Ах, как хочется вернуться, Ах, как хочется ворваться… (Популярный шлягер)
А вы знаете, ведь раньше деревья не были выше, трава гуще, а драконы жирнее. Представляете, та девушка, что десять лет назад так лихо громила памятники древних цивилизаций, истребляла жизнерадостных велоцерапторов и прочих невинных зубастых тварей и стаскивала в родовое поместье уникальные артефакты, на самом деле была квадратноносой неуклюжей 3D-моделью… Скажи нам, Лара, за что мы так тебя любили?
Нас обманули!
Да, именно такова наверняка будет первая реакция у любого ценителя культовых игр Tomb Raider. Вы говорите – юбилейный римейк самой первой игры серии? Да ничего подобного. Это сиквел "Легенды"! Понимание приходит чуть позже. Совсем немного попрыгать по неприступным скалам, осваиваясь с управлением и возможностями, просмотреть несколько роликов, пробежаться по пещере… и вот оно! Да, это та игра. Но та ли?
Историческая справка
Да, прошло уже больше десятка лет с тех пор, как на мониторах с рекордным разрешением 640х480 осенью 1996 года появилась необычная игра Tomb Raider. Главная героиня – девушка? Странно. Она даст фору любому акробату и стреляет в лоб из любого положения? Нетипично. Она – археолог? Не самая интересная профессия для компьютерной героини. Она вламывается в заброшенные, неизвестные науке храмы и гробницы и обращается с ними весьма своеобразно? Куда смотрит Общество охраны памятников? Мораль отступала перед увлекательностью игрового процесса и революционными возможностями движка. Игра очень быстро стала культовой. И, разумеется, последовало продолжение, уже тогда без этого было сложно обойтись. Даже не одно. Рекордсмен по скорости продаж Tomb Raider 2, Tomb Raider 3 с улучшенной графикой и увлекательнейшим геймплеем, короткие аддоны Tomb Raider: Golden Mask, Tomb Raider: Unfinished Business, Tomb Raider: Lost Artefact, наконец, жемчужина серии – Tomb Raider 4: Revelation… Потом, к сожалению, началось умирание серии: красивая, но странная Tomb Raider: Chronicles оказалась последней игрой перед долгой паузой. Потом, в 2003 году, вышел долгожданный и обманувший многие надежды сиквел Tomb Raider: The Angel of Death. Не лишенная интересных черт и находок, радующая прекрасной графикой и новыми возможностями, наделенная сложным детективным сюжетом игра все же стала разочарованием: фанаты не узнали свою героиню. Все говорило о том, что Лара долго умирала, но все же умерла. Еще одна длительная пауза в три года, наконец, будоражащее известие: теперь судьба светила британской археологии находится совсем в других, чужих руках – владелец торговой марки Tomb Raider передал разработку собственной студии Crystal Dynamