Каждый, кто хоть раз смотрел остросюжетный американский сериал (Lost, Prison Break, Heroes – не стесняйтесь продолжить список), знает, что такое клиффхэнгер: это когда серия обрывается на самом интересном месте, а вам только и остается, что нервно искать в интернете дату эфира следующего эпизода (хотя и так понятно, что он выйдет никак не раньше, чем через неделю).
Alan Wake от финской студии Remedy – не первая игра, эксплуатирующая сериальную структуру (см. Alone the Dark 2008 года выпуска, а также различные эпизодические квесты), но это совершенно точно первая игра, в которой она действительно работает максимально эффективно и эффектно. Тут есть еще один важный момент: оказавшись наедине c бокс-сетом какого-нибудь Prison Break, вы, скорее всего, не вытерпите искушения и посмотрите до конца весь сезон. Alan Wake схожим образом играет на наших чувствах: оторваться просто невозможно.
Семь лет потребовалось авторам Max Payne, чтобы сформулировать окончательную концепцию своего нового проекта. В 2005 году это была игра с открытым миром, эксклюзив для DirectX 10 и Windows Vista. Alan Wake образца 2010 года запускается только на приставке Xbox 360 и имеет классическую структуру уровней и линейный сюжет. И это один из лучших игровых сюжетов на нашей памяти.
Писатель Алан Вэйк приехал в Брайт Фоллс вместе с женой Элис – чтобы отдохнуть и (по замыслу супруги) избавиться от своего нового недуга: уже два года Вейк не может написать ни строчки. Кроме того, некогда популярный автор детективов мучается ночными кошмарами, в которых чей-то голос учит его, как использовать свет для победы над тьмой. Очень скоро эта самая Тьма (согласно терминологии игры - Темное присутствие, Dark Presence) проснется и в городке Брайт Фоллс: Элис Вэйк пропадет без вести, а сам Алан очнется на краю пропасти в своей машине, совершенно не понимая, где он провел целую неделю.
По мере своего путешествия в поисках любимой (а также ответов на мучащие его вопросы) Алан будет находить страницы романа, подписанного его именем, – и события этого романа найдут совершенно точное отражение в «реальном мире» игры. Также по ночам (а действие Alan Wake происходит преимущественно в темное время суток) Алану придется сталкиваться с недружелюбными деревенскими жителями, одержимыми Темным присутствием (Taken). Здесь и помогут советы из ночных кошмаров: чтобы прогнать тьму из Одержимых, нужно воспользоваться фонариком (он же выступает вместо прицела, а предметы при его помощи отбрасывают роскошные тени). Через несколько секунд обработки светом противник станет уязвимым и совершенно смертным – если можно понимать под смертью фейерверк из желтых искр.
Боевая механика Alan Wake работает превосходно прежде всего из-за удобного управления (игра слегка помогает целиться) и эффектных вкраплений тактики и slo-mo. Вэйка всегда атакует целая группа Одержимых: противники различаются по степени живучести (чем, гм, толще сельский житель, тем сложнее изгнать из него тьму – мы удивимся, если какой-нибудь упитанный житель Штатов не подаст за это оскарбление на Remedy в суд), используемому оружию (метательные ножи, дубинки и даже бензопилы) и сверхъестественным способностям. Поэтому после каждой неудачи (а они непременно будут) придется еще раз подумать, кого атаковать первым и какие средства для этого использовать. В арсенале Вэйка помимо чудесного фонарика есть кнопка LB (позволяет эффектно уклониться в сторону от удара противника) и набор средств уничтожения: пистолеты, дробовики, светошумовые гранаты и многое другое. Также придется активно использовать окружение: зажигать заботливо оставленные кем-то прожекторы, заводить электрические генераторы или целиться в красные баллоны со взрывоопасным газом – куда же без них.
Несмотря на то, что столкновения с Одержимыми (а также не менее агрессивно настроенными летающими предметами и стаями кровожадных птиц) занимают почти половину игрового хронометража и вполне увлекательны, самой важной все-таки остается другая половина. Когда Алан исследует гигантские уровни (иногда нужно передвигаться на машине), останавливаясь, чтобы послушать радио, посмотреть телевизор (там показывают фантасмагорический мини-сериал Night Springs, а также самого Вейка, который на первый взгляд несет страшнейший бред), и читает вслух найденные страницы манускрипта – вы начинаете понимать, как скурпулезно проработана игра. Идея рукописи, которая является одновременно окном в прошлое и будущее – гениальный ход, который объединяет в Alan Wake три совершенно разных медиа: качественную литературу, остросюжетный телесериал и отличную видеоигру. Remedy за прошедшие годы ничуть не постарели и не ослабили хватку; по части геймдизайна Alan Wake практически безупречна – даже если учесть, что большую часть времени вы бежите от одной точки к другой, периодически сталкиваясь с отрядами Одержимых. Полному погружению помогают и закадровые размышления Вэйка (невольно вспоминаются монологи М. Пэйна), и очень живые персонажи – их характеры и мотивация прописаны крайне убедительно, а озвучение выполнено отлично подобранными актерами.
Еще здесь, пожалуй, самые убедительные декорации для настоящего триллера: невероятно красивая природа в солнечные дни и, в противовес, – темные и холодные ночи с пронизывающим ветром и густым туманом. Некоторые локации живо напоминают S.T.A.L.K.E.R., только с американским колоритом: заброшенные шахты, старые фермы и обзорные площадки для туристов, которыми никто не пользовался целую вечность. Обязательное место для посещения – ранчо местных рок-звезд, группы Old Gods of Asgard (в игре даже есть две их песни, написанные и исполненные музыкантами Poets of the Fall. Вообще, саундтрек в Alan Wake – высшей пробы), там вас ждет один из самых незабываемых игровых «клиффхэнгеров». Есть и места, где просто хочется гулять по окрестностям и разглядывать пейзажи: несмотря на не самые удачные модели персонажей и местами размытые текстуры, Alan Wake – одна из самых красивых игр на Xbox 360.
Новая игра Remedy – абсолютная магия, самое сильное сюжетное переживание за последние несколько лет. Здесь нет никаких геймплейных откровений: только восстанавливающееся здоровье и отдельная кнопка фокусировки на важных событиях выдают в Alan Wake желание следовать современным тенденциям. Здесь всем правят скрипты – но именно они являются неотъемлемыми элементами игровой истории. Истории, которая вряд ли кого-нибудь оставит равнодушным, – даже несмотря на открытую концовку и легкий привкус разочарования при виде финальных титров*.
970 Прочтений • [Alan Wake. Рецензия: последняя осень] [30.05.2012] [Комментариев: 0]