Весна 1939 года. Воинская часть на западной границе СССР. Тусящие около казармы красноармейцы делают самокрутки из газеты «Правда», предварительно прочитав вслух спортивную страничку (Л.П. Берия не сможет впредь оказывать поддержку ФК «Динамо», но, впрочем, для здоровия полезны холода, – пишет зловредный журналист Фома Охотников). Бойцы активно обсуждают баб, местный алкогольный ассортимент и мимоходом дивятся рациям, которые недавно привезли в полк. Со столба репродуктор спокойным голосом Левитана рассказывает о больших успехах в ракетостроении и конструировании электрических счетных машин… Эта игра – пришелец из далекого прошлого, живое ископаемое. Дело не в графике*, не в чудовищном количестве микроменеджмента. Дело в том, что Hearts of Iron III не особо побуждает игрока в себя играть. Как бы по умолчанию полагается, что вы интересуетесь старинной военной техникой и/или историей Второй мировой войны и/или альтернативной историей, что вам не жаль времени, что World of WarCraft вам безразличен, а еще – что вы способны смотреть на экраны с табличками и видеть, как краснознаменная моторизованная конница выпрыгивает из клепаных гондол дирижаблей «Сергей Миронович Киров» на головы беспечных парижан. Предположим, про конницу на парашютах я наврал, но… Покрышкин и Кожедуб на ракетных перехватчиках в 1942-м! А? И хотя это тупиковая ветвь в авиастроении, опыт конструкторов вырастет. Советские соколы быстрее пересядут в турбо-джеты. Трепещите, империалисты! Третью Hearts of Iron легко задробить, стратегически разбомбить. Игра ну совершенно не развлекает игрока; ачивментов и таеров-восемь-с-половиной нет; приятные ситуации вроде «в инстансе четыре девушки с разных концов Европы и я медведь» в принципе невозможны. Публика, играющая в Hearts of Iron по сети… скажем так: с вероятностью не промахнуться в упор из гауссовки в Fallout 2 со скиллом small guns в 300 – это мрачные молодые мужчины.
Hearts of Iron III
Вдобавок. По сравнению с HoI II увеличилось число провинций и технологий. Время идет еще медленнее. Мировая война с движением войсковых толп делает среднего уровня домашний компьютер очень задумчивым. Обучающие миссии следовало бы заменить буквами RTFM!** во весь экран (как и во второй игре серии). Дорогие шведские разработчики для привлечения к игре обычных казуальных стратегов предусмотрели возможность передавать в руки AI дипломатию, производство, технологические разработки и управление армией (на любом оперативном уровне от корпусов до театров военных действий). Искусственный интеллект справляется блестяще – видя кучкующихся на западной границе немцев, хладнокровно размещает новые эскадрильи фронтовых бомбардировщиков в Якутии, и становится как-то неохота пользоваться новой feature (вы делаете чужую провинцию стратегической целью – AI делает вам заказ на военную технику – вы откидываетесь в кресле – профит). А то, что Жуков Г.К. со скиллом военачальника в 5 баллов командует всего-навсего дивизией – будем считать, это историческая достоверность. Хотя мы давали AI контроль над назначениями. Но (пора уже сказать «но», и это именно «но», а не «вдобавок»). Видите ли, фронты, армии, корпуса и дивизии вам придется перебирать вручную, составляя комбинации танков, самоходок и мотопехоты (например), назначая командующих с подходящими трейтами (радуясь веселому одаренному Баграмяну и его папахе) и сверяясь на первых порах с мануалом. Чтобы фрицы не застали врасплох. А когда вы сами нанесете первый удар, нужно будет кропотливо планировать операции, поддерживать «жесткую» атакующую силу танков «мягкой» атакой артиллерии (за час до начала наступления; время в игре считается по Гринвичу – японофилы, имейте в виду, что ваше солнце всходит ночью). HoI III – военная стратегия; в кропотливой сосредоточенной возне среди хаоса – ее своеобразная прелесть. И да, для успешного общения с игрой пацифистам приходится корректировать логику: война = [зд.] хорошо. Война => мобилизация ресурсов => рост производства. Ну а возня с «ползунками», регулирующими производство, с технологиями, военными доктринами и внутренней политикой – это после тонкой настройки армии вообще просто. Тем более что внутренняя политика гуманизирована и опоэтизирована. Мы не просто сдвигаем «слайдер» для получения бонуса в 3% к чему-нибудь, мы выбираем между свободной прессой и государственной пропагандой. Для получения процентного бонуса, конечно. На красочной (аж в три цвета, не считая оттенков!) диаграмме нарисована поддержка населением политических партий, где (в случае с СССР) есть не только ВКП(б), но и «бухаринские контрреволюционеры». Кхыгыгы.
Hearts of Iron III
Еще одно «но». В том, что Hoi III стала тру-блэк-хардкором, есть и положительные стороны. Нет, мы не про увеличение среднего количества микроменеджерских операций в минуту (это все-таки неоднозначный ход). Мир игры (только не смейтесь) стал более живым. Введение такой категории, как военная угроза, дает странные и интересные эффекты. Германия усиленно готовится к войне и источает агрессию – малые страны толпами прибиваются к Союзникам. Игровая механика теперь работает так, что склонив государство к вступлению в альянс, легче работать с его соседями. Получается настоящий «эффект домино», порождающий забавные ситуации: Скандинавия с Финляндией и прибалтийские страны на стороне Британии-Франции-Америки. Румыны тоже за «аликов», как следствие – узкий фронт с немцами, где можно замутить интересное. А потом как бы нехотя уронить на Берлин атомную бомбу. Говорят, А-бомбы в HoI III можно использовать для вежливого запугивания, но мы-то знаем, как Японию принудили к миру. А когда фантазия иссякает, боевой настрой при игре в Hearts of Iron III помогают поддержать аудиокниги. Если вместо оркестровой музыки звучит «Ты, Зяма, погоди, пока фрицев угробим. Тогда уж все будет: и пирожные, и ярмарка, и бабы!» – оно ж найкраще.
* эпитет подобрать сложно; скажем так – графика функциональная ** read the fucking manual!
Николай Третьяков Наверх
709 Прочтений • [Рецензия на Hearts of Iron 3] [30.05.2012] [Комментариев: 0]