Некий датский вельможа, отправляя сына "мир посмотреть и себя показать", наставлял чадо всегда быть верным самому себе. Отпрыск последовал совету и окончил жизнь раньше срока и весьма скверно. Разработчики GFI Russia честно пытались заставить свое новое творение быть верным традициям Jagged Alliance. В итоге же "ДЖАЗ: Работа по найму" смотрится рядом с серией JA паршивой овцой и при этом не имеет своего собственного лица.
Неспешная разработка трехмерного JA вдруг сорвалась и полетела в тартарары, неожиданно обнаружив несостоятельность всего проекта. Непонятно, чем занималась студия, пока у нее не отобрали лицензию. На рынке появился плохо замаскированный клон Jagged Alliance 2, трехмерность которого является не более чем попыткой худо-бедно поспеть за модой, а не основой для хитроумных тактических маневров. Создается впечатление, что GFI с известной только им целью поспешили выпустить свою игру как можно раньше Jagged Alliance 3 и просчитались. "Своей" "Работа по найму" отнюдь не выглядит – уши великого предшественника торчат очень явно, полностью закрывая собой все гипотетические достоинства рассматриваемого продукта.
Знакомый мотив
Южные тропические страны – любимое поле деятельности охотников за удачей. Во всяком случае в этом нас пытаются убедить все подряд разработчики тактических игр. Так было в JA, так было в проектах питерского "Апейрона", так же дело обстоит в "Работе по найму". Разнообразия ради уже хочется хоть с морской фауной в Норвегии повоевать. Но нет – собираем вещички и летим в Африку, где ждут джунгли, деньги и террористы.
На сей раз придется встревать в грызню за власть над государством с говорящим названием Алмазный берег. Маленькая страна мечется от демократии к диктатуре и обратно, среди правящей элиты процветают семейные ссоры. И за всем этим виднеются алмазные шахты. Пока они функционируют, ООН не вмешивается в дрязги африканцев, но в итоге в войну будут втянуты шесть группировок. Среди них отряд игрока, а к одной из оставшихся пяти можно примкнуть. А можно постараться прибрать месторождения дорогих минералов к своим рукам, обогнав на пути к богатству силы ООН, мародеров, группировки "Бутси", местную власть и даже изначального клиента – Януса Маконнена. Вот тут у сценаристов иссякли остатки фантазии, и начался Jagged Alliance. Постаревший, покалеченный, но узнаваемый в карикатуре под названием "ДЖАЗ".
Неудачная импровизация
Просмотрев халтурный вступительный ролик, пугающий серостью и низким разрешением, игрок увидит карту Алмазного берега, понятные иконки управления отрядами и милый сердцу бывалых бойцов ноутбук. Те, кто ждал Jagged Alliance, могут предаться ностальгии. Те же, кто надеялся увидеть оригинальный проект русских разработчиков, заметят удивительно – порой до недоразумения и неприятия – знакомые элементы. Журнал, почтовый ящик со спамом, Интернет-магазин оружия, агентство со смутно знакомым названием I.M.A. – да-да, именно тут нанимается пушечное мясо. Любите заполнять анкеты – пожалуйста, способ создания персонажа тоже перекочевал из JA. До такой степени, что многие вопросы просто перепечатаны, некоторые подверглись лишь незначительным изменениям. Все помнят Пятачка, лучшего друга всех детей, и что с ним можно было сделать? В этот раз в роли поросенка – участники "Фабрики звезд". Выбрав одно из трех лиц, раскидав очки навыков и характеристик, можно приступать к труду на благо клиента или себя любимого. Само собой – не в одиночку.
Джаз-банд
Наемники тоже подозрительно напоминают сорвиголов из JA2. Правда, нет в них какой-то особенной харизмы, присущей героям старенькой игры. Поэтому и расставаться с соратниками не так уж жалко, если только не успели хорошенько их прокачать. Кстати, отношение солдат удачи к коллегам также до боли знакомо. Даже деньги и высокий показатель "лидерство" не в состоянии сломить принципов некоторых вояк – не все будут сражаться в одном отряде, скажем, с англичанином.
