Вольная композиция узких парижских улочек располагает к эпатажу – как и все, впрочем, связанное с Францией в коллективном бессознательном. Эпатажное сопротивление немецким интервентам в боевике The Saboteur в этом смысле выполнено на высшем уровне: фашистской машине с ее отлаженным, как механизм швейцарских часов, функционалом горстка безумцев противопоставляет костюмированные представления, спонтанные акции неповиновения и абсурдные акции устрашения (вроде похищения из гаража офицера-оккупанта дорогого винтажного авто). То, что в любой другой игре выглядело бы верхом пошлости, в The Saboteur играет на общую атмосферу - как ни крути, но с сеттингом Pandemic попали в самую точку. Оккупированный Париж – штука вообще очень волнующая. Благодаря тому, что наш герой Шон, точно наездник чудо-анимуса, способен забраться на крышу любого городского здания, масштабы катаклизма можно оценить в любой момент. Увешанные красными стягами вековые стены, уродливые наблюдательные вышки, рассекающие небо прожектора и барражирующие над Елисейскими полями дирижабли, безусловно, впечатляют. Особенно на фоне поистине импрессионистской палитры: в очень мощном прологе, действие которого разворачивается еще до оккупации, мы совершаем марш-бросок из Франции в Германию и обратно (перед войной Шон был неплохим гонщиком и в самый канун ее должен был принять участие в одном представительном соревновании) – такого упоения радугой, такого буйства красок в электронных играх не было давно. Pandemic удалось очень точно "схватить" внутреннее ощущение мирной жизни… и выразить его именно посредством цвета. Несмотря на вид от третьего лица, все происходящее мы воспринимаем именно глазами Шона: оккупированные районы Парижа цвета лишены вообще; там, где сопротивление набирает силу, улицы постепенно становятся все ярче. Что остается без изменений – так это живая сила, вооружение и техника немцев: уже через полчаса игры глаз моментально выхватывает из общей городской картины черно-красные фашистские язвы. Выглядит все это, конечно, здорово и свежо: простой, казалось бы, светофильтр делает чувства всех без исключения действующих лиц игры простыми, понятными и очень близкими – за залитый солнцем Монмартр действительно можно с легкостью положить пару десятков агентов гестапо.
The Saboteur
С драматическим наполнением все не так хорошо: после впечатляющего пролога сюжет ныряет в глубокую яму и предлагает, помимо прочего, стащить с нацистской вечеринки бутылку шампанского. Искренне ненавидящий все британское, ирландец Шон попадает в сомнительную компанию к истеричному фанатику Люку, седому провокатору Витторе и нервной красавице Веронике – и вся романтика французского Сопротивления поначалу состоит в мелких пакостях вроде подрыва грузовиков и казни предателей. В силу особой игровой атмосферы эти лихие наглые налеты – и даже те, которые будут позже (удивительным образом большая часть заданий в The Saboteur – лихие наглые налеты) – вызывают снисходительную улыбку: организованных фрицев, решивших перегородить хаос Парижа параллельными и перпендикулярными укреплениями, даже как-то жалко. Их система тревоги – так и вовсе сущая насмешка: если Шон начинает вести себя подозрительно, постепенно заполняется соответствующая шкала на экране, когда шкала заполнится полностью – ближайший солдат попытается достать табельный свисток. Если солдату удастся подать сигнал, на подмогу сбегутся все ближайшие патрули, а окрестная территория радиусом метров в двести окрасится на радаре в угрожающий багровый цвет. Для того, чтобы тревога утихла, достаточно выбежать за пределы этого радиуса – учитывая тот факт, что Шон может остановить любую машину, сесть за руль и унестись на другой конец Парижа за пару минут, это и в самом деле забавно. Выполнение некоторых обязательных заданий в таких условиях превращается в натуральный фарс: для того, например, чтобы освободить четырех товарищей из подобия тюрьмы под открытым небом, раз за разом приходится проделывать один и тот же трюк: бесшумно убивать немецкого солдата, переодеваться в его форму, заходить на территорию тюрьмы (в немецкой форме это можно делать безнаказанно – к тому же свастика на рукаве дает право на открытое ношение оружия), совершать подозрительное действие – убийство часового и освобождение пленных достаточно подозрительно, в самом деле – терять прикрытие, убегать, снова бесшумно убивать немецкого солдата и переодеваться в его форму, заходить на территорию тюрьмы и т.д. Зачем повторять подвиг четыре раза, когда вполне могло бы хватить и одного – непонятно, и подобные организационные дыры встречаются в сюжетных миссиях на каждом шагу. В том же случае с кражей шампанского простора для маневров, несмотря на декларируемую открытость игрового мира, нет и в помине: как бы вы ни силились прокрасться на пресловутую вечеринку незамеченным, в назначенный момент на сцене появится гестаповец, мимо которого не проскользнуть.
