В The Saboteur все неправильно. Она беззастенчиво перевирает исторические факты, в ней имеют место кровавые перестрелки на кладбищах, внушительные парижские катакомбы и возглавляющий французское сопротивление ирландец. В ней полно сомнительных шуточек, а у ее главного героя – один из наименее убедительных в истории развлечений ирландских акцентов. Вы, наверное, уже видели пару видеороликов из игры и подумали: «Хммм». Еще можно предположить, что игру похоронили до рождения, ведь она выходит в начале декабря, уже после окончания зимнего бума игровых продаж… С другой стороны, те несколько часов, что мы провели за этим шутером от Pandemic, позволили нам сделать вывод, что под оберткой у этой игры находится нечто особенное. Первым делом выстреливает мысль: «GTA в оккупированном фашистами Париже», - но на деле The Saboteur одновременно и более, и менее претенциозна, чем такое ее определение. Пусть даже декорации восхитительны, а ваш путь будет пролегать сплошь через самые известные парижские достопримечательности, мир The Saboteur не способен выдержать даже несерьезного сравнения с тем живым, дышащим городом, что получился у Rockstar. В то же время это гораздо более выверенный и разнообразный шутер, чем любая GTA – здесь есть полноценный стелс-режим, система укрытий, возможность незаметно подбираться к врагам и убивать их, а также заимствовать одежду мертвых немцев и путешествовать так в стане врага. Здесь очень чувствуется влияние Hitman, и благодаря ему в The Saboteur существует множество подходов к решению той или иной задачи. К примеру, вы можете стать ангелом смерти с пулеметом в руках, а можете незаметно подкрасться и тихо убить всех, кого нереально обойти. Или угнать старенькую машину. Или умыкнуть фашистскую одежду и посмотреть, насколько далеко вы сможете забраться в стан противника.
The Saboteur
Мы проделали все перечисленное в рамках одной миссии, и каждое прохождение было совершенно непохоже на остальные. Несмотря на всю показную ослепительность и мрачность (которые, хочется верить, будут сочетаться с военным нарративом), это большая, масштабная и необыкновенно разнообразная игра. «Вам отводится роль повстанца, – поясняет арт-директор Крис Хант. – Так что вам придется проявлять осторожность не только при выполнении миссий в оккупированном городе, но и при простом передвижении. Мне кажется, наша аудитория поймет, что это нетипичная игра про Вторую мировую». В центре повествования, как водится, мстительный ирландский гонщик Шон Девлин, который очень-очень приблизительно списан с реально существовавшего гонщика-диверсанта Уильяма Гровера-Уильямса. Желая отомстить немецкому противнику, он отправляется во Францию, со временем вступает в сопротивление и… а, нам все равно! Он просто какая-то гора мускулов с огромным подбородком, курит сигарету за сигаретой и говорит с плохим ирландским акцентом; с тем же успехом Девлина можно было писать с Индианы Джонса. Его характер со временем раскрывается, но, в сущности, он просто центральная фигура для вас и прочих членов французского сопротивления. «Он не супергерой, который вот так вот появляется и в одиночку освобождает Париж, – говорит Хант. – Он вдохновляет остальных тем, что раз за разом бросает вызов немцам. Он – заноза в заднице фашизма».
