Пока мир подстраивался под стандарт "не напрягай геймера" и разминал суставы, пришёл кто-то другой и цинично всех растолкал.
Лунная соната: Эпизод 1-ый
Представьте, господа и дамы, что группа "Блестющие" продаёт свои альбомы по частям. Вы честно покупаете диск, приносите его домой и отдаёте на растерзание CD-плееру/компьютеру/музыкальному центру. Прекрасная музыка, несомненно, ласкает слух, но посреди прослушивания трек неожиданно обрывается, и из наступившей тишины Жанна Фриске нашептывает эротичное "купи второй эпизод, касатик!". Потом в лучших традициях любого пафосного трейлера звучит нарезка из грядущих шедевров.
Порочная практика уже здесь. Penumbra начала свой путь в виде функциональной демки для недоверчивых издателей и закончила его в жарких, просто плавящих всё живое объятиях Strategy First. Итог? Мы имеем то, что имеем. Игра закончится в самый ожидаемый и предсказуемый момент, успев, однако, на себя подсадить. При слове "осень" у фанатов почему-то начинается хроническое слюноотделение.
Однажды в дверь Одинокого Героя Филиппа постучались. Отложив в сторону конспект по физике, заменявший ему холодными зимними вечерами порножурналы, он нехотя распахнул дверь и тут же нахмурился – кто-то явно пошутил, ибо от гостя не было даже следа. Под ногами, правда, валялся истоптанный конверт, содержащий в себе совсем неожиданную записку. В ней вещал родной отец, просто и легко раскрывший страшную истину: мама врала и никакой он не разбившийся лётчик, а очень даже ученый, сделавший гениальное открытие. Но какое – не написал. Потому как уже лет 30 был мертв.
Петляющий зайцем след привёл наше альтер-эго в насквозь промерзшую Гренландию, хранящую на своих просторах старый военный бункер. Только вот оказия – на поисковую группу то ли не хватило денег, то ли просто задушила жаба, и Филип пошел один. По снегу. В буран.
Симфония страха
В таком незавидном положении мы и получаем контроль над желанным телом. Что удивительно, герой действительно медленно смораживает ласты, едва шевеля посиневшими конечностями и посередине экрана (какая дерзость!) не маячит прицел. Надо что-то делать, но что?
Уже тогда, во времена техно-демки, был виден огромный потенциал, и он описывается всего одной фразой: в Penumbra можно схватить любой предмет. Мощь физического движка игры, не уступающего пресловутому Havok Engine (а в чём-то и превосходящего), наконец-то вывели из разряда бутафории, давая нам "пощупать" окружающий мир. Хотите открыть шкаф? Вместо клавиши "Е" теперь мышка – словно рука в том, игровом мире. Зацепитесь ею за дверцу, потяните на себя так, как это делается в реальной жизни. В нашем случае Филип с помощью играющего хватает камень, разбивает намёрзший на спасительном люке слой льда и со скрипом в зубах поднимает тяжеленную крышку.
Это лишь верхушка айсберга. Свойства волшебной конечности открывают свой потенциал медленно, не торопясь. Вот мы в разрушенной шахте, наполненной злобными собаками. Филип, напомним, не Джон, и уж точно не Рэмбо, поэтому бросаться на кучу агрессивно настроенных существ, по меньшей мере, глупо. Куда выгоднее и интереснее запереться в опустошённом контейнере и привлечь к себе внимание умело подкинутым шматком говядины. Явившееся на трапезу существо в самый неожиданный момент получает киркой в копчик и забывает про всякое сопротивление. Навсегда. Сердце радостно стучит, но улыбка сменяется напряжением – на горизонте ещё один друг человека.
Так и продолжается путешествие по коридорам и подземельям, а в голове чётко укрепляется мысль: Penumbra – умная игра. Тягучий псевдо-инструментальный ambient не мешает думать, мозги шевелятся, отличая десятки способов погибнуть от всего пары выжить. Удовольствие кажется бесконечным до тех пор, пока...
Aria of sorrow
Пока не прекратишь играть по правилам. Зачем красться и наматывать круги в тени, если можно "ударить по газам" и влететь в нужную дверь? Почему враги нас не запоминают? С упорством таксиста-трудоголика они будут наматывать километры на невидимый счётчик, следуя по четко заданному маршруту. Вдобавок они при своих довольно скромных размерах открывают забаррикадированные двери. И будь преграда мусорным ведром или карандашиком - ладно, так нет же – извольте наблюдать, как скромный песик толкает носом здоровенный ящик с консервами или груду досок.
Что мы так много о собаках, спросите вы? Так ведь больше не о ком. Бестиарий откровенно подкачал в ассортименте – всего три наименования желающих перекусить человечинкой и одна деталь, меняющая отношение к происходящему: играть страшно. Главный герой - пацифист. Пируэты с ножичком ему чужды, а дробовик подарен соседке для борьбы с тараканами. Чувствуешь беспомощность и откровенно не хочешь, чтобы ЭТО зубастое и мохнатое на тебя позарилось.
Всестороннего развития не получилось. Внешне Penumbra – типичный бюджетный середнячок с прикрученным в качестве извинения Motion Blur. Когда при малейшем повороте головой мир теряет четкость, то чувствуешь себя отпетым алкоголиком, и это даже здорово, но при такой "новомодности" и замечательной физике ровным счётом никакой зрелищности? Уж извольте.