Порой трудно не задуматься – что же делает игру ожидаемой и желанной задолго до релиза? Нет, мы не рассматриваем случаи необузданного пиара, способного из любого тетриса сделать “незабываемый 3D-экшен с харизматичными персонажами и бесконечным числом концовок”. И не говорим об играх, носящих название типа Fallout 3 или Diablo Forever. Мы о случаях, в которых любой поисковик выдает только сведения о жанре игры, парочку скромных скринов и самую общую информацию об издателе. Что именно, какое волшебство заставляет страждущих и жаждущих геймеров раз за разом терзать эти молчаливые поисковики в ожидании появления вожделенной надписи «игра отправлена на золото»?
Вот, например, именно такой случай. Темный такой случай, больше того – серый случай. Gray Matter.
Хотя с ним-то как раз все просто. Лавину пиар-компаний в данном случае заменяет одно-единственное имя: Джейн Дженсен.
Дьяволы и Джейн Дженсен
Если перечислить все книги, созданные этой американской писательницей, список окажется не самым внушительным по размеру. Но три строки в нем скажут любому адвентюрщику больше, чем пространные статьи в справочнике “кто есть кто в игровой индустрии”. Потому что именно Дженсен создала гражданина с неординарными способностями и с именем Гэбриел Найт (Gabriel Knight). Охотник за тенями на протяжении двух книг и трех игр охраняет мир от сил зла. Расследование событий, связанных с магией вуду, оборотнями и вампирами, интригующий, напряженный сюжет, в котором реальность туго переплетается с мистикой и дьявольщиной, принесли адвентюрной серии заслуженную популярность. Даже невзирая на головоломную нелогичность некоторых игровых задач…
Однако новые времена требуют новых кумиров. Гэбриел Найт сошел со сцены в 1999 году, уступив подмостки американского квеста небезызвестной Нэнси Дрю (ой, ну не надо так плеваться, все-таки сделаны они не так плохо, а что серия приближается по протяженности к славной “Санта-Барбаре”, так все же кушать хотят).
Дженсен не простилась с игровой индустрией, как этого можно было ожидать. Вот только, поскольку полномасштабные адвентюры до сих пор не пользуются спросом в Америке, место приложения талантам Дженсен нашлось в скромной пристроечке под названием “казуальные игры”. Там она просидела примерно четыре года, исправно клепая сюжеты и сеттинги для американских домохозяек. Пока на нее не посыпались письма от европейских разработчиков.
Джейн Дженсен и Gray Matter
Джейн Дженсен и Project Jane-J явились на очи публики в 2003 году. Правда, как явились, так и пропали. Денежный вопрос губил и не такие начинания. Но, к счастью и благодаря дедушке Ньютону, ничто на земле не проходит бесследно и если в одном месте убывает, в другом непременно прибудет. Почил в бозе Project Jane-J от Adventure Company – возник Gray Matter от Anaconda Games.
Хотя сторона ожидающая обычно превыше всего хочет видеть картинки и видео из игры, сторона выпускающая в данном случае на них скупится, в отместку подробно рассказывая и пересказывая завязку сюжета и демонстрируя арты. Что ж, перескажем вступительные события еще раз следом за ними.
Жил-был профессор. В прошлом – успешный авторитетный нейробиолог, Оксфордский преподаватель, ныне изгой со странностями. В ужасной автокатастрофе он потерял горячо любимую жену, а сам оказался обезображен. Прикрыв лицо полумаской, он укрылся от мира в особняке Dread Hill House (ах эти старинные особняки, существует ли где-то в мире хоть один, не скрывающий в себе мрачные тайны и не подходящий для хоррор-сеттингов?).
Жила-была студентка. По крайней мере, она себя считала таковой, и если английские преподаватели относятся терпимо к американским гостьям, во время занятий гоняющим на байке по всей Европе и подрабатывающим уличными фокусами, то нам и подавно не пристало капризничать. И кто скажет, что такая особа не годится в ассистентки к талантливому нейробиологу, пусть даже и немного сумасшедшему – тот никогда не читал дамских романов и не смотрел сериалов типа “Моя прекрасная няня”. Потому что волей случая, судеб и Джейн Дженсен доктор Дэвид Стайлс и фокусница Саманта Эверетт встретились в том самом мрачном особняке. И разумеется, вскоре начались странности: научный опыт пошел как-то не так, в доме начали происходить непонятные вещи, и призрак супруги доктора лег последним камушком в мозаику под названием “особняк с загадками”.
