Для большинства людей видеоигры - всего лишь незначительное развлечение. Такая снимающая напряжение электронная таблетка, которую следует употребить в промежутке между окончанием рабочего дня и отходом ко сну. Но существует и меньшинство, которое не устает искать в играх скрытый смысл, анализировать их и рассматривать не просто как способ расслабиться и развлечься, а как нечто большее. Оба подхода имеют полное право на существование, так как каждый из них создает собственный, уникальный взгляд на электронные развлечения как таковые.
Как никогда хорошо это заметно при попытке рассмотреть один из главных хитов нынешнего года - Grand Theft Auto IV . Этой осенью одной из лучших игр 2008 года станет еще больше: выйдет версия для персональных компьютеров, а для владельцев Xbox 360 будут выпущены дополнительные эпизоды. И это является прекрасным поводом для тех, кто по каким-то причинам прошел мимо GTA IV, все же обратить на нее внимание - такие масштабные проекты выходят далеко не каждый год. Те, кто ищет в первую очередь действия, воспринимают игру как очередной зубодробительный экшн, где в море веселья плещутся растерзанные пулями трупы, желтая пластмассовая уточка и главный герой Нико Белич. Под таким углом история Нико - прибывшего в Либерти-Сити из далекой славянской страны эмигранта - представляется маленьким, совсем необязательным бонусом. Она быстро оттесняется на второй план насилием, пятидесятибаксовыми проститутками, ураганными миссиями в стиле “езжай в точку назначения и убей там всех, кого встретишь”, угонами машин и игрой в догонялки с полицией. GTA IV с удовольствием предоставляет простор для беспредела любому желающему: прекрасная графика, внушительный арсенал оружия, весело взрывающиеся машинки, горы трупов, и интенсивное действие - что еще надо для счастья после долгого рабочего дня? Кого волнуют философские беседы о смысле жизни между Нико и его неудачливым родственничком, если вместо того, чтобы вникать в хитросплетения иноземной речи, можно попробовать выяснить, где же в славном городе Либерти-сити можно угнать вертолет?
Если же на секунду отвлечься от мыслей о массовых убийствах и угоне вон того крутого “Хаммера”, то можно заметить, что сериал GTA снова изменился. Ностальгия по прошлому утопла на дне Гудзона; добро пожаловать в современность, где даже среди бандитов принято пользоваться мобильным телефоном, назначать свидания через сайты знакомств в интернете и слушать радиостанцию The Journey, где диджеем работает компьютер. А Нико Белич становится стержнем, вокруг которого тугим клубком смотана вся игра. Простой как автомат Калашникова, прямолинейный как удар правой в голову, и решительный, как десять обкурившихся негров с бейсбольными битами, Нико словно магнитом притягивает к себе персонажей, едва ли не о каждом из которых можно снять драму, боевик или комедию. Да, он даже в прикиде от “Бриони” выглядит так, будто напялил свой любимый костюм марки Abibas, не стесняется пускать в ход кулаки или что помощнее, не любит шутки про голубых и предпочитает решать возникающие проблемы самыми радикальными методами. Но при этом он же обладает кинжально тонким чувством юмора, не обделен умом, ценит самоиронию и является носителем такой гранитной веры в себя и свои силы, что при одном взгляде на него становится как-то спокойнее. По сути, без Нико Белича не было бы никакой GTA IV - был бы просто хороший экшн про взрывы, погони и неконтролируемое насилие.
Но GTA IV не могла бы существовать и без еще одного важного элемента. Наравне с нашим балканским ястребом Нико, на главную роль в постановке Rockstar Games претендует и сам город Либерти-сити. Он то навязчиво лезет в кадр и требует пристального внимания, то скромно стоит в сторонке и прикидывается ветошью, но постоянно и неотступно присутствует в каждой секунде игры, вместе с ее героями создавая атмосферу, вызывая эмоции, заставляя улыбаться или размышлять. Либерти-сити способен показать внимательному игроку массу интересного. Начиная с многочисленных и живописных сценок на улицах, продолжая зарисовками из жизни рядовых либертийцев и заканчивая затаившейся на уединенном островке издевкой над символом одной демократической страны - Статуей Счастья. По сути, Либерти-сити сам по себе является одной огромной и очень колкой шуткой. Его совершенно непохожие друг на друга районы, бесконечные километры дорог, соседствующие друг с другом роскошь и бедность, многочисленные радиостанции, потрясающие виды и убогие подворотни постоянно наводят бдительного игрока на мысль, что само название “Город Свободы” можно трактовать двояко. Свобода здесь существует только для тех, кто силен, богат и намерен всегда брать свое. Собственно, как раз таким путем и идет Нико Белич. А всем прочим остается только влачить унылое существование в своих трущобах, в которые настоящие свободные сбрасывают отходы своей жизнедеятельности.
GTA IV многолика. Она не так велика, как ее предшественница GTA: San Andreas , но куда более внимательна к деталям. И играть в нее можно если не бесконечно, то очень и очень долго, постоянно находя что-то новое и интересное.
bw
708 Прочтений • [Рецензия Grand Theft Auto 4] [30.05.2012] [Комментариев: 0]