“Полутень” привлекала внимание еще будучи простой технологической демкой. Крошечные локации искупались смачными тенями, атмосфера беззащитности приковывала к экрану, и геймеры были почти уверены, что какой-нибудь издатель заметит Frictional Games. В итоге не только заметил, но и денег дал. На разработку аж нескольких эпизодов.
Somewhere в Гренландии
Однако проблемы с финансированием заставили слега смять повествование и оборвать рассказ на второй главе (коих изначально предполагалось три штуки). Не то чтобы сюжет блистал оригинальностью, но свои задачи он выполняет на все сто процентов. Penumbra: Overture рассказала нам довольно интригующую историю молодого и крайне безбашенного товарища Филлипа, отправившегося на поиски отца в Гренландию. Сгинул тот не абы где, а там, где позволил движок: на Заброшенной Таинственной Пугающей Подземной Научной Станции. Black Plague же учла ошибки первой части, слегка упростив головоломки, а по атмосферности дает своей предшественнице 10 баллов вперед. Придя в себя после очень клишированного оглушения, Филлип понимает, что заперт в маленькой комнатушке, а через стенку над кем-то очень злостно издеваются и шутят по голове монтировкой. Дабы не стать следующей жертвой подлого розыгрыша, он совершает побег и продолжает двигаться к цели (найти отца и узнать, что же все-таки произошло). Создатели, поняв, что взмахи висящей в воздухе киркой выглядят не только новаторски, но и топорно, отобрали у героя все вооружение и приговорили к пожизненной игре в прятки. Столкновений за игру – раз-два и обчелся, но они куда сочнее и неожиданнее. Электрощитовая, стены которой выедает одну за другой здоровенный червяк, голодный мутант, запирающий нас в комнате с собой и пытающийся в кои-то веки по-человечески перекусить, склад, полный готовых вылупиться пауков…
Любопытство сгубило кошку
В остальное же время мы решаем интересные головоломки (механика неизменна – практически любой предмет в поле зрения можно подвинуть, схватить или, на худой конец, бросить при помощи мышки), собираем ненужные аптечки и усиленно боимся. Страх нагнетают нагло, незаезженно и, по большей части, искусно. Привычные шорохи заменили внезапные визиты мутантов (попробуйте-ка спрятаться за 5 секунд в почти пустой комнате), невидимые противники, готовые зажевать в одно мгновение и… галлюцинации. Дело в том, что в голове у Филлипа поселилась вредная личность, дающая советы, отпускающая циничные шутки и иногда погружающая его в воспоминания. Подобные уровни – чистейшая смесь “приходов” из Max Payne и индустриальных антуражей Silent Hill. Прыжки в темноте по летающим платформам – полдела, в Mental Reality, как ее назвали разработчики, не действуют привычные логические законы. Как вам идея открыть дверь, правильно выгибая торчащие из стены руки? На этих двух столпах – атмосфере и оригинальных задачках – держится вся Penumbra. Больше здесь откровенно нечем заняться: тонны текста на уцелевших компьютерах можно увидеть в ужастиках про лаборатории и вирусы, очередное “спасение мира” и девушки заезженно донельзя (как и фраза, что “спасение мира” и девушки заезженно донельзя), а шикарные тени стали привычными. Ну извините, Crysis, в конце концов.
Mirror
И лишь в конце, насмотревшись на все здешние ужасы, приравняв их к дешевой мишуре и даже заново отмыв табуретку, ты удивляешься. Артист, скучно зачитывавший текст со сцены, поворачивается спиной и показывает шокированной публике зад. Все ценности, все клише переворачиваются с ног на голову и приходит понимание, как тебя все-таки классно ввели в заблуждение. Игра заставляет тебя думать иначе, а не логически, сакраментально и стильно обрывая повествование. Как и не было третьего эпизода, словно так и планировалось. И графика симпатичней становится, и уже не страх пробуждается, а благоговение. Сидишь себе, смотришь на титры и вычеркиваешь из блокнота “шестерку”, твердой рукой, почти разрывая бумагу пером, добавляешь два балла и спешишь рассказать людям о необычной, классной адвенчуре.
***
Если доберетесь до конца и проникнетесь – рискуете слегка поменять собственное мировоззрение. Если от него что-нибудь останется.
Автор: Krutoy Men 09-03-2008
538 Прочтений • [Рецензия Penumbra: Black Plaque] [30.05.2012] [Комментариев: 0]