В стане популярной серии Conflict, традиционно повествующей о приключениях четверки бравых пехотинцев, настало время перемен — на место незамысловатой тактики пришла аркадная свистопляска в кооперативе, камера от третьего лица перекочевала в черепную коробку подконтрольного персонажа, а число действующих голов ребята из Pivotal Games, не мигнув глазом, обрубили до одной пары. Вот они — веяния времени. Еще создатели Venom любили вдумчиво рассуждать о том, насколько удобнее координировать усилия с одним компаньоном, чем с несколькими, да и сюжет о приключениях двух товарищей (еще один из вечных) обладает своими нюансами, историей и очевидной классификацией. Игровая среда свела вместе сотни дружных пар: два детектива — Sam & Max, два бандита — Kane & Lynch, а теперь и два простоватых спецназовца — Graves & Lang, снайпер с бородой и негр с пулеметом.
Две головы — хорошо
Характеры, несмотря на всю свою старательную эпатажность, отталкивающе безлики — два персонажа, придуманные еще в 90-е специально обученным голливудским калькулятором, попали в настоящую компьютерную игру, не менее заклишеванную, чем родственное ей кино. Два мужественных мачо, борцы за мир и свободу, путешествуют с континента на континент, истребляя приспешников главного злодея — настоящего русского мафиози. Комментарии излишни. Основная черта Denied Ops — контрастный подход к специальностям двух друзей. Один, как уже упоминалось — снайпер, суровый redneck в расцвете лет, второй — чернокожий пулеметчик с повадками гангста (наиболее опостылевший штамп, заметим). В одиночной игре между ними можно переключаться клавишей табуляции, чтобы с толком использовать преимущества каждого из камрадов: прерогатива Лэнга — ближний бой в тесных помещениях и прикрытие брата по оружию, Грэйвза, предпочитающего бои с дальнего расстояния. Профессии намертво привязаны к своим обладателям — подбирать чужое оружие строго запрещено. Однако с каждой законченной миссией арсенал бойцов будет подвергаться апгрейду и незначительному расширению: Лэнг, по секрету сказать, получит на рождество подствольный гранатомет и рокет-лаунчер, а Грэйвз — компактный дробовик и винтовочный глушитель. Игровой процесс донельзя аркаден — противники возникают откуда ни возьмись целыми бандами и быстро дохнут, расплескивая кетчуп ярко-алыми озерцами на пол и на стены. Впрочем, какие-то рудименты тактики сохранились — все они диктуются нехитрой схемой управления компаньоном: команды раздаются одним мышекликом и сводятся к набору “встань туда”, “иди за мной” и “наподдай ему”. Также приятелю можно приказать занять турель, взломать чемоданного вида компьютер или заложить взрывчатку в сияющее праздничным неоновым огнем Место для взрывчатки. Отдельное слово стоит сказать о духе коллективизма: сильнее всего командная работа навязывается, когда дело касается транспортных средств — один из парней занимает место в кабине, второй же садится за бортовое орудие. Здесь вам не Battlefield — заняв БТР в одиночку, можно разве что задорно покататься; впрочем, никто не мешает вам попытаться заколесить в песок все вражеское воинство.
Fun побеждает смерть
Согласно веяниям моды напарник нашего альтер-эго умирает крайне неохотно — нахватавшись свинца, товарищ лишь делает болезненный вид и падает наземь в театральной агонии, предоставив вам целых три минуты на то, чтобы добежать до кряхтящего партнера, вынуть из кармана пистолет с лекарством (точно как в Vegas) и сделать недобитому инъекцию живой воды прямо в бронежилет. Индикатора жизней, что привычно, нет и в помине — на ухудшение здоровья экран отзывается покраснениями и потемнениями. Патроны совершенно нескончаемы — лишь не забывайте вовремя менять магазин. Conflict: Denied Ops является еще одним характерным примером настойчивой тенденции упрощения и оболванивания механики в шутерах — сравнения с изменениями в стане Rainbow Six напрашиваются сами: здесь и деградация тактической составляющей, и характерное бессмертие компаньонов, и нескончаемые боеприпасы, и оживляющий шприц; хотя разница в подходе весьма контрастная — если в лучшие свои моменты Vegas подходит на голливудский блокбастер, то в Denied Ops все самое интересное проходит под вывеской «развлекуха»: воздух наполнен стрельбой и воплями, враги разлетаются подобно кеглям, предметы интерьера трещат и раскидывают останки по всему уровню, а всякий бочонок из под мазута с готовностью устраивает нешуточное пиротехническое шоу.