The Saboteur
Настоящий главный герой игры – старый Париж, огромные части которого были бережно воссозданы и заполнены французскими горожанами с немецкими солдатами. Европа сороковых разительно отличается от американских городов начала нашего века, которые мы привыкли наблюдать в играх – эти мощеные улицы и готические строения кажутся одновременно и знакомыми, и словно бы потусторонними. Крис Хант говорит, что объем игры был одной из крупнейших дизайнерских задач: «Париж огромен. Как нам смоделировать большую часть города и сделать так, чтобы она правдоподобно смотрелась на любой платформе? Мы сделали все, чтобы ни один район не был скучным или ненужным. Мы попытались обеспечить возможность взаимодействовать с как можно большим числом объектов. Мы хотели сделать так, чтобы город казался большим, и основной вашей мыслью была "Эй, интересно, что это там?", а не "Черт, неужели мне надо тащиться так далеко?"» И посреди всего этого, словно скребущий небо компас в самом сердце города, возвышается Эйфелева башня. Сложно подавить в себе желание постоянно двигаться к ней. Но почему бы и нет?! На чертову штуковину можно даже забраться! Карабканье по городским сооружениям и свободное передвижение – еще одна значительная часть игры: Девлин может залезть практически на любое строение и всего за несколько минут пересечь город по крышам. Опять же, представить, что играете в Assassin’s Creed – всего лишь один из вариантов: органичный, но прибегать к нему стоит только когда нет времени планировать и когда враг дышит в спину. По мере того, как вы даете отпор немецким оккупантам, город заметно меняется. Районы, находящиеся под полным контролем захватчиков, удручающе лишены цвета – черно-белая палитра подчеркивает гнетущую обстановку; вспомните "Город грехов", добавив огненно-красные вспышки, фокусирующие на крови и опасности. Монотонность – не только впечатляющий визуальный прием, но и знак, призывающий насторожиться. Попробуйте повести себя неосторожно в такой зоне – и нарветесь на орду грубых штурмовиков. Тут вам придется либо перебраться в более спокойный район, либо отыскать одну из указанных на карте точек, позволяющих спрятаться. Отсидитесь в туалете, поцелуйтесь с подвернувшейся женщиной или залезьте на какой-нибудь чердак – и вам, возможно, удастся остаться в живых.
The Saboteur
Когда вы выполняете нужное количество миссий в определенном районе, у жителей поднимается мятежный дух и стремление сражаться, об этом сигнализируют вернувшиеся в зону цвета. Если часть города начинает окрашиваться – знайте, что поблизости стало меньше фашистов, и жители при случае протянут вам руку помощи. Также это означает, что вы все делаете верно, и убийство немцев не лишено смысла. Город сразу смотрится более счастливым и здоровым – а учитывая, что он и есть главный герой игры, ему хочется всячески помогать и дальше. Какой бы ни была цветовая гамма, город всегда людный и ветхий – огромный и умеющий преподнести сюрприз. «Разумеется, мы основательно подошли к стилю, – говорит Крис Хант. – В центре внимания многих игр о Второй мировой находятся военные, но мы решили от этого отказаться, мы решили показать людей, которые пытаются объединиться и противостоять фашистам. Что им будет доступно? Они сделают что угодно, лишь бы продержаться». Помимо обычных миссий будут и специальные задания, связанные с парижскими архитектурными достопримечательностями – страшные и прекрасные подземные катакомбы, охраняемая танками Триумфальная арка и Нотр-Дам, переделанный в тюрьму в стиле "Побега из Нью-Йорка". Повторимся: никакой аутентичности, все подчинено Его Величеству Экшену. Гвоздь программы, тоннель между миссиями и убежище, – Belle De Nuit, ночной клуб, полный в разной степени раздетых дам. Будьте готовы увидеть много сосков. В Pandemic считают, что это отлично отражает блеск и нищету старого Парижа. Хотя, конечно, дело просто в том, что это Игра Для Мужчин. Удачно ли совместится в The Saboteur внушительная архитектура с уверенным экшеном, мы узнаем всего через пару месяцев. Многое зависит от повествования – от того, как именно ограничиваются ваши действия основными миссиями, и как сильно нелепый ирландский акцент Девлина будет раздражать вас на протяжении игры (в нашем случае, скорее, вопрос стоит о том, насколько ужасно озвучат игру местные локализаторы - прим. GL). Но даже если с этим сложится не очень удачно, то перспектива превратить один из прекраснейших городов мира в собственную песочницу означает, что The Saboteur, скорее всего, хорошая причина припасти немного франков, чтобы помочь французам в декабре.