Десятка. Придраться абсолютно не к чему. Первая за долгое время игра, которую миллионы проходят и одновременно активно обсуждают. Патриоты ПК ликуют, консольщики жмутся по углам. Полный коммерческий успех, золотой дождь. Злому императору Activision Blizzard Бобби Котику хватит денег, чтобы расплатиться по десяткам исков насчет сексуальных домогательств. Счастье для всех, хоть и не даром!
Скороговоркой об условных минусах. Да, схема с подпиской немного непривычная, но… неужели вы не пройдете кампанию за четыре месяца? Ну в самом деле? Отсутствие оригинальной озвучки огорчает по-настоящему, но мы надеемся на скачиваемый языковой пакет (слышишь, Blizzard?). Потому что люди рассказывают — в оригинале главный герой Джим Рейнор разговаривает совсем как капитан Рейнольдс из Firefly, особенно под конец своей личной войны.
Да, мы достали вас со своим Firefly, и все-таки: в StarCraft II действительно та же атмосфера «космического вестерна». Во всяком случае, на старте. Захолустье, тоска и мрачное пьянство стареющего мужика, который потерпел большое личное поражение. Ну а потом подтягиваются старые кореша, новые девушки и всякие подозрительные рыла с вудуистскими куклами на шее — и ржавые сюжетные колеса начинают крутиться все быстрее, и затягивают нас, и перемалывают: мы сидим за новым «Старкрафтом» ночами и не в силах оторваться.
Атмосфера, атмосфера и еще раз атмосфера. Песня "Sweet Home Alabama" в музыкальных автоматах. Череп зерга со вставленными в глазницы цветными лампочками в баре. Жлобы-реднеки, охотящиеся на гидралисков. Атмосферность StarCraft II создает впечатление большой вселенной, как в Star Wars. Технически это сделано очень малыми средствами. Внутренности краденого крейсера «Гиперион» — это несколько едва анимированных локаций из квеста второго ряда. Но черт дери, как все хорошо сходится и склеивается! Традиционный для стратегий в реальном времени зазор между миссиями и роликами исчезает, игра — единый массив.
Все согласовано. Вот мы из принципа сделали глупость — пошли войной на союзников-протоссов, чтобы защитить зараженных зерговским вирусом людей, которых застенчивая тетя-доктор вряд ли вылечит. Но вот мы потом заходим в корабельный арсенал, и наш механик так, между делом, ворчит через усы, что хорошо вы поступили, сэр — помогли людям! Другого не ждал! И наши действия получают оправдание, и главное — мы можем продолжать верить, что это все не набор из 29 миссий, а приключение лихой команды отморозков.
Баланс убит и сброшен в шлюзы, и правильно — в однопользовательской кампании он не нужен. В кампании нужны валящиеся с орбиты, как в Warhammer 40 000, суперсолдаты-наемники, вызывающие ощущение, что мы супергерои, элитные революционеры, пираты-ниндзя. Firefly частично переходит в Star Trek: вы можете проанализировать врага и издевательски легко замочить его — его же собственным оружием. Наш прыщавый ученый из лаборатории — гений. Наша база станет автоматизированной, как у протоссов, наши танки будут регенерировать, как зерги. Да мы и вообще сможем делать зергов своими сучками (извини, Керриган). Нашего капитана знают крутейшие в галактике чуваки и пускают внутрь своих воспоминаний.
Плюс еще разговоры. Опять Firefly! Целиком попертый оттуда диалог капитана с подчиненным: «Это поможет нам решить все наши денежные проблемы». «Я это уже слышал». «В этот раз все будет по-другому!». «И это я уже слышал». И межзвездное телевидение, прямо как в «Вавилоне-5». Оттуда же — древние пророчества, которые вылезают в довольно неожиданный момент. Протоссы? В моей личной революции?
StarCraft II — огромное удовольствие для всех, кто хоть немного знаком с научной фантастикой (и не только с сериалами). И не меньшее удовольствие для тех, кому фантастика побоку и которые материал не знают. Для людей, которые не понимают, почему их друзья, наблюдающие за прохождением Wings of Liberty с попкорном, начинают ржать, когда выясняется, что цель очередной миссии — грабить поезда на воздушной подушке. Миссии очень стараются быть разными, и почти всегда это удается. Удивительно, но они почти никогда не затянуты и не успевают надоесть. Вот, например, относительно скучные скитания Зератула и его подручных по карте, но там есть такая виньетка — чтобы расстрелять зергов, нужно, чтобы они пробежали по окружности нашего радиуса стрельбы. То есть надо встать на скальный выступ. Абсолютная мелочь, но изящная — в стратегию помещен простенький такой пазл.
А еще ролевые элементы: очень приятно апгрейдить армию по своему вкусу. Разве осадный танк не заслуживает снарядов с сердечником? Разве не здорово придать ракетным установкам чудовищную скорострельность? Нарастить побольше «мяса» солдатам? Или производить мины внутри ставящей их каталки и делать целые минные поля?
В принципе, с «десятки» для Wings of Liberty можно было бы снять полбалла за простодушный сюжет. Все эти битвы у конца времен, которые являются нам в видениях (и от которых виснет компьютер, Рагнарёк все-таки). У Супермозга зергов, оказывается, были положительные качества. Да и вообще зергов использовали; не удивимся, если узнаем, что зерги пили кровь демонов, как орки. Потом еще эти персонажи, которые очевидно гады и вредители, но выкинуть их с крейсера нельзя. Даже нельзя сказать «Я не брат тебе!».
Но. Предъявлять второму «Старкрафту» претензии по поводу сюжета — это все равно что прийти в театр кабуки, отсидеть часа четыре и потом возмущаться, что не показали канкана. Wings of Liberty не разочаровала ни на каплю, она оказалась такой, какой ее ждали, и даже лучше. Десятка. Всем играть, если еще не. Текст: Николай Третьяков
Видео: Николай Третьяков, Иван Кузьмин, Иван Лучкин