое. Стоит потратить немного времени и на изучение моделей кораблей и субмарин. Слабый графический движок не в силах обеспечить высокий уровень детализации, но все же посмотреть на эти грозные машины прошлого века весьма интересно. Можно и просто послушать музыку в главном меню, благо единственная композиция, обнаруженная в демо-версии, играет только там. А жаль: мелодия весьма приятная.
Семь футов вам под килем
"Под Андреевским флагом" заинтересует в первую очередь знатоков истории и любителей симуляторов. Отсутствие в арсенале игры новомодных графических технологий сполна компенсируется добротным геймплеем и необычной тематикой. Стоит только погрузиться на полчасика в эту атмосферу, и уже не хочется снимать поначалу казавшийся таким неудобным костюм капитана. "Андреевский флаг" вполне достоин внимания: симуляторы и так не слишком многочисленны, а на морском фронте уже который год проходит без перемен.