Если заглянуть в руководство к игре «9 рота», можно увидеть такое предупреждение: «Некоторые люди подвержены эпилептическим приступам, и мерцающий свет большой интенсивности или частая смена контрастных цветов могут вызывать у них мышечные судороги и потерю сознания». Мерцающий свет в красивых взрывах – вещь неотъемлемая, вот только судороги вызовет, скорее всего, не он. У людей, которые сильно подвержены приступам неприязни к собранным на коленке играм, будет достаточно других причин.
Когда студии Lesta надоело играться с телезаставками и эффектами для сериалов, они захотели делать игры. Спору нет – «Стальные монстры» удались на славу. Дальше пошло хуже. Теперь им не дают покоя лавры серии «В тылу врага». Да, у «9 роты» с этой игрой немало общего, но тягаться с творением Best Way ей всё же не под силу.
Степь да степь в горах
Унылость, которой далеко до «частой смены контрастных цветов», встречает на пороге. То есть – в главном меню. Нагоняющие тоску цвета – это понятно, это для антуража. А вот куцый набор режимов понятен не особо. Но и это не беда, у нас есть кампания из десяти миссий, в течение которых Lesta будет делать из нас людей. Вот этим самым интерфейсом, отвратительно сморщенным, серым и на все голоса вопиющим – «возьми лупу, найди меня». Добивать на первых порах (то есть, во время обучения) будут камерой. Камера всячески бегает от мышки, не желая подчиняться, парит в небесах, демонстрируя пятно, именуемое ландшафтом, где горы сливаются с полями и лугами. Или падает на грешную землю, заставляя вздрагивать от выражения лиц буратин, вырубленных папой Карло в те годы, когда руки уже плохо владели столярными инструментами. Увидев в самом начале игры местный вариант Дыгало, трудно поверить, что по сюжету – а сюжет здесь, по идее, быть должен – он ещё не контужен.
Зомби на службе
Когда бравый прапор пробурчит что-то себе под нос (да-да, в игре есть озвучка, в лучших традициях российского игростроя – угнетающая), можно считать, что игра началась. Теперь в течение всех десяти миссий предстоит наблюдать примерно одну и ту же картину. Отряд бойцов ВДВ при поддержке пары машин тяжёлой техники ползком, бегом и на броне будет пробираться по ущельям, чтобы в итоге разнести в щепки очередной кишлак, захватить переправу или выполнить какое-то еще задание, соответствующее военному положению. Всё это время солдаты будут искать укрытия и не находить их, даже стоя в двух шагах от заботливо забытой кем-то каменной кладки. Отстреливаться от душманов и пытаться пополнять боезапас то из кармана товарища, то из ящика с патронами. С переменным успехом. Танк, если он есть, будет палить по грузовикам, а счастливые обладатели аптечек судорожно ковылять до каждого раненого в надежде поставить на ноги ценную боевую единицу. И вот всем этим придётся управлять вручную – каждым простейшим, можно сказать, рефлекторным действием. Кстати, спасение раненых – одна из важнейших задач. Солдаты – не пушечное мясо, тем более в чужой стране. Раз за разом придётся переигрывать одни и те же миссии и без того сложной игры, пытаясь сохранить как можно больше воинов. Опытный боец на дороге не валяется. Все подопечные игрока в течение игры физически и духовно растут. А значит – добавляют себе выносливости. Беречь отряд от миссии к миссии – вот чем придётся заниматься в первую очередь. А война – дело десятое.
Крепче за радиста держись
Конечно, в домашних тапочках и с пересушенной воблой наголо под обстрел никто никого посылать не собирается. В начале каждой миссии игрок волен сформировать отряд. Экипировать солдат. Не только вышеупомянутыми аптечками, но и самым главным – вооружением. Вооружение же делится на четыре основные группы – автомат, пулемёт, снайперская винтовка и гранатомёт. Обоймы, гранаты, мины – прилагаются. Но самое главное – рация. Боец с рацией – самый ценный на поле боя. Угрожающе тыкать в глаз антенной он никому не будет, а вот призвать на головы противника бедствие под названиями Ми-24 и Су-25 – в его власти. И уж точно ни один кишлак не устоит против системы залпового огня «Град». Так что берегите человека с рацией, берегите.
Танки следа не оставят
В принципе, при наличии увесистого мешочка патчей игровой процесс вполне может стать конкурентоспособным. Увы, одним геймплеем сыт не будешь. Надпись на коробке сулит реалистичную графику и физику. Наверно, траки танков и не должны оставлять на земле следов, а колёса обязаны проходить сквозь камни. У разработчиков движка своя, особая реальность. С такой графикой, как в «9 роте», никакой враг не страшен – и нам закалка, и враг близко не подойдёт. Непонятно только, почему игрушка так много ест? Единственное объяснение – взрывы. К ним претензий нет. Взрывается, горит, дымит часто, густо, красиво. Единственный реальный жирный плюс. Всё остальное патчами уже не исправишь.
Колонна может идти… лесом
Кто бы что ни говорил и как бы ни плакал над нашей историей уважаемый господин Пучков – у Бондарчука получился стильный и зрелищный блокбастер. А у студии Lesta получилась вполне традиционная «игра по кинолицензии». Со всеми вытекающими. В общем, как гласит всё тот же мануал: «Если во время игры появляются такие симптомы, как головокружение, затуманенность зрения, тик или конвульсии, следует НЕМЕДЛЕННО прекратить игру».