The Saboteur
Потому настоящее счастье в The Saboteur следует ловить во freeplay-режиме. Именно здесь игра по-настоящему оправдывает свое название и раскрывается в полную силу! Последовательность действий такая. Сначала нужно купить у торговца оружием карту конкретного района, на которую нанесены все инженерные сооружения оккупантов. Затем у него же приобрести пару связок динамита. Последний пункт: попытаться сделать так, чтобы на вверенном нам участке Парижа вышеупомянутых сооружений не осталось вовсе. И вот это как раз можно сделать дюжиной самых разных способов! Можно переодеться в форму офицера, проникнуть в ангар с танком, незаметно прицепить на броню взрывчатку, спокойно выйти из ангара, подождать, пока на звук взрыва слетятся немцы с других важных объектов, и уничтожить их – пустые, никем не охраняемые. Можно устроить открытую перестрелку, в самый разгар которой одного из врагов убить голыми руками, опять же надеть его форму, и, пока остальные заняты поисками пропавшего наглеца, устроить показательную диверсию. Можно тихо залезть на снайперскую вышку, свернуть шею стрелку и устроить тотальный отстрел – пока не слетятся дирижабли, и тогда аккуратно спуститься вниз, заминировав вышку. Можно просто пройти по улице, дождаться, пока один из патрульных не начнет избивать мирного парижанина, начистить ему морду (получив за защиту жителя дополнительный плюсик), дождаться приезда взволнованного немецкого мотоциклетного экипажа, уничтожить его, завладеть мотоциклом и тараном пройтись по самым укрепленным вражеским районам – после чего спрятаться в укромном месте, дождаться неосторожного солдатика и выйти из темноты уже "своим". Цели могут быть самыми разными: немецкий генерал, пропагандистский громкоговоритель, станции связи и баки с горючим, зенитные установки и блок-посты. Некоторые из них хорошо замаскированы или находятся в недоступных с первого взгляда местах – и тогда приходится буквально по сантиметрам изучать местную архитектуру, искать обходные пути и секретные проходы. Бывает и такое, что сразу несколько объектов находятся на расстоянии вытянутой руки друг от друга – и тогда диверсия неизбежно превращается в кровавую бойню. Фашисты в The Saboteur очень хитры, наблюдательны и точны: обмануть их очень сложно; будучи даже переодетым во вражескую форму, Шон может быть легко разоблачен, если пройдет в ней слишком близко к настоящему фрицу. Более того, Шона могут "раскусить", если в стане врага он начнет бегать или карабкаться по стенам – так что иной раз на улицах Парижа сами собой раскручиваются такие сюжеты, до которых бы не додумался ни один сценарист.
The Saboteur
За уничтожение каждого помеченного на карте сооружения Шон получает очки "контрабанды", на которые может покупать новое оружие, апгрейды к старому, карты новых районов и даже так называемые "перки". Эти "перки" – специальные умения и возможности Шона – можно открыть и бесплатно, выполнив некое особое условие: сбросить с высоты пятерых немцев, убить десятерых генералов и т.п. "Перки" увеличивают физическую силу, мощь оружия и другие характеристики – в принципе, бесполезные в начале игры, но могущие пригодиться, когда размах боевых действий начинает увеличиваться (а такое будет происходить регулярно). Саму "контрабанду" можно найти на улицах, спрятанную в специальных сундуках – или получить за найденные "секретные" объекты. В числе последних – фотокарточки достопримечательностей; особые места в городе, с которых открывается красивый вид; трамплины для автомобильных прыжков (воздушный поцелуй в сторону GTA). Все это вместе – вышки, танки, громкоговорители, радары, фотографии, зенитки, трамплины – натуральным образом сотни точек на карте. И, как бы это ни выглядело странным, заниматься подрывной деятельностью не надоедает и после полутора десятков успешных диверсий.
The Saboteur
Вместо драматичного экшена о суровых подпольных буднях из The Saboteur получилась прекрасная постановочная авантюрная комедия положений – где-то мрачная, где-то грустная, но в общем итоге невероятно бодрая и позитивная. Несмотря на черно-белые переулки; несмотря на жестоких немцев, шагающих по парижским тротуарам; несмотря на расстрелы в подворотнях – просто этот город и этих людей невозможно сломить и выкрасить в оттенки серого. Вся эта внушительная экспансия сил зла – все эти огромные полотнища, эти перекрытые перекрестки и наспех смонтированные сцены с многоваттными прожекторами – все это с легкостью превращается в пыль усилиями одного упрямого ирландца в забавной кепке. Для нас Париж по версии The Saboteur навсегда останется городом варьете, в котором полным ходом идет представление – варьете, заполненном вражескими солдатами. Эти солдаты хохочут, хлопают ладонями по девичьим ягодицам и пьют пиво; они не знают, что уже приговорены к смерти и доживают здесь последние дни. А танцующие девушки, в гримерках которых Шон с друзьями зализывают раны и чистят стволы, знают об этом – и все равно смеются, когда их кожа покрывается багрянцем от удара немецкой пятерни. Количество красных точек на карте с каждым шлепком все меньше и меньше, и вот уже улица за окном похожа на ту, довоенную, купающуюся в лучах солнца. Этот город никогда не любил сюжеты, предпочитая им экспромт и импровизацию… и, как бы сильно ни старались люди в черной форме, его никогда не измерить параллельными и перпендикулярными линиями.
Текст: Сергей Думаков
Наверх
1119 Прочтений • [Рецензия на Saboteur, The] [30.05.2012] [Комментариев: 0]