Если игры все же приравнивать к искусству, то они, как, по мнению французского классика, положено искусству, должны отражать нашу жизнь. Если "Боец СОБР" и есть тот отблеск, получившийся из света нашей действительности, то действительность эта, надо сказать, весьма и весьма удручающа.
Настороженность появляется еще до инсталляции. Страшная обложка, простенькое и неброское название и слишком уж многообещающая аннотация. А под всем этим мы находим два CD, на которых помещается это порождение зла. Сегодня столь невеликий объем становится все менее привычным, если игра претендует на право называться современным и качественным продуктом. Даже для устаревшего шутера, которым "Боец СОБР" и является.
Отпуск под дулом автомата
Игра встречает невзрачным меню с бравым воякой и сразу повергает в уныние отсутствием даже намека на мультиплеер. Выбрав один из четырех уровней сложности – рядовой, сержант, лейтенант или капитан, – игрок в составе отряда быстрого реагирования попадает на корабль, загруженный радиоактивными изотопами. На этом самом корабле наш борец с преступностью будет увезен против своей воли, и в итоге ему придется долго бегать за незаконными хозяевами опасного карго. Пусть никого не смущает слово "отряд" – о тактике и проблемах взаимодействия с сослуживцами даже вспоминать не придется. Бойцы падут смертью храбрых, оставив игрока в гордом одиночестве в кругу жаждущих крови террористов.
Зевота накатывает с первых же минут: поиск опасного груза представляет собой нудное шествие по извилистым, узким, темным, серым и абсолютно пустым коридорам. В этих коридорах, разумеется, пригодится фонарик. В отличие от большинства более грамотных FPS, фонарик используется с любым видом оружия и работает вечно. Можно нажать кнопку F в самом начале и забыть. Если, конечно, маленький кружок тусклого света в темноте не разрушит нервную систему раньше времени.
Сначала даже кажется, что и пострелять-то не дадут. Но нет – стоит добраться до тупика, как сигнал тревоги тут же вынуждает бежать обратно, попутно очищая корабль от невесть откуда взявшихся в неимоверных количествах супостатов. Увы, спекуляции на тему продвинутого ИИ врагов имеют мало общего с реальностью. Террористы будут стоять посреди коридора или кидаться на пули подобно зомби из Resident Evil, но о спасении своей жизни даже и не подумают. Впрочем, живучесть врага ему это позволяет – уже самые первые противники успокаиваются, лишь приняв на грудь почти целую обойму свинца.
Могу копать
Способностям нашего супермена "позавидует" и первый DOOM. Ну, где это видано в наш продвинутый век, чтобы набор возможностей специально обученного вояки ограничивался ходьбой, прыжками и пальбой из похожих друг на друга орудий? И это при заявленном "арсенале на все случаи жизни". В лабиринтах коридоров порой очень хочется аккуратно выглянуть из-за угла и пришить врага одним точным выстрелом. Нет же – приходится играть роль самоубийцы-профессионала и выскакивать под свинцовый град.
Итог - геймплей из ожесточенных схваток профессионала с бандитами превращается в самое банальное и удивительно быстро надоедающее шпигование мяса свинцом. Вместо серьезного шутера нам подсунули примитивную аркаду. При этом аркаду изнуряющую и раздражающую – число врагов и их живучесть угнетают уже в самом начале игры. Так что умирать придется чаще, чем бы того хотелось даже игрокам, выросшим на восьмибитной Contra.
Покет-бук в мягкой обложке
Создатели "Бойца СОБР ", Action Forms, уже известны по проекту "Вивисектор: Зверь внутри". Та игра не была суперхитом, но играть в нее было можно. Здесь мы имеем несколько схожую историю – упор на сюжет, долгая раскачка. Но "Вивисектор" для своего времени не выглядел настолько страшно. Даже недавний "Параграф 78", будучи неиграбельным, не пугает уже одной только графикой.
В этом плане СОБР, несоменно, ярко выделяется на фоне собратьев. Плохо анимированные буратинки и невзрачные текстуры соседствуют с совсем уж устаревшими спецэффектами. Модная нынче физика оказалась не у дел. Сложно поверить, что простой фанерный ящик отреагирует на очередь из автомата лишь достойным лесопилки потоком стружки.
Как-то задобрить игрока разработчики попытались невнятной болтологией: периодически по рации будет выходить на связь начальство в лице полковника Коршунова и нести какую-то околесицу, на которую наш подопечный будет отзываться лишенными интонации глупыми шутками, вроде: "Мозгов я им (террористам) сейчас добавлю". Ей-богу, лучше бы вместо этого были грубые монологи в духе незабвенного Дюка или Томми из Prey. Было бы хотя бы чуточку веселее.
Пункт назначения - свалка
В последнее время трэшовые проекты принято драпировать в красочные декорации сюжета, позаимствованные у коллег из литературного и кинематографического цеха. И уж если не на качестве, так на продажах такой подход сказывается весьма положительно. А вот результат очередной попытки сыграть на волне пользовательского патриотизма без поддержки крупного бренда и технологий изначально обречен. Интересно, когда игровые истории о тяжких буднях сотрудников МВД смогут вместо отвращения вызвать хоть какой-то интерес к органам правопорядка?