Хотя что мы так прицепились к несчастному особняку? Может дело вовсе и не в нем? Может, что-то не то с добровольцами, подопытными кроликами доктора Стайлса? Или с ним самим? Или с его ассистенткой?
Gray Matter и классика квеста
Не надо воспринимать название этой части как авансовое причисление невышедшей игры к лучшим образцам жанра. Мы люди трезвые и рассудительные, и обещаниям склонны не верить, пока не пощупаем и не убедимся: так, геймплей, одна штука, так, графика в количестве достаточном, так, звук, ставим галочку. С классическими произведениями будущую адвентюру роднит пока только одно: классический геймплей.
Да и действительно, что может быть более традиционного для квеста, чем 2,5D графика – объемные персонажи на плоском рисованном фоне – и привычный point-and-click! Разве что солидная продолжительность (обещано около 40 часов приключений). А вот наличие по меньшей мере двух концовок и почти полное отсутствие пикселхантинга можно уже отнести к инновациям. Точно так же как и особый интерфейс для Саманты, с помощью которого она сможет продемонстрировать собственную ловкость рук (как-никак фокусница, надо же это использовать). И особые приемы в геймплее, предназначенные для доктора Стайлса – он будет вовсю пользоваться гипнозом и работой с памятью. Правда, пока не рассекречивается, как именно.
Да, вы поняли все правильно – играть мы будем за обоих персонажей. Нет, не одновременно, квест и мультиплеер – понятия несовместимые. Скорее всего, менять главное действующее лицо мы будем по приказу верховного главнокомандующего по имени Сюжет. В конце концов, ему виднее, чьи способности окажутся более полезными для открытия еще одной частички интриги.
Не отстает от общей тенденции и сложность предлагаемых загадок. Она… как бы это выразиться поприличнее… довольно низка. Ничего удивительного – сама Дженсен во всеуслышание заявила, что основной аудиторией будущей адвентюры она видит казуальных домохозяек. Терпения у них, конечно, побольше, чем у перекормленных “Биошоками” и “Кризисами” подростков. А вот времени между котлетами и стиркой остается не так много, чтобы получать удовольствие от многочасовых задачек a-la Гэбриел Найт.
Классика квеста и дьяволы
Не счесть препятствий на пути от задумки до релиза. Дорога, вымощенная благими намерениями, в реальности слишком часто обрамлена злокозненными дьяволами с бессовестно врущими указателями в лапах. Доберемся до релиза – подсчитаем, сколькие из них оказались слишком убедительными, а скольким так и не удалось подтолкнуть игру к провалу.
Вот, например, дьявол номер Tonuzaba Entertainment. Вам о чем-то говорит название этой венгерской компании? Да, Gray Matter – это не только их первая адвентюра, но и их первая компьютерная игра вообще. Рискованно? Нет слов. Но, с другой стороны, у них есть собственный движок Tonuzaba и Джейн Дженсен, которая и не с такими дьяволами справлялась. В конце концов, кто слышал о Nucleosus или CD Project, пока они не сделали Scratches и The Witcher?
Или дьявол номер два – сериальная система релиза. Да, пример ”Сэма и Макса” послужил наукой для издателей, и адвентюру нам будут скармливать небольшими порциями. Не станется ли так, что первую часть расхватают как колбасную нарезку, а за горячим уже не побегут?
Или мистический и паранормальный дьявол, который как раз и заведует паранормальностью и мистикой в игре? Дженсен в этот раз решила сосредоточиться на реалистичном подходе к сверхъестественному. Разобраться в нашем восприятии действительности, узнать, как взаимодействует окружающий мир с нашими представлениями и предубеждениями. Вы уже почувствовали, как из-за угла робко высовывает свою конечность дьявол псевдонаучности?
Рано судить о том, как пройдут старательные венгерские разработчики по этому извилистому пути. Мы же в данный момент можем сказать только одно: если даже в компании Tonuzaba плохо с экзорсистами, свежая работа королевы адвентюры Джейн Дженсен интересна уже тем, что она свежая. И что она – работа королевы адвентюры. Это ли не повод посмотреть вплотную на результат?