«Долго писал рецензию на Sublustrum. В итоге понял, что надо писать не рецензию, а трип-репорт»
Эту игру кто-то назовёт «укуренной» и тут же получит от подловивших момент собратьев-геймеров по шапке. Если эту игру назвать искусством, то с тобой согласятся. Но истина посередине, а игра – вне категорий. Это не восхваление, это не унижение. Это - факт.
«Ну чё, первый опыт с Сублюструмом. Удалось купить по знакомству, отсыпали щедро – целый гигабайт. Открываю пакетик, рассматриваю содержимое (блестит, и мужик такой каменный мерещится) и ввожу. Сначала подумал, что не взяло, загруз минут пять шел. Я тогда ещё не понимал, что уже под кайфом. В доме я каком-то оказался, походил, нашел даже травы и вмазался. Думал, конечно, как бы передоза не было, но нормально… Теперь понимаю, что зря. Ребят, никогда – слышите – НИКОГДА не мешайте Сублюструм с травой, с этой Альбертией Инодорум, иначе попадаете в Мерцающий мир. Это что угодно – разрушенная комната с бесконечной пустотой на фоне, это пустыня с жарой в двести градусов, озноб в лесу, картины, не поверите, меняются!»
У «Сублюструма» есть одна техническая особенность: для квеста он загружается уж очень долго, хотя поглощать ресурсы компьютера, в общем-то, нечему. Модный «пленочный» эффект (популярный гость в рецензиях и других играх) оказался как раз кстати: на дворе альтернативного мира – 30-е. Мы – некий брат, приехавший к родственнику по срочному делу – тот добился прорыва в науке. Над вопросом «стоило ли приезжать?» можно долго ломать голову, однако квестовая механика неизменна: подбирай предметы да изучай механизмы. И если в родных краях всё по-человечески и более-менее понятно, добравшись до главной «конфеты» игры – психоделической альтернативной вселенной, рискуешь по-настоящему вывихнуть мозг. Перед глазами разрушенная комната, такая же, да не та: горка книг на диване превратилась в покрытый плесенью томик Фрейда, картина на стене заставляет мурашки бежать по коже, а вместо привычных улиц за окном Ничто. Темнота. Ну а когда оказывается, что в Мерцающем мире материя времени спокойно поворачивается назад и многие события можно изменить, просто повернув стрелку на часах…
«И вот я по миру этому хожу, а не отпускает. Чувство такое, что уже неделю тут, страшно становится. Нашел какие-то обломки, научился проворачивать время назад. Это я сейчас понимаю, что трип, что штырило всего полтора суток, но тогда было страшно. Мне словно кто-то головоломки подкидывал, я ничего не понимал, ничтожеством себя чувствовал, так было сложно всё. Но шел. Знаете, очень красиво там и страшно. Как будто фильм смотришь – даже дефекты пленки видно, совсем истлела уже от старости. И музыка играет. Чего ни пробовал – музыку видел, чувствовал, а тут сама, словно мозги её сами пишут, и красивая такая… А потом отпускать потихоньку начало. Чувствую, щас уже вернусь, вот только добегу до пруда… И тут шок. Что было – написать не могу…»
Эта часть игры сакральна, и поэтому о ней нельзя сказать чего-нибудь путного. Она содержит пару-тройку диалогов, красивейшие, без намека на дешевку, локации, а самое главное – атмосферу. «Декаданс, стимпанк» - всё это лишь попытки описать неописуемое. Грустно, радостно, благоговейно – как угодно. Очень жаль, что через некоторое время эти эмоции сменяет скука. Убивает Sublustrum невменяемая сложность загадок и малая продолжительность. По логике, мы должны были проползти сквозь перипетии сюжета за 10-15 часов, но реальность куда жестче: бывает, сидишь полдня за очередной загадкой, а мысль заглянуть в прохождение посещает всё чаще. Как работает электричество в двух трансформаторах? Зачем так далеко прятать нужную деталь, обещали же без пиксельхантинга? Любители экономить на аудио так вообще могут заранее запасаться терпением на год вперед: звуковое восприятие прервет хрип колонок, особенно это касается «головоломки со звуком». Впрочем, детище Anthesteria заслуживает хорошей акустики - звук в рецензиях упоминается не для галочки и красного словца – он потрясает. «Горловое пение» – термин кажется смешным только до тех пор, пока разделять То измерение и твое не станет лишь пленка LCD-монитора. Смесь тревоги, светлой печали, треска репродуктора прямиком из тридцатых годов – вот что такое музыка Sublustrum.
Мы верим, что многое пришлось вырезать, от многого отказаться и, скрепя сердце, про многое забыть в процессе разработки. На диске – оригинальная психоделическая адвенчура, заставляющая в финале открыть рот от восхищения и рукоплескать, это словно опера, скучная до того самого момента, когда слёзы сами потекут по щекам, а стакан с шампанским в руке лопнет. Многое в ней оказалось ещё одним изобретением велосипеда, но…
***
Берите. Скачивайте прохождение, собирайте волю в кулак и шагните в Мерцающий мир. Плевать на шероховатости.