Грозный вход
Попытки создать эпически серьезную сагу по заведомо пародийному сценарию давно не вызывают умиления. Русская мафия, ядерные боеголовки, химическое оружие — сюжета все равно что нет. Загадочная rossiya — та, что раз за разом всплывает в заокеанских сценариях разной степени деб… экзотичности (No One Lives Forever не в счет) — представлена ожидаемо нелепо: чего стоит хоть мафиозная группировка с угрожающим названием Bratva. Вас всё еще не смущают красные звездочки на ушанках противника? Тогда Denied Ops — ваш выбор. Хорошо, что первичная озвучка виртуальных соотечественников выполнена на языке Шекспира — приглашенные русскоговорящие “актеры” часто не промах блеснуть обсценной лексикой (вспомним Hitman 2). Здешние же “Ивановичи” перед кончиной предпочитают выкрикивать интернациональное “факин”. Продвинутый искусственный интеллект в понимании иных разработчиков — это когда виртуальные солдатики умеют прятаться за углы и предметы интерьера, чтоб затем, высунувшись из укрытия, пальнуть или ругнуться в сторону игрока. В Vegas этот подход обрел поистине впечатляющее воплощение. Здесь же то и дело бросается в глаза собачья старательность врагов, выделывающих замысловатые петли в стремлении подыскать себе укромный уголок. Больше ничему примечательному поборники зла не обучены — разве что изредка без видимой причины норовят взобраться на стол или на ящик. Периодически игра подбрасывает в нашу компанию одного-двух друзей — иногда нахлебников, вроде “доктора Пёсыча” (более адекватного перевода фамилии Pessich мы не придумали), иногда — полноценных соратников: русские матросы со смешными фамилиями владеют АК-47 так, словно дружат с ним с колыбели. Бессмертием дружественные NPC не наделены, но традиционно очень живучи.
Познай ненастоящее
Опрометчивость — это когда шутер о современной войне с косоватой графикой и сомнительной физикой выпускают сразу вслед за Call of Duty 4. Неужели расчет на разгоряченность игроков, пробежавших орденоносный аттракцион за вечер и в жарком порыве сметающих с магазинных полок все мало-мальски похожее? Тем не менее, в стане чистых FPS настолько скромная графика — настоящий моветон. Текстуры, даром, что угрожающе рельефны, тупо обтягивают гигантские треугольники уровней скучным мелкозернистым градиентом, а на анимацию бегущего террориста порой не взглянешь без усмешки. Интерьеры бестолково заполнены бутафорским реквизитом — все, к чему ни прикоснись взглядом, ложное, подставное, ненастоящее. В каждой без исключений локации вам не избежать встречи с ужасными шкафами без одной доски в задней стенке — словно сговорившись, невидимые столяры планеты сколачивают их по одному бредовому проекту. С загромождениями грубо сбитых ящиков, внутри неизменно пустых и лишенных каких бы то ни было обозначений, наклеек и надписей. С полчищами бочек, газовых баллонов и бензиновых канистр, взрывающихся от одного падения с высоты табурета — лишь бы не упустить шанса закидать окружающую среду железными клочками… Не забудем упомянуть про бездну уродливых деревянных кроватей, полок, скамеек, заборчиков (набор варьируется незначительно) — всё без исключения трухлявое, разлетающееся на куски от всякого неосторожного пинка. Пресловутая “разрушаемость” в бредовом воплощении, заметим, ничуть не лучше классической монолитности.
Поистине Denied Ops — игра кооперативная: проходить ее лучше сгрудившись дружной компанией перед экраном, дабы баги и нелепости вызывали больше здорового веселья. Если бы не они, было б по-настоящему тошно — засилье трафаретного бреда вызывает здоровое отторжение у всякого благоразумного человека. И тем более наивно считать, будто столь обыкновенная поделка — из штабеля простоватых, бессмысленных порождений сомнительной моды — может претендовать на какое-либо назначение, кроме самого явного: укорачивания человеческой жизни.