Burnout Paradise приковыляла на PC прямиком с консолей – серия Burnout, продолжателем которой игра и является, живет там уже давно и счастливо. Никогда нельзя знать наверняка, как повлияет на бренд межплатформенная миграция. Burnout Paradise, на который молятся сотни тысяч состоявшихся или не очень автолюбителей, на PC переехал неожданно и явно не привык к новым реалиям – гость он в целом приятный, но явно из другого мира.
Место действия игры – Paradise City, большой город-декорация, населенный трансформерами: на ухоженных улицах нет ни следа людей, что навевает грустные мысли о конце света в духе фильма "Истории юга". Люди, впрочем, здесь атрибут очевидно ненужный: главными героями сериала испокон веков были машины, и в Burnout Paradise их роль еще немного возросла – всю игру вас не покидает стойкое, но все-таки ошибочное ощущение, что если очень захотеть, то можно сровнять бампером с землей что угодно. На деле всякого рода надругательствам подвергается в основном только то, что движется; как и в большинстве игр на тему, хитрая схема городских улиц здесь намертво забетонирована дизайном – проложить путь сквозь вещи, для этого не предназначенные, не получится. Зато разнообразных переулков, лазеек и секретных дорожек хватает – в этом плане игра живо напоминает GTA III, в которой можно было бродить всю жизнь, но так и не найти в урбанистическом лабиринте последний секретный пакетик. Впрочем, в BP поиск всякого рода секретов не является самоцелью, и именно это, к нашему удивлению, стало уникальной особенностью PC-версии: если консольная Burnout Paradise держится в основном на динамике и разнообразии (машин, режимов, трасс), то в основе ее компьютерного варианта – старый трюк, который покойный Колин МакРей в свое время обозвал traveler syndrome (применительно к древней Colin McRae Rally 3). Условно, это когда работа художников настолько превосходит запросы дизайн-концепции, что вылезает за ее пределы и заполняет собой всю игру: в компьютерной Burnout Paradise гораздо интереснее кататься и глазеть по сторонам, чем участвовать в организованных разработчиками развлекательных мероприятиях.
А кататься есть на чем. Так как EA не хватило денег на лицензирование, в игру запихнули какое-то совсем неприличное количество автомобилей – анонимных и в целом мало чем отличающихся друг от друга, но все равно узнаваемых. По улицам Paradise City ездят Audi TT и Ferrari Enzo, Ford Mustang и Peugeot 407; на определенном этапе угадывание марок превращаются в своеобразную мини-игру. Все машины смеха ради делятся на три большие категории. Stunt – легкие и изворотливые седанчики, замечательно летающие и не менее замечательно играющие подвеской в заносах. Aggression – монстры с массивными мордами, легко продирающиеся сквозь трафик и крушащие конкурентов. Speed – мощные скоростные болиды, идеальные для езды по хайвею и свободным от прочего транспорта дорожным участкам. Хотя исполнять трюки и таранить конкурентов можно на любой машине, и выбор тактики определяется скорее личными предпочтениями, нежели чем особенностями автомобиля, от выбора конкретного типа авто зависит многое. Особенно важен выбор колес в некоторых игровых режимах. Выжить в Marked Man (игрок выступает в роли загнанного зайца и убегает переулками от кучи агрессивных преследователей) гораздо проще, если всю дорогу охотники будут глотать пыль в хвосте нашего гиперзвукового болида. Превращать противников в металлолом (режим Road Rage, вариация на тему FlatOut), напротив, гораздо удобнее суровыми сельскохозяйственными пикапами. А еще здесь очень симпатичные аварии. Игра систематически показывается в рапиде и через разноцветные светофильтры; привыкнуть к этому поначалу непросто, но потом начинает даже нравиться – рано или поздно наступает момент, когда созерцание разлетающихся болтов, стекол и кусков металла превращается для вас в главное развлечение.
Burnout Paradise вышла на PC в максимально возможной комплектации: здесь, например, есть мотоциклы и придуманная для них сюжетная ветка. Особого смысла в этом нет: режим карьеры в игре принципиально уныл, и пытаться в его рамках развлечь себя мотогонками столь же бессмысленно, как и вообще в него играть. Самая большая ошибка, которую может совершить попавший в Burnout Paradise человек с улицы – начать игру «проходить», карьерные задачки – «закрывать», а трюки – «исполнять». Игра живет благодаря вещам эфемерным и неочевидным: тем самым атмосфере большого города и вседозволенности, которые сделали имя GTA. В отличие от какого-нибудь Need for Speed, Burnout Paradise плевать хотела на рамки условностей: в ней можно ехать куда угодно на чем угодно и делать все, что захочется. Другое дело, что, отставив в сторону всякую серьезность, игра не знает, что предложить вам, когда веселый беспредел окончательно надоест. В определенный момент закономерно наступает пресыщение и появляются неудобные вопросы – в первую очередь, конечно же, «зачем?». Ответа игра не знает и лишь глупо улыбается, снова показывая на ворох машин и режимов. Но к этому моменту вам уже станет нестерпимо скучно. Вы выйдете из игры и забудете о ней на недельку, после чего начнете второй круг – знакомство, удивление, беспечная радость вседозволенности, пресыщение. В таком формате играть в Burnout Paradise можно вечно.