На примере игровой серии Command & Conquer можно проследить эволюцию дополнений к стратегиям в реальном времени. Первые C&C-добавки Command & Conquer: The Covert Operations и два аддона к Command & Conquer: Red Alert были не чем иным, как набором отдельных миссий с пригоршней новых юнитов, Command & Conquer: Tiberian Sun – Firestorm и Command & Conquer: Red Alert 2 – Yuri's Revenge являли собой пусть и короткие, но полноценные кампании с качественными видеороликами, ну а вобравшая опыт других RTS-сериалов Command & Conquer: Generals - Zero Hour помимо новых юнитов и сингла могла похвастаться целым комплексом инноваций. Так до чего дошел прогресс? Command & Conquer 3: Kane's Wrath – последний на сегодняшний день аддон, вышедший под маркой C&C.
Именем Кейна!
За четыре с половиной года, что прошли с релиза Zero Hour, многое изменилось. “Альтернативные” кампании больше не в чести. Разработчики предпочитают рассказывать одну-единственную историю, не распыляясь на исключающие друг друга версии (даже Command & Conquer 3: Tiberium Wars, несмотря на три сюжетные кампании, не противоречила самой себе так, как это делали прошлые игры серии). Kane's Wrath целиком и полностью посвящен братству NOD и его легендарному лидеру Кейну. Вместе с лысым харизматиком игрокам предстоит пройти 13 миссий. Кампания начинается вскоре после завершения Второй тибериумной войны. Видеозаставка демонстрирует вползающего в бункер Кейна с забавной маской “я почти как терминатор” на лице. Игрок – последняя надежда пророка, игрок – тот, кто начнет с ним новую тибериумную войну, игрок – будущее Братства. Джо Кукан в образе Кейна напутствует нас почти перед каждой миссией. Работы у суперзлодея полно. То зарвавшиеся отряды GDI нужно приструнить, то лже-мессию “переубедить” в своих взглядах. А впереди – Великие планы. С добавлением в сценарий персонажа Наташи Хенстридж Electronic Arts Lost Angeles явно повторилась – еще одна “блондинка с амбициями”. Зачем? Просто народ любит девушек в кожаной форме. Как бы то ни было, Алекса Ковач пришлась к месту. Неплохо сыграл и звезда сериалов Карл Ламбли. Жаль только, появляется он лишь в первом эпизоде. Сюжет дополнения повествует о том, чем занимался Кейн до начала Третьей тибериумной войны, как велась подготовка к уничтожению станции “Филадельфия”, что происходило параллельно с событиями оригинала. Плюс, Kane's Wrath продолжает историю Tiberium Wars, создавая хорошую почву для произрастания будущих “сиэндсишных” проектов. Сценарий у “Ярости Кейна” удался на славу. Что ни говори, линия NOD в “Тибериумных войнах” была несколько скомканной – действия Кейна казались бессмысленными, многие вопросы остались без ответа. Kane’s Wrath прилежно устраняет сюжетные дыры, проливая свет на спорные моменты. При этом разработчики не забывают и про прошлые игры серии. Что случилось с Антоном Славиком? Вернется ли к нам Кабал? Где теперь находится Тацид? Ответы не заставят себя долго ждать. EA LA блюдет преемственность поколений. Своеобразная преемственность прослеживается и в новых юнитах. GDI вновь взяла на вооружение прямоходящие “Титаны” и “Росомахи”, к NOD вернулись киборги. Причем фракций теперь девять: от каждой из трех главных сторон отпочковались две второстепенные. Разработчики воспользовались испытанным еще в Zero Hour приемом и наделили каждый подвид своими преимуществами и недостатками. Различия не критичны, но на тактику влияют. Скажем, GDI-милитаристы из Steel Talons проповедуют старый добрый раш и такие хай-тек-приемчики, как ультразвуковое оружие, не приемлют. Инопланетяне из Traveler-59, в свою очередь, не могут похвастаться мощным ударным кулаком, зато способны заставить вражеские отряды сражаться друг с другом путем гипноза. Краса и гордость модельного ряда Kane’s Wrath – эпические юниты. В отличие от своих коллег из Command & Conquer: Tiberian Sun, местные “only one available”-гиганты – настоящее бедствие для любых оборонительных порядков. В одной из миссий, дабы защититься от парочки эпических “мамонтов” (на самом деле больше одного создавать нельзя, но чего в сингле не встретишь?), приходится выстраивать натуральный частокол из “обелисков”. Искусственный интеллект за год заметно прибавил. Если раньше миссии-с-базой зачастую сводились к отстройке укреплений и меланхоличному расшатыванию вражеской обороны, то теперь времени на созидание практически не остается. Противник напирает с первых же минут, не брезгуя ротацией тактики: танковая атака в лоб, удар авиацией, артиллерийский обстрел, заброска в тыл командоса. Скучно не будет. Конечно, и у кремниевого мозга встречаются проколы, однако в целом AI, что называется, дает прикурить. Причем если в сингле его сжимают скриптовые клещи, то в “скирмише” искусственный интеллект раскрывается во всей красе.
