Японский рынок развлечений уже третий год переживает бум кооперативных игр. Все началось с Monster Hunter от Capcom – несложная по механике забава для PSP про коллективное истребление огромных динозавров стала всеобщей болезнью: люди собираются вместе, сжимая в руках влажные от пота приставки, и небольшими группами идут бить тварей специальными рогатинами. Lost Planet 2 (как и выходящая на этой неделе Metal Gear Solid: Peace Walker – чтобы вы могли лучше оценить масштаб бедствия) – прямое следствие миграции важной части японского рынка видеоигр в кооперативный режим. Первая часть Lost Planet, напомним, была экспортным продуктом все той же японской студии Capcom: с глуповатым сюжетом, но зато с возможностью залезть в огромного боевого робота и стрелять гигантских жуков. Учитывая, что Lost Planet: Extreme Condition была первым некст-ген шутером для приставки Xbox 360, успех игре был обеспечен: да и чего уж там, истреблять жуков действительно было очень весело.
В Lost Planet 2 играть предлагается исключительно вчетвером (и исключительно через интернет, режим разделенного экрана ущербен до невозможности), сюжет отсутствует за ненадобностью, зато жуки стали в четыре раза больше и в четыре раза отвратительнее. В Capcom все еще работают удивительно талантливые художники, так что местные инсектоиды (правильно называть их «акриды») вызывают одновременно восхищение вперемешку с ужасом: и полуразумные клопы, и семиэтажные богомолы, и гигантский песчаный червь. Особенно гигантский песчаный червь.
В общем-то, жуки – лучшее, что есть в программе развлечений на вечер. Их нужно убивать последовательно – например, сначала отстрелив ноги, а потом забравшись внутрь и уничтожив сердце (или что там у них вместо сердца). Требуется тончайшая координация действий: у всех четырех членов команды должны быть гарнитуры, а про AI-напарников лучше даже не думать – ничего не выйдет. К тому же, местная система респаунов работает достаточно грубым образом: когда один из игроков погибает, тратится специальная шкала «энергии», которая возмещается захватом контрольных точек; у этих же точек и происходит респаун. Иными словами, все как в заурядном мультиплеерном шутере: «Игрок ГигантскийОтвратительныйЖук убил с помощью Ложноножка игрока Василий». Пожалуйста, подождите 5 секунд и полюбуйтесь на свой изуродованный труп.
Впрочем, ладно - жуки. С ними еще более-менее весело (особенно когда в дело идут робо-костюмы, а также новые экземпляры шагающих и летающих (!) Vital Suits). Но в перерывах между свиданиями с этими очаровательными тварями Lost Planet 2 превращается в обычный, заунывный шутер против людей с автоматами (в роли людей – Снежные пираты, Пираты джунглей и, вы не поверите, Песочные пираты). У игры были с этим проблемы еще в первой части - управление и перестрелки, мягко говоря, не соответствовали современным стандартам, а в Lost Planet 2 их окончательно убили введением автоприцеливания, которое, к тому же, никак нельзя отключить. Ну что за детский сад. Тема дошкольного возраста развивается и в других аспектах: так, в Lost Planet 2 имеется встроенная система «эмоций» - по нажатию на START+крестовина джойпада персонаж изображает безудержную радость, неожиданную грусть или что-нибудь еще более оригинальное (подпрыгивая или махая руками). Обитатели интернет-серверов тут же нашли этой штуке достойное применение, так что играть с незнакомыми людьми приходится через силу – подружившись с системой «эмоций», они очень любят изображать из себя идиотских обезьян.
Сюжет исчез как рудиментарный элемент: Lost Planet 2 разбита на шесть больших эпизодов, эпизоды разбиты на миссии – все как у взрослых, даже нельзя подключиться к чужой игре, если определенная миссия еще не была пройдена. Задания отличаются изысканной оригинальностью: убить всех людей, убить всех жуков, активировать контрольные точки. Хотя несколько раз и попадаются просветления. Миссия в пустыне, где сначала нужно скрываться от слепых и лопоухих динозавриков, а потом последовательно отбирать у Песочных пиратов сверхмощный бронепоезд, чтобы в конце сразится с Гигантским Песчаным Червем, – наглядный образец того, что у японских дизайнеров голова все еще устроена очень своеобразным образом. В хорошем смысле слова. А вот графика и озвучка вызывают смешанные впечатления: с одной стороны, игра выглядит неплохо – используется последняя версия фирменного движка Capcom (MT Framework), есть несколько интересных спецэффектов. Но с другой – бедные текстуры, страшноватая анимация и обилие графических ошибок портят впечатление. Та же история с озвучкой: ввиду отсутствия сюжета она минимальна, а все оружие и даже жуки звучат точно так же, как и три года назад.
Помимо многочисленных технических шероховатостей, в Lost Planet 2 еще и дурно с балансом: AI-напарники из-за прекрасно осознаваемой разработчиками тупости не расходуют при гибели драгоценную энергию Battle Gauge, тогда как ваши реальные напарники делают это с удовольствием – отсюда часто возникают нелепые «геймоверы» во втором случае и раздражение от глупости искусственного интеллекта в первом. Кстати, погибнув вместе с роботом (то есть, конечно, правильно говорить Vital Suit), вы получаете двойной «штраф» - так что здесь надо быть особенно внимательным. Есть в Lost Planet 2 и соревновательный мультиплеерный режим – очень похожий на таковой в первой части: скучный, бессмысленный, кривой. Сервера как на PlayStation 3, так и на Xbox 360 практически пустые: все ушли играть в Bad Company 2 и Modern Warfare 2. В кооперативном режиме ситуация чуть лучше – предпочтительнее, конечно, найти трех реальных напарников, обязательно с гарнитурами и железными нервами. Знать основы истребления жуков тоже желательно: игра практически ничего не объясняет, подразумевая ваше знакомство с миром Lost Planet. Что за Снежные пираты? Чем они отличаются от Песочных? Почему у наемников корпорации NEVEC такие дурацкие шлемы? Что вообще происходит?!
Главный дизайнер Lost Planet 2 Юки Такеучи во всех интервью с гордостью отмечал, что Lost Planet 2 будет «улучшена в каждом аспекте», забыв упомянуть, что в нее невозможно будет играть одному. Но даже в компании друзей игра вызывает много вопросов, безупречны только жуки и способы их истребления. Ко всему прочему, игра слишком часто выглядит гостем из параллельной вселенной, где игры пошли по другому пути развития: Lost Planet 2 усиленно игнорирует достижения геймдизайна последних лет, предлагая вместо них свои, достаточно дикие аналоги. В понимании разработчиков собирать вываливающиеся из насекомых огромные красные кубики непонятного назначения должно быть невероятно весело, так же как и апгрейдить «эмоции» и оружие с помощью генератора случайных чисел, стилизованного под слот-машину. Отдельная ирония заключается в том, что игру можно пройти, скачав из интернета скины Маркуса Феникса из Gears of War 2 на Xbox 360 и Альберта Вескера из Resident Evil 5 на PlayStation 3, - персонажей из игр с гораздо более удачно реализованными кооперативными и одиночными режимами. P.S. Осенью выходит РС-версия Lost Planet 2: по предварительным сообщениям, улучшенная и дополненная. Текст: Кирилл Перевозчиков