Кстати, об отрядах. Всего их может быть полдюжины, а маленькая армия игрока, таким образом, может достигать численности в тридцать шесть человек. Вполне достаточно, чтобы врываться в локацию с разных сторон и оперативно раскатывать противников по пыльным африканским тропам. Да и защищать свои владения, не отвлекаясь от процесса захвата новых земель, проще с большим войском. Бойцы способны тренировать друг друга, лечить раненых товарищей и ремонтировать оружие в свободные от перестрелок минуты. Правда, занимает все это очень много времени, и никто не даст гарантии, что на сектор, в котором отсиживается побитый отряд, не нападут враги. Затянутость названных процессов утомляет. А если учесть, что кушать бойцы просят каждый день, а за сидение на одном месте заказчик платить не собирается, то первое время велика опасность текучки кадров.
Эффективная экономика при плохих дорогах
Финансовый вопрос в деле освобождения (или захвата) целой страны стоит очень остро. Благо, кошелек работодателя – не единственный источник дохода. Как легко можно догадаться, алмазные шахты в маленькой стране могут интересовать не только Европу, но и наемников. Прибрать это добро к рукам – первостепенная задача игрока. Вместе с алмазами будут и деньги, и одобрение клиента. Чтобы не было скучно, а завоевание Алмазного берега не было похоже на разорение шахтерского городка, прибыль можно извлекать и из иных структур. Никто не запрещает заявить свои права на аэропорт, железнодорожную станцию или получать процент дохода от гидроэлектростанции. На всех важных объектах можно проводить улучшения, нанимать гарнизоны для охраны – в общем, чувствовать себя полноценным правителем. Пожалуй, экономика – наиболее приятный элемент игры. Продвижение вглубь государства выглядит не так радужно.
Хваленая свобода действий на практике оказывается фикцией. Сложная сеть дорог не позволит напрямую добраться до интересующего пункта, заставляя преодолевать блокпосты и захватывать не самые важные в какой-то момент объекты. А ведь время идет, и деньги утекают вместе с ним. Миновать какую-либо зону, не перебив всех конкурентов, не получится. А удовольствие от сражений, увы, не так высоко, как могло бы быть.
Великие тактики обойдутся без тактики
После экрана загрузки, весьма утомительной до установки патча, попадаем на карту сектора. Вроде бы даже трехмерную. Некоторые объекты даже разрешено разрушать. Теоретически, разрушать вообще разрешено очень многое. На практике же обнаруживаются некоторые оговорки и откровенная бесполезность ряда возможностей. Так, например, способность передвигаться с сохранением направления взгляда является фетишем, не несущим реальной пользы. Повернуть бойца в нужную сторону можно в любой момент, а выстрелы из-за угла удивительно неэффективны. Отсиживаться в укрытии имеет смысл только тому, кому в порыве суицидальных настроений хочется быть закиданным гранатами. Расставленные на некоторых картах наблюдательные вышки призваны вытянуть из игрока побольше очков действий и драгоценного времени. При этом реальной выгоды взамен ждать не приходится. Странные вещи творятся с повреждениями. Выпущенная навскидку с расстояния в несколько десятков метров пуля может снять, скажем, 38 процентов жизни. В то время как прицельный выстрел в упор лишит противника всего 2 пунктов.
Одна из подсказок на экране загрузки гласит, что единственное преимущество игрока перед компьютером – частые сохранения в разные слоты. Очень жаль, что чередование save и load полностью подменяет собой реальную тактику. И действительно – после нескольких проигрышей подряд можно, наконец, наловчиться десантировать отряд так, чтобы хотя бы часть бойцов добежала до заставы раньше, чем ее покинет противник, и несколькими выстрелами взорвала бочки с горючим. Бочки, кстати, одна из немногих приятных и полезных составляющих боя. Но вот использовать преимущества различных вояк для грамотного планирования наступления толком не выйдет.
Кода
Рекомендовать эту игру какой-то определенной аудитории довольно сложно. Ценители качественной тактики могут обратить внимание на более оригинальную и грамотную 7.62mm, поклонникам Jagged Alliance во имя спасения нервов стоит или играть в JA2, или скрестить пальцы и надеяться, что грядущая третья часть сможет спасти серию. Впрочем, не самым притязательным любителям жанра удастся извлечь некоторое удовольствие от игры в этот явно сырой продукт.
Несмотря на отозванную лицензию, GFI вместо собственной игры все равно сделали Jagged Alliance. Вот только не таким, каким его бы хотелось видеть и сегодня, и в будущем.