«Все новое – это хорошо забытое старое», «не нужно изобретать колеса», «лучше меньше, да лучше» - можно припомнить еще десяток крылатых изречений и пословиц, общий смысл которых сводится к двум истинам: нужно соразмерять масштаб задуманного с реальными возможностями, и совершенно не стоит гнушаться старыми, опробованными временем идеями. Взять «Кодекс войны» студии Ino-Co (первый застрявший в мозгу пример): он ничем, по сути, не отличается от любого гексагонального воргейма со времен Panzer и Fantasy General. Нет, это не плагиат – просто жанр оформился, и выдумывать что-то кроме, пожалуй, сюжета и внешнего трехмерного лоска, вовсе и не понадобилось. Результат – вполне заслуженные дифирамбы. Но тут есть очень тонкий момент – не «залажать» имеющийся стандарт качества. Поняв, что тягаться с серией Total War не получится – не те ресурсы для воспроизведения масштабных сражений в реальном времени, – разработчики из студии Lesta обратили свои взгляды в сторону глобальных стратегий, где правит бал Paradox Interactive, и сделали классическую «глобалку» в национальном сеттинге. Точнее, не совсем «национальном», а национально ориентированном. Временной отрезок и география игры привязаны к событиям общеевропейского масштаба, в которых Московское царство принимало непосредственное и очень плотное участие, как по, так и вопреки своей воле. Начиная с 1360 года, за 20 лет до Куликовской битвы, и заканчивая серединой XVII-го века, когда время старое неумолимо переменится на время Новое, вы имеете возможность привести свою – пока что слабенькую, но амбициозную донельзя – страну к статусу ведущего государства в обозримом мире.
Империя: Смутное время
Доступны герои, но не мега-юниты, как в ролевой игре, а скорее вспомогательные фигуры. Царствующая особа, полководец, священник, ученый, шпион, дипломат – каждому отведена своя роль, каждый понадобится для достижения общей цели: необходимого внутреннего и внешнего равновесия на пути к становлению великой державы. Приходит на ум резкая динамика «Казаков», но это – не RTS, здесь далеко не всё зависит от скорости реакции: успели построить казарму, рядом кузню, обеспечили работой крестьян на ферме, вот вам и готовый контингент дешевого пушечного мяса. В столице – восстание, внезапная эпидемия чумы или религиозные волнения, а есть ли под рукой митрополит, который зайдет в город и успокоит бушующие толпы черни? А время-то не терпит, не хватило пары шагов по карте – и сгорел стольный град Киев или Краков… а что у нас в данный момент столица? В вашей воле сделать центром Европы, например, Псков. Обучающая миссия подсказывает: «Постройте домну – будет золото. Наберите ополчение – отобьете набег. Пошлите в селение проповедника – иначе беда производству». Жизнь налажена, можно царствовать, лежа на боку… А потом, когда внезапно выкинут на простор свободной игры, окажется, что нет времени на раздумья, потому что пока собирали войско и копили деньги (а также знания и продовольствие – жизненно важные ресурсы в «Империи») – оказалось, что в городе бунт, а сосед, предлагавший союз и вечный мир, не прочь поживиться нажитым добром. Серьезно говорить о внешности игры не стоит – шахматы могут быть великолепно сделанными фигурами или условными фишками, но речь-то идет о сути. Мелкие стычки и великие сражения протекают перед глазами виртуального стратега одинаково: сначала задаются условия, не блещущие разнообразием (биться до конца или ударить и ретироваться, атаковать слабого или сильного противника, отступить, нанеся урон, или действовать по обстановке), затем остается болеть за тревожно мигающие значки отрядов. Здесь все просто и понятно, светофор: красные – практически разбиты, оранжевые – ранены, зеленые – в полном здравии.
Империя: Смутное время
Весьма условная визуализация войск различных родов и видов с лихвой компенсируется их количеством и разнообразием: под три десятка конных, пеших, стрелковых и артиллерийских юнитов на каждую «национальную» ветку (Западная Европа, Речь Посполитая, татары, Русь), и это не считая уникальных, элитных частей! Конечно же, всё развитие направлено на продвижение и модернизацию ВПК, усиление и увеличение армии. Скопив достаточное количество ресурсов, можно и нужно открывать «тайные знания», которые, в свою очередь, дадут доступ к более современным и мощным типам войск, позволят использовать их эффективнее (например, сражаться плотным строем). Начав с милиции, ополчения, «посошной» рати, в конце концов мы придем к рейтарам и стрельцам нового строя, предшественникам петровской армии европейского образца. К сожалению, в самой игре Lest’овцы отказались от красочных артов, которыми можно было бы сопроводить описание представителей различных типов войск. Да и сами описания несколько скуповаты. Единственное предположение о причине подобной скромности – нехватка творческого ресурса, ведь если бы удалось красиво нарисовать всех воинов и исторических деятелей, присутствующих в «Империи», снабдив каждую иллюстрацию подробным рассказом, кто есть кто, получилась бы серьезная военно-историческая энциклопедия. Вообще, рассказывать что-либо о глобальной стратегии такого уровня – дело непростое. Что нового можно добавить в стройную устоявшуюся систему? Ресурсы, получаемые с помощью возводимых зданий, торговли и взятые силой? Дипломатию, шпионаж, религию? Династические браки? Все это присутствовало в Europa Universalis, ее аддонах и «клонах». При весьма скромном внешнем виде и вполне стандартных для всех подобных игр опциях и интерфейсе главная ценность «Империи» - в уникальном доселе сеттинге, не затронутом мастерами из Paradox Interactive. В кропотливости, с которой разработчики подошли к любому из аспектов работы: обратите внимание, например, на внутриигровые тексты – все они тщательно стилизованы под эпоху и соответствующую нацию; прислушайтесь внимательно к музыкальному сопровождению игры.
Империя: Смутное время
Именно поэтому искушенному взору предстанет не трехмерная карта с конными и пешими фигурками, а самая настоящая Восточная Европа XIV-XVII веков, беспрерывно воюющая, залитая кровью, звенящая сталью о сталь, втаптывающая коваными копытами тяжелой конницы старинные устои феодального общества в грязь. Время, когда из пепелищ и пожарищ сквозь страшные годы Великой Смуты рождались великие Империи.