Целого мира достаточно?
Блеклые одиночные кампании Command & Conquer: Generals отчасти объяснялись тем, что игра изначально затачивалась под мультиплеер. У Kane's Wrath дела с этим обстоят намного лучше, однако и от своих претензий на онлайн игра не отказывается. Подобрать подходящий сервер по-прежнему не проблема. Выбор из девяти сторон вносит желаемое разнообразие. А значительно пополнившийся набор карт долго не сумеет приесться. Одно из главных нововведений аддона – режим Global conquest. В нем бои в реальном времени перемежаются с походовым планированием. Карта мира делится на манер какой-нибудь Rise of Nations, после чего начинается большая шахматная партия. Нечто подобное можно было увидеть в Firestorm, однако здесь режим значительно усложнили и, к сожалению, “забыли” присоединить к мультиплееру. Впрочем, играть с компьютерными противниками тоже увлекательно. Местная механика представляет собой нечто среднее между блестящим минимализмом Massive Assault и принципами серии Total War. В течение хода игрок выбирает желаемые для возведения постройки, собирает отряды и, если необходимо, вступает в бой. Кстати, необязательно отыгрывать все схватки самостоятельно. Компьютер может сам все рассчитать и выдать конечный результат. Правда, на объективность в таком случае надеяться не стоит. В позапрошлом году Warhammer 40.000: Dawn of War – Dark Crusade также привнесла в геймплей пошаговый режим, чем снискала немало одобрительных отзывов. В Kane’s Wrath TBS-режим позиционируется не более чем приятный довесок. Хотя сам по себе ценность дополнения он, безусловно, умножает.
Command & Conquer 3: Episode 1
Визуально Kane’s Wrath ничуть не изменился. Работа в этом направлении, похоже, даже не велась. Саундтрек пополнился новыми композициями, но заострять на них внимание, пожалуй, также не стоит. Самое главное, большинство геймеров получили то, что хотели, – динамичную кампанию за Братство, расширение списков юнитов и технологий, новый игровой режим и ряд других приятных дополнений. Исполняемый файл Kane’s Wrath называется cnc3ep1.exe. Окончание “ep1” дает надежду, что продолжение последует. Может, им станет шутер Tiberium, а может, и новый аддон к Tiberium Wars. От последнего мы бы, если честно, не отказались.
P. S. Несколько слов о локализации от “Софт Клаба”. Она сделана на том же уровне, что и у Tiberium Wars, – то есть качественно и без серьезных недочетов. К голосу Кейна быстро привыкаешь, GDI уже автоматически называешь гээсбэшниками и к СИНОДу вместо привычного Кабала относишься вполне спокойно (в конце концов, CABAL – это ведь тоже аббревиатура). “Софт Клаб” приучает именитую серию к русскому языку. Нравится это поклонникам или нет. И да, к русскому боксу с игрой, так же как и к версиям из других стран, прилагается приглашение на закрытое бета-тестирование Command & Conquer: Red Alert 3.