Когда-то давно, лет восемнадцать назад, когда деревьев в Москве было побольше, а деревья на дисплеях были, в лучшем случае, двуцветными, по кислотно-зеленому полю скакал рыцарь. Рыцаря придумал Джон Ван Канегем. Он же придумал схему пошагового боя, позднее успешно использованную в популярной серии Heroes of Might & Magic. Шли годы, деревья обросли листочками и оттенками, земля обрела рельеф в сотни и тысячи полигонов, а рыцарь все скачет и скачет, словно не замечая перемен в окружающем мире. Легенды не умирают, они обретают новые формы, приличествующие современности.
Возможно, многие из тех, кто познакомился с Героями сразу с третьей части, не задумывались о том, откуда же растут ноги их любимой игры. Во всяком случае, не все в далеком 90-м просиживали у похожего на аквариум монитора, истребляя полчища нечисти, передвигая по аляповатому полю фигурки своих отрядов. Такое времяпрепровождение называлось King’s Bounty. В наш век ремейков и громких «возрождений» удивить новым проектом со старым названием крайне сложно. А вот подать под известной маркой по-настоящему восхитительное блюдо – это уже вершины мастерства. Благо, эти вершины давно покорились Katauri Interactive, и за «Легенду о Рыцаре» ни им, ни всей российской индустрии краснеть не придется.
Эволюция, Феликс
Суровые дядьки, покрасневшими глазами наблюдавшие эволюцию графики от аскетичности старых игр до пресловутой фотореалистичности нынешних, приходят в детский восторг при виде ярко раскрашенных пряничных домиков. В пухлых башенках и игрушечных замках кроются самые настоящие магические академии, жилища истребителей нечисти, королевские резиденции, дома ведьм, алхимиков и лихих разбойников. Разве не интересно испытать то же самое, что испытал Джек, попав из мрачного Хэллоуина в красочное Рождество? Добро пожаловать в сказку, господа!
Огромный мир King’s Bounty, такой фантастический на первый взгляд, на поверку оказывается очень даже живым. Каждый материк населяет огромное количество персонажей, спешащих повесить на странствующего рыцаря еще большее количество проблем. Каждая локация уникальна, если что-то покажется знакомым – значит, игрок просто вернулся туда, где уже побывал. Квесты ветвятся, дробятся на этапы, пересекаются друг с другом, заставляя бороздить просторы Эндории вдоль и поперек, раз за разом проходя изученными тропами, но каждый раз открывая что-то новое. Однажды оказавшись в шкуре Билла Гилберта, королевского Искателя Сокровищ, сложно не провести в этой роли несколько десятков часов и не поучаствовать в приключениях на земле, под землей, в морских волнах и даже в небе.
Витязь на распутье
Игра встречает красочным меню, сразу же настраивающим на нужный лад. Под приятную музыку игроку покажут несколько иллюстраций и расскажут предысторию. В кои-то веки текст начитан так, что невольно жалеешь о повальной немоте остальных диалогов в игре, хотя во многих российских разработках жалеть приходится о прямо противоположном.
Все начинается привычно – на руки выдается выпускник королевской военно-магическо-мироспасительной академии, бравый приключенец, которому, в свою очередь, выдается набор выпускных испытаний. По завершении оных король нагрузит свежеиспеченного виконта работой, после чего отпустит на все четыре стороны. Поначалу может показаться, что все предельно просто. Однако самоуверенность сгубила немало славных рыцарей. Обилие квестов и путей-дорог рушится на голову увесистой пьянящей радостью. Хочется забрести подальше, набрать побольше заданий, каждое новое из которых интереснее предыдущего и словно манит – «выполни сначала меня». В итоге геймер оказывается у разбитого корыта – свежие квесты не выполнены, старые враги не добиты, в армии полторы калеки, а кошелек показывает дно. Особо горячим головам, возможно, даже придется начать все сначала и серьезнее отнестись к изучению механики King’s Bounty. Ступая осторожно и для верности прощупывая перед собой землю мечом или посохом.
Береги войско смолоду
Когда вернется способность рассуждать, настанет время двигаться по сюжету и помогать ближним. То есть – именно ближним. Соваться в соседнюю локацию, не выполнив поручений ближайшей деревеньки, если только поручения сами не погонят в соседнюю область, крайне нежелательно. Еще нежелательнее растрачивать войско в поисках как можно более сильных соратников.
Дело в том, что математически просчитать и грамотно спланировать развитие той или иной ветки юнитов здесь нельзя. В отсутствие собственного замка, как в HoMM, воевать придется тем, что попадется на пути. В игре представлено семь фракций, бойцы которых встречаются по всей Эндории в самых неожиданных местах – в начале игры ассортимент пунктов найма и магазинов генерируется случайным образом. Кстати, число рубак в каждой точке ограниченно, так что расходовать живую силу придется крайне осторожно. Забудьте о сотнях воинов, как в уже упомянутых «Героях». Количество солдат напрямую зависит от Лидерства, и чем сильнее вояка, тем выше должен быть этот показатель. Победить же, набрав толпу голодранцев, вряд ли получится. Так что придется драться за каждую единицу и не соваться в схватку, не пополнив ряды своей армии.
Немного спасет отсутствие у противников способности к возрождению, что в некоторой степени компенсируется их агрессивностью и возможностью перемещаться. Не раз и не два придется побегать по кривым тропинкам от заметившего жертву монстра.
Трое на лошади, не считая Шкатулки
Тактика тактикой, стратегия стратегией, но King's Bounty – это не только бои «стенка на стенку», но и вполне себе добротная ролевая игра. Прямо-таки навороченный Diablo с пошаговыми схватками. Соответственно на выбор предложат троицу ожидаемых классов. Воин, Паладин и Маг. Традиционно – первый водит войска и больно бьет, третий поливает врагов огнем и нехорошими статусами, а второй – это нечто среднее. Соответственно, в игре три ветки умений – Силы, Духа и Магии – общим числом тридцать шесть. Среди них – по две уникальные способности на каждый класс. Камни, необходимые для изучения и улучшения навыков, не так уж часто попадаются, как может показаться на первый взгляд, и тут главная опасность – целиком сконцентрироваться исключительно на той ветке, которая больше соответствует выбранному классу. А ведь по ходу игры всем могут пригодиться, скажем, продвинутая торговля, контроль ярости или целительство.
Отдельного внимания заслуживает книга магии. Дело в том, что число ячеек для изучения заклинаний строго ограничено. Поэтому существует опасность «запомнить» уйму всякого хлама, в итоге оставшись без какого-нибудь очень полезного заклятия.
Нас четверо. Пока еще мы вместе
Diablo, King’s Bounty… что еще подмешали в свой супчик разработчики из Katauri? Те, кто последние два десятилетия просидел не только за «персоналками», но и совершал демарши в страну консолей, наверняка помнит сокрушительную мощь призываемых существ, появлявшихся почти во всех частях сериала Final Fantasy. О Духах Ярости из «Легенды о Рыцаре» слышали и читали все, о них было многое известно задолго до выхода конечного продукта. Но вот теперь появилась возможность пощупать их, что называется, собственными руками.
Итак, в древнем артефакте, именуемом Шкатулкой Пандоры или Ярости, заточены четыре существа из разных миров, обладающих могуществом, рядом с которым меркнут способности магов Эндории. Существа эти, прямо скажем, весьма привередливы, но за определенные услуги согласятся помогать герою. Один станет служить только тому, кто готов открыто враждовать с магами, другой попросит ядовитого мяса змей и пауков. Так или иначе, в итоге у игрока окажется сильное орудие разрушения, которое, впрочем, тоже далеко не сразу раскроет свои возможности. Духов надо развивать, открывать новые способности, не жалея очков Ярости в бою. Но награда стоит всех стараний.
Хочешь понимать больше – учи юмор
Как и предыдущая разработка команды Дмитрия Гусарова, King’s Bounty полна юмора и отсылок к известным вселенным. Уже на этапе создания персонажа можно выбрать в качестве герба логотип «Космических рейнджеров», первые же квесты будут сопровождаться забавными диалогами, а придворный гном попросит принести черный ящик с разбившегося дирижабля. В ящике окажется особое гномье пиво, которое никак не могло явиться причиной катастрофы – без него подгорные жители попросту не могут летать. По всему миру расставлены обелиски, напоминающие о «Героях Меча и Магии». А на них – путевые заметки короля Фандора. Кто-то ожидал кусочков карт, указующих путь к несметным богатствам? Но нет – на клады наш Искатель натыкается совершенно случайно. Главное – в запале не проморгать заветный столбик света над землей. Немалое удовольствие – наблюдать споры харизматичных Духов Ярости, а речь Жнеца не оставит равнодушным ни одного поклонника магистра Йоды.
Почти совершенство
Пусть никого не обманывает игрушечный, напоминающий HoMMV и WarCraft III дизайн. King’s Bounty вышла хардкорной, она доставит немало проблем зеленым новичкам. Да и опытных стратегов и тактиков заставит поломать голову. Собрать огромную армию и банально задавить врага массой никто не позволит. Да и ролевая составляющая оказалась посложнее, чем в Diablo.
Немного портят впечатление частые экраны загрузки и не всегда послушный курсор, но в целом – даже переосмысляя легенду, создатели «Космических рейнджеров» все равно соединили воедино несколько жанров. Причем – соединили органично, предоставив всем равные права. В этой игре одновременно можно развивать протагониста в соответствии с канонами RPG, можно дать развернуться натренированному в «Героях» тактическому гению, можно наслаждаться поразительной красотой Эндории. Невозможно только одно – оторваться от «Легенды о Рыцаре». Даже познав игру до самой ее глубины, остаешься ей верен, вопреки утверждению Ницше.