R.U.S.E. – уже вторая "большая" стратегия в реальном времени производства Eugen Systems, к которой приковано повышенное внимание публики. Мейнстримовым первенцем французской студии была Act of War: Direct Action – вполне себе красивая, вполне себе играбельная, но запоминавшаяся в первую очередь сюжетом, тягаться с которым по бредовости может разве что сюжет недавней Call of Duty: Modern Warfare 2. К чести Eugen Systems, R.U.S.E. – не харвестер на клюквенных полях: сюжета в игре нет в принципе, основная приманка – мультиплеер.
R.U.S.E.
Сеттинг – Вторая мировая; разработчики взяли на себя нелегкий труд сбалансировать шесть сторон – СССР, США, Британию, Францию, нацистов и макаронников. При этом Eugen изо всех сил стараются соблюдать историческую достоверность: в частности, брит-танк «Матильда» – дорогостоящий хлам с маленькой пушечкой, а раш нескольких «ИС-3» остановить ну очень трудно. Полагаем, именно тяга к исторической корректности привела к тому, что в ходе бета-тестирования из игры на время были выведены Франция и Италия. Все прямо как в реальной истории! R.U.S.E. предлагает множество средств гашения противника (или противников – доступны режимы «1 на 1» и «2 на 2»). Во-первых, это стандартный для RTS ассортимент юнитов – танки и броневички, противотанковые средства, самолеты, пихота (извините!), а также всякое продвинутое оружие вроде «Катюш» и огнеметных танков «Кракодил» (извините); естественно, все работает по принципу «ка-но-бу» (кто кого боится, показано на пиктограммках). Во-вторых, есть «уловки» (ruses); им игра и обязана своим названием, это и есть ее главная мякотка (изв.), которая революционизирует RTS-жанр, как считает продюсер в красивой олимпийке из промо-ролика R.U.S.E.
R.U.S.E.
Уловки дают возможность, в числе прочего, затягивать казармы и бункеры маскировочной сеткой, расставлять макеты юнитов и зданий, издавать приказ «ни шагу назад» (заклинание Bloodlust из WarСraft II) или объявлять блицкриг (Haste, оттуда же) в отдельно взятом секторе карты. А еще есть Scanner Sweep из StarCraft – то есть возможность открывать участок карты... Впрочем, не будем обижать продюсера в олимпийке: в R.U.S.E. «магия» не порождается юнитами, а является независимым элементом игры – все уловки даются нам через равный промежуток времени и приятно разнообразят процесс. Например, очень полезно в самом начале посмотреть, что противник взял в руки – камень или ножницы. Сбор ресурсов в R.U.S.E. очень традиционный. Кто-то забыл на карте материальные блага, и не в виде светящихся кристаллов, а прямо на складах, поверх которых мы строим какие-то собственные дополнительные структуры, откуда грузовички возят к нам в штаб-квартиру наличные. Корованы (извините!) можно грабить.
R.U.S.E.
Из всего вышеперечисленного складывается довольно интересное времяпровождение. Мы ускоряем строительство базы, убыстряя грузовички, прячем фаустпатронщиков в лесах, куда танки заехать не могут, и вообще учимся у соперников, подглядывая им в карты: кто бы мог подумать, что зенитки можно завезти в чащобу… а они еще и эффективны против танков… и парашютистов почти всех перестреляли… чччерт. А все потому, что надо внимательно изучать ТТХ. Игроки составляют билд-листы и обсуждают на форуме тактики вроде Brit Bomber Rush: 1. 3xSupply Depot, 1xAirport
2. 1xRecon, 1xBomber
3. Keep building bombers
4. PROFIT!!!!
Ну вы понели. (Извините.)
R.U.S.E.
R.U.S.E. действительно хороша тем, что можно обмозговать свой собственный раш и сразу же его опробовать, и набить себе уровней и рейтинг в чемпионате – пока баланс не отлажен: например, у СССР можно обойтись двумя-тремя зданиями. Если элитная пехота производится на аэродроме, а тяжелые танки из House of Ix (ну, заведения, выпекающего продвинутые войска) не требуют для своего производства танкового завода – грех не воспользоваться. И нечего кричать, что «Ил-2» – imba и косит все любое на земле и в воздухе; Sturmovik – это круто, это бренд мирового класса. В отличие от хилого истребителя «И-16», который французы именуют его исторически корректным неформальным прозвищем Ishak.
R.U.S.E.
Маркетинговая машина издателя Ubisoft, скорее всего, позволит R.U.S.E. набрать критическую массу поклонников, баланс будет отлажен (а точнее, бесконечно отлаживаться) после релиза, историческая достоверность… наверное, от нее что-то даже останется («– Этот тяжелый танк на самом деле не успел на войну!» «– Who cares? Seriously?»). В общем, у нас будет что пожевать до выхода StarСraft II, у которой перед R.U.S.E. как минимум одно очевидное преимущество – камера там не будет отъезжать настолько, чтобы мы увидели, что битва на самом деле происходит в штабе, на столе с расстеленной картой, по которой мы двигаем фишки. А ведь управлять игрой гораздо удобнее из этого вида. (Кучерявый пубис лесов хорошо виден и на столе.) Камеру приближает не тот, кто хочет победить, а тот, кому нужно снять скриншоты с танчиками, самолетами и сельским хозяйством – недвижным скотом на полях и яблочками под яблонями. Впрочем, who cares? Seriously? Побеждать в R.U.S.E. – приятно (даже без учета того, что с противником можно чатиться), и это главное. Интересно, русская версия R.U.S.E. будет называться «У.Л.О.В.К.А.»?