Рассказать о Mount & Blade что-то новое, доселе неизвестное широкой публике, абсолютно невозможно. Наверное, эта игру смело можно назвать живой иллюстрацией пословицы «все гениальное – просто». Помимо самой адекватной из всех известных реконструкций боевых действий Средневековья студия TaleWorlds подарила миру фанатов смертоносного железа уникальный инструмент-редактор, позволяющий при известной сноровке переносить игроков из приключений Айвенго на поля сражений греко-персидских войн, оттуда – прямиком под белое знамя Орлеанской девы, яростно вырезающей очередной английский гарнизон, и – во мгновение ока – в ряды испанской терции, плечом к плечу с капитаном Алатристе.
Mount & Blade: Огнем и мечом
Каков секрет этой удивительной универсальности? Дело лишь в том, что разработчики ухватили самую суть. Организация процесса убиения больших масс людей, называемого словом «война», не менялась, в общем-то, с начала времен до появления огнестрельного оружия. И потом, во время его совершенствования, еще долгое время оставалась близкой к канонам. Принципиальной разницы между македонским гетайром и кирасиром времен Тридцатилетней войны нет. Одет ли всадник в черные рейтарские латы, тамплиерское сюрко или легкую кавалерийскую тунику – уже дело вкуса. Результаты «переодеваний» и прочих изменений доступны всем желающим на сайте rusmnb.ru. Модификации, сделанные энтузиастами, моделируют, кажется, все известные военные конфликты от античности до… возможного далекого будущего, например, заменяя лошадь хауэр-байком, а шашку – джедайским мечом. И заметьте, ни один из создателей этих модов почему-то не назвал свое творение аддоном, полноценным дополнением к игре, и не стал требовать за работу денег. Несмотря на то, что изменения в геймплей были привнесены, и весьма серьезные. Студия «Сичъ», судя по всему, живет вне интернет-пространства. Иначе у ее представителей, я уверен, не возникло бы желания утверждать, что творение под названием «Огнем и мечом» является аддоном со множеством оригинальных находок, коренным образом меняющих шедевр TaleWorlds в лучшую сторону.
Mount & Blade: Огнем и мечом
Что мы слышим в интервью с «сичевиками» и параллельно наблюдаем на собственных мониторах? Продюсер рассказывает нам о механике ОРИГИНАЛЬНОЙ игры. И далее говорит о том, что на сей раз кальрадийских всадников мы переоденем в костюмы XVII-го века – польской шляхты, запорожских казаков, шведских гвардейцев, татарских налетчиков и московских стрельцов. Что начинает игрок в одиночку, безвестным наемником, с дальнейшей возможностью «брать города и крепости» и стать правителем собственных земель. Сценарист: «Эта историческая эпоха технически очень хорошо ложилась на логику оригинальной M&B». Простите, а какая из эпох не ложилась на логику оригинала? И следует ли брать в расчет наличие, например, мода «Европа XVII век», если говорить об оригинальности идеи «ОиМ»? Нам говорят о системе разнообразных квестов, более того, о наличии кампании за каждую из сторон. Но скажите, если не менять коренным образом всю механику (то есть не добавляя пресловутого разнообразия в геймплей), чем будет отличаться процесс выполнения заданий в этой игре? Разве предстоит игроку делать что-то кроме стандартных поручений «найди-подай-принеси-разгроми»? И не является ли одной из целей любого вида игры (пожалуй, кроме Native-оригинала) достижение «королевского» статуса? Следующим «новаторским» шагом авторов стало… появление в игре огнестрельного оружия! Поразительно, ведь тогда получается, что моды «Age of Pistol and Sword», «The Eagle and The Radiant Cross», упомянутый прежде «XVII век», а также множество других модификаций от вестерн-стиля до Гражданской войны в России – это плод нашего воображения?
Mount & Blade: Огнем и мечом
Но хорошо, возможно, создатели «аддона» настолько улучшили и разнообразили другие игровые элементы? И здесь – дырка. Наем воинов происходит теперь только в тавернах (там вам предложат уже «упакованных» солдат, без возможности апгрейда) и соответствующих лагерях. Где за дополнительную (как правило – весьма скромную) плату предложат докупить бойцам снаряжение по частям (доспехи-оружие-кони). Зато самостоятельно развивать вы сможете лишь «национальные» ветки, набранные из чужих пленников. Чей рост ограничен буквально парой уровней. Это выглядело бы новаторством, если бы не отлично и гораздо более оригинально проработанная система развития и найма юнитов в «XIII веке» - где имеется аж три разнообразных линейки развития (деревенское и городское ополчения и элитные войска), возможность перевооружения и смены класса солдат, а также починка и усовершенствование снаряжения у кузнецов. То же самое можно сказать и о качестве графики, благодаря которому «системные требования выросли примерно в полтора раза». Обязательно обратите внимание на богатство доспехов во «France 1431» и красоту храмов средневековых городов в моде, посвященном временам Александра Невского. Заметим, что при отсутствии сколь-нибудь заметной визуальной разницы тормозит и вылетает «ОиМ» больше и чаще, чем любой из любительских модов.
Mount & Blade: Огнем и мечом
Даже учитывая все вышесказанные комплименты энтузиастам-мододелам, Mount & Blade остается удивительно удачной работой своих создателей сама по себе. Ни один из любителей не привнес в геймплей кардинально изменивших его особенностей, не улучшил графику радикальным образом, не написал новый движок. Но и – что самое главное – не потребовал за свою работу денег. И совершенно однозначно можно сказать, что как раз среди свободного контента на rusmnb.ru, если что, нужно было искать кандидата на звание аддона. Но уж никак этим словом нельзя назвать сыроватую, исключительно вторичную и претенциозную поделку от студии «Сичъ». Кроме того, нас мучают вопросы. Мы, конечно, можем списать это на вашу бурно разыгравшуюся фантазию, господа разработчики, но, все-таки, вы уверены, что Запорожскую Сечь образца 1655 года можно настолько смело обозначить как самостоятельную государственную единицу? Или мечты о «правильном славянском государстве, надававшем люлей Московскому царству» (цитируя продюсера) – это особенность назелэжного национального самосознания? И вот еще что. После столкновения с бандой дезертиров с цвайхандерами в руках, а также посещения пары оружейных лавок, ассортимент которых примерно наполовину состоял из разных вариантов двуручных мечей, нам кажется, что слова о том, что специализацией студии «Сичъ» является, цитируем, «разработка компьютерных игр с исторической составляющей и скрупулезное отношение к реконструкции зданий, костюмов и, главное – оружия», можно воспринимать как издевательство.
Текст: Петр Кунарёв Наверх
1550 Прочтений • [Рецензия на Mount & Blade: Огнем и мечом] [30.05.2012] [Комментариев: 0]