Fallout 3 – это игра с очень сложной судьбой. Анонсированная в 1997 году, Action/RPG Fallout моментально приковала к мониторам огромное число людей. Сиквел, который вышел через год, лишь закрепил культовый статус проекта. Однако потом, в 2001 году разработчики выпустили крайне посредственную Fallout Tactics: Brotherhood of Steel, и фанаты серии были сильно разочарованы. В это время компанию – издатель Interplay начало лихорадить, и она была вынуждена продать все права на оффлайновую серию компании Bethesda Softworks. Почти сразу же после этого было объявлено о начале работы над третьей частью знаменитого постапокалиптического сериала. Bethesda Softworks, известная, прежде всего, своей серией The Elder Scrolls, начала разработки фактически с нуля. И хотя забившие тревогу фанаты уже заочно окрестили данный проект The Elder Scrolls: Fallout, представители Bethesda уверяли, что знают, какова ценность этой игры, и обещали сделать все в лучшем виде. И сделали. Вот только получилось все не так, как могло бы быть у Interplay, но если судить не с точки зрения ярого фаната, то игра просто великолепна.
Добро пожаловать на Столичную Пустошь!
«… Война… Война не меняется…». Этой фразой буквально пронизана вся игра. Действительно, после ядерного армагеддона 2077 года, когда люди в очередной раз доказали, что ломать легче, чем созидать, жизнь многих пошла под откос. Большинство погибло во время ядерной бомбардировки, некоторые выжили и облучились, став либо гулями, либо супермутантами. Животные мутировали со страшной скоростью, и вскоре вместо обычных тараканов люди нашли гигантских. И примеров таких мутаций – море. Однако были счастливчики, которым повезло. Во время апокалипсиса в США проводилась программа, благодаря которой по территории Америки возводились специальные Убежища (Vault). Руководила всем этим компания ВолтТек, по инициативе которой и была запущена эта программа. На момент бомбардировки из 400000 бункеров было построено лишь 122, да и те ради эксперимента. Потомки укрывшихся в них людей через сто лет начали выходить на поверхность. Конечно, многие убежища не открывали свои двери сразу. Но рано или поздно им приходилось это делать. Когда люди вышли наружу (место действия игры, кстати – District of Columbia, округ Колумбия), они увидели следующее: разрушенную столицу США – Вашингтон, мутантов и реки, пропитанные радиацией. Позже вся эта местность получила название Столичная пустошь.
Вашингтонский беспредел
Прежде всего, надо понять одну вещь: это уже не тот Fallout, каким он был. В игре больший акцент сделан на шутер, чем на тактику или RPG. Однако главное, чего добились разработчики, что знаменитая система параметров S.P.E.C.I.A.L. и не менее знаменитая система тактического боя V.A.T.S. переехали в третью часть, не растеряв ни капли из того, что в них было заложено с самого начала. При встрече с противником главное не тупо закликать его мышкой, а включить голову, V.A.T.S. и аккуратно расстрелять его в разные части тела. Самое веселое заключается в том, что при определенном «везении» ваш противник может «потерять» руку, ногу или даже голову (если хорошенько прицелиться). Вы можете придумать сотни разных тактических приемов, завязанных на эту систему, благо пространство для маневра и свободы действия тут присутствует. С переездом в другой жанр игра не потеряла своей привлекательности, даже наоборот, приобрела ее.
Группировки
Уже не первый раз в играх мы можем наблюдать за войнами различных группировок. Это оригинальная дилогия Fallout, S.T.A.L.K.E.R. и многие другие игры. За власть над Столичной Пустошью борются самые разные группировки. Самые сильные это Братство Стали, Анклав и… супермутанты. Первые сильны своим местоположением (Братство захватило Пентагон, ныне – Цитадель, а также они контролируют главное здание радиостанции «Новости Галактики», и многие другие стратегические объекты). Анклав , как и прежде, самая мощная и авторитетная группировка в пустыне. Объединенные одной целью – захватить Америку – они ни перед чем не останавливаются. Кроме того, они обладают вертолетами и мощнейшим вооружением. Ну а супермутанты, кроме количества, сильны и тем, что таскают с собой оружие: от охотничьего ружья до минигана. Кроме того, есть еще гули (их, правда, тяжело считать за военную группировку, на эту «должность» тянут разве что дикие гули), которые живут в Вашингтонском метро.
Голос далекого города
Из интересных особенностей игры – возможность принимать на свой Pip – Boy радиосигналы. Номинально в игре 3 радиоволны: радио Убежища 101, радио Анклава и радио «Новости Галактики». Однако во время скитаний по пустошам вы будете периодически натыкаться на ретрансляторные вышки. Похимичив со стоящим рядом генератором, вы можете поймать какой – нибудь сигнал. Правда, чаще всего вместо радио на таких волнах слышны лишь помехи. С радио Анклава все еще веселее: его принимают вообще ВЕЗДЕ. Плюс летающие роботы – шпионы Анклава (прототипом явно служил первый советский спутник) вещают Анклавскую пропаганду.… А вот радио «Новости Галактики» - полная противоположность Анклавскому. На волне этого радио вы можете услышать и о самом себе, и новости прямо из руин города, и довоенную музыку. С этой радиостанцией, кстати, связанно несколько сюжетных и побочных заданий.
Свобода
Самое главное – вас никто не торопит с основным квестом. Можете хоть месяц о нем не вспоминать, и никто вам слова не скажет. Полная свобода действий – что хотите, то и делаете. Интересный факт: на Пустошах вам может попасться все, что угодно: то караван торговцев, идущий в неизвестный город, либо же толпа агрессивно настроенных мутантов.
Игроков, которые привыкли строго придерживаться сюжетной линии, игра скорее разочарует. Потому что главное, что есть в игре – это свобода. Огромный и открытый для исследования мир (единственное – на территорию, контролируемую Анклавом, лучше не соваться без приглашения), полная свобода действий и постапокалиптический мир – все это радует глаз и сердце.
Внешний вид и звучание
Графика в Fallout 3 не самая лучшая в мире – использована технология The Elder Scrolls 4: Oblivion, которой уже два с лишним года. Однако посмотреть есть на что. Да и что такое графика, когда на тебя несется огромная гора радиоактивного мяса, а у тебя в руке лишь нож? Картинка в игре хороша, и нет смысла отказывать себе в удовольствии поставить спецэффекты на максимум, и отстрелить чью – нибудь буйную головушку. Краски в игре темные, и сначала даже непонятно , что же здесь так странно и страшно?
Звук – это один из главных аргументов в пользу игры с высокой громкостью. Завывания ветра в развалинах Вашингтона, пощелкивание счетчика Гейгера, тоскливый вой мутантов на Пустошах – все это создает атмосферу, которая хоть и напоминает S.T.A.L.K.E.R., но является более мрачной и холодной. Вместе с холодными тонами красок все это создает тот самый постапокалиптический мир, который так популярен в последнее время. Подведение итогов
Игра получилась прекрасной. Bethesda Softworks сдержала свои обещания и сделала именно ту игру, которую ждали фанаты. Конечно, наблюдается «оружейный дисбаланс», игра более «шутерная», но все это мелочи. Кстати, если вам не нравится игра от первого лица, всегда можно сделать традиционный Fallout – вид: от третьего лица. Если вы не играете в Fallout 3 , то знайте: вы пропустили один из самых лучших проектов уходящего года.