В это сложно поверить, но в последнее время компания Electronic Arts, названная ранее кем-то «фабрикой сиквелов», начала выпускать проекты, которые не являются аддонами и дополнениями. Сначала был Dead Space, затем Battlefield Heroes, а теперь настало время главного проекта ЕА – Mirror’s Edge – игра-прорыв, игра-будущее, которая с момента анонса приковала к себе внимание миллионов геймеров. Первая версия игры была выпущена на консолях, а для PC-геймеров разработчики из Digital Illusion пообещали улучшенную графику и еще несколько мелочей. Прошло несколько месяцев, и теперь можно с уверенностью заявить – революция свершилась.
Пробегая над гнездом кукушки
Главное, что надо знать про Mirror’s Edge - то, что эта игра является воплощением будущего компьютерных игр сегодня. Другой такой игры нет, и вряд ли скоро появится. Она насквозь пропитана духом киберпанка. Хотя есть и разительные отличия. Во всех киберпанк-играх (вроде Deus Ex) царствует вечная ночь, да и вообще преобладают темные тона. Mirror’s Edge же переполнена светом. Город, в котором происходит действие игры, отрисован в светлых тонах с преобладанием белого.
Согласно сюжету, в недалеком будущем в некоем городе (название не уточняется) власти окончательно обуздали преступность и сделали город тихим, чистым и мирным. Однако за все приходится платить - за мир и покой граждане расплачиваются свободой. Все СМИ контролирует правительство, идет слежка за всеми ICQ и электронной почтой. Теперь, чтобы сообщить что-нибудь, люди вынуждены искать новые средства конфиденциального общения. Таким средством становятся Бегущие, люди, которые могут доставить информацию куда угодно. Бегущим не нужны улицы, они передают свои сообщения из рук в руки, бегая по крышам небоскребов этого города. Правительству города, естественно, это не нравится, и всех Бегущих объявили вне закона. Полиция сразу начала действовать, и Бегущим стало намного тяжелее передавать информацию. Однако все в корне меняется, когда некоторые частные охранные фирмы оказались сильно заинтересованы в том, чтобы все Бегущие были уничтожены.
Вы играете за Фейт, молодую Бегущую, которая имеет свою историю и свои причины противостояния государственной машине. Все начинается с доставки простого письма, которое превращается в гонку на выживание. В городе впервые за несколько лет совершено преступление, и теперь охота ведется за Фейт и ее сестрой. Сюжет всей игры закручен на расследовании этого преступления и спасении сестры Фейт.
Свобода кулака
Хотя в DICE жанром игры называют ActionAdventure, на практике это - стопроцентное приключение. Начать стоит с того, что в отличие от остальных игр этого жанра, в руках у вас оружия нет. И, чтобы сразу заострить на этом внимание, из рюкзака вы автомат не вытащите. Эта игра не про стрельбу, а про виртуозное владение собственным телом и своими рефлексами.
Паркур, та часть игры, про которую было известно практически все, что можно, действительно не имеет аналогов в современной игровой индустрии. И Assassin’s Creed, и Prince of Persia 2008 года выпуска в данном вопросе бесконечно далеки от Mirror`s Edge. Весь паркур в игре, в общем-то, прост, хотя иногда приходится крепко подумать, какое же действие необходимо совершить сейчас. И вообще, думать придется часто, много, и почти всегда на бегу. Дело в том, что ускорение в игре - это практически главная основа геймплея. Тут нет какого-то абстрактного рывка на максимальной скорости с места, зато есть самый, что ни есть, натуральный разгон. Сначала медленно, потом все быстрее и быстрее вы будете бегать по крышам, и тормозить тоже, - по всем законам физики. Ускорение в игре это практически всегда решающий аргумент в любой ситуации. Большой разгон - прыжок будет дальше, удар в прыжке по врагу сильнее, а торможение медленнее. На всех приемах паркура можно спокойно выстраивать тактику сражения и потом методично, бой за боем, оттачивать ее и подгонять под себя.
Предположим, что вы попали в переделку, и вас атакует четверо обыкновенных полицейских. Вооружение стандартное - два пистолета, пистолет-пулемет и дробовик. Чтобы не быть убитым двумя-тремя выстрелами (да, тут и такое возможно, особенно если вы перед этим обо что-нибудь ударились), вам нужно не идти напролом, а создать небольшой тактический план, который поможет вам в такой ситуации. Конечно, если вам жутко повезет, и вы завладеете дробовиком, то вам удастся перестрелять всех полицейских. Однако вероятность этого ничтожно мала, так что со многими из противников придется расправляться собственными кулаками. Увидев противника, не стоит бежать на него с криком «банзай!». На этом ваша жизнь, скорее всего, и оборвется. Так что противников рекомендуется убирать по одному. Первого встречного врага можно забить кулаками до смерти пнуть ногой в лицо сделать подсечку (нужное подчеркнуть). Забрав оружие, можно убить еще одного-двух человек, после чего оставшийся один полицейский быстро будет добит ногой в лоб в прыжке, для которого лучше всего взять хороший разгон.
Да, в игре можно будет пользоваться оружием. Самые популярные «пушки» в игре - дробовик, пистолет, автомат, пистолет-пулемет и даже обычный пулемет. С одной стороны, оружие сначала выглядит притянутым за уши. Ну скажите, что вы предпочтете - спихнуть врага в пропасть или отобрать у его компаньона пушку и застрелить его? Однако через несколько боев становится понятно, зачем вообще DICE разрешили игроку забирать с поля боя трофейное оружие. Во-первых, вам будет элементарно трудно прикончить всех противников (особенно спецназ) в кулачном бою. А во-вторых, тут кроется небольшая каверза. Дело в том, что если у вас вдруг опустеет магазин, то Фейт из кармана запасной не достанет, и придется выкидывать оружие. А если это произойдет под вражеским огнем, то самым разумным будет не ломиться за очередным стволом, а тихо и спокойно смотаться куда-нибудь. Враги - не Бегущие, по крышам за вами не побегут (за исключением нескольких человек ближе к концу игры).
Изменяя устои
Вообще то, что DICE, которая всю сознательную жизнь штамповала сериал Battlefield, сотворили с жанром в Mirror`s Edge, не поддается описанию. Все, что казалось разработчикам неправильным или ненужным, шло под нож или пускалось на переработку. К примеру, стандартная ситуация в обычном шутере, когда вы подходите к заборчику, через который десятилетний ребенок перелез бы, а вы не можете. В Mirror`s Edge она обыграна так, что всем разработчикам нужно взять эту игру за образец. С учетом паркура и всех приемов в игре, данный заборчик можно преодолеть как минимум тремя способами. Таким образом, разработчики одновременно упростили и усложнили жанр. К сожалению, модная ныне тенденция на sandbox-игры для ЕА, видимо, пока тайна за семью печатями. Если бы разработчики сделали в игре еще и sandbox-систему, то цены бы ей не было. Но и без «песочницы» эта игра сейчас является эталоном, высшей на данный момент точкой развития интерактивных искусств.
Единственным ее существенным недостатком является короткое время прохождения. За вечер-другой вы спокойно закончите с сюжетной линией и перейдете в онлайн.
Про остальное
Кроме сюжета, в игре есть так же система, которая позволяет вам бегать наперегонки с самим собой или с реальными оппонентами по Интернет. Забеги на время, пожалуй, являются одной из самых интересных составляющих игры. В зависимости от развитых за время прохождения сюжетной линии навыков, вы сможете бегать на аренах, которые являются знакомыми, но усложненными вариантами увиденных вами локаций. К примеру, самая первая локация - тренировочная площадка - в режиме забегов на время есть в трех вариантах сложности. Это одна и та же локация, вот только контрольных точек, которые надо проходить для завершения, разное количество и разбросаны они в разном порядке. Кроме того, после того, как вы побьете свой личный рекорд или квалификационное время, вам станет доступен призрак. Этот призрак, так сказать, «олицетворяет» ваш предыдущий рекорд. Чтобы увидеть его (а видно его крайне плохо, т.к. он бледно-красного цвета), не нужно смотреть на самого призрака. Лучше смотрите под ноги. Если увидите впереди красные следы, то знайте, что вы обогнали сами себя. Так же в игре есть контент, который открывается при нахождении специальных тайников с «сумками Бегущих». Этот контент - различные наброски, видеоролики и музыка из игры. Собирать сумки, конечно, не обязательно, но приятно, когда весь контент открыт, и можно посмотреть все, что там насоздавали разработчики.
Графика и музыка в игре великолепны. Движок настолько сбалансирован, что огромные открытые пространства, вроде городских панорам, вид на которых открывается с крыши, ему не помеха. Единственная оговорка - если у вас видеокарта ATI Radeon и нет в компьютере физического ускорителя PhysX, то смело выключайте в настройках графики опцию, отвечающую за физически корректное поведение объектов. По большому счету, эта опция отвечает только за красивое разбиение стекол, но, с учетом того, что стекла в игре бьются часто, ваш компьютер может серьезно повиснуть. А вот владельцам карт от nVIDIA повезло - их видеокарты поддерживают физические манипуляции такого уровня. Звук и музыка - прекрасны. Один только звук бьющихся стекол чего стоит! Вообще звуков в мире игры масса. Гул вертолета, бибиканье машин на автотрассе, шум двигателей самолета, стук рельс под электричкой… Все это создает атмосферу, которая дышит одновременно опасностью и сразу же - узнаванием.
Зеркальные осколки
Mirror’s Edge оказался отличным проектом, его можно назвать суммарным показателем всех последних достижений игропрома. Пройдя ее, невольно начинаешь понимать, что выйди она месяцем или двумя раньше, Grand Thief Auto IV грустно бы смотрел вслед и глотал пыль. Эта игра, бесспорно, лучшая в январе и самый первый кандидат на звание «Игра года-2009». Впрочем, в этом году есть множество других проектов, на которые возлагаются большие надежды. Многие из них вполне могут даже превзойти Mirror`s Edge. Так что если ЕА и DICE хотят удержать звание самого нестандартного проекта нашего времени, то они должны прямо сейчас садиться за разработку второй части. Вот только, ради бога, помолитесь, чтобы ЕА не превратила Mirror`s Edge в очередной «склад сиквелов», как The Sims 2. Потому что это уже будет не игра, а цирк какой-то.
P.S. Одновременно с европейским релизом для PC, на прилавки России легла полностью локализованная версия. Текст переведен вполне адекватно, без ляпов, озвучка тоже хорошая. Вот только небольшой огрех - иногда слова опережают субтитры, и это несколько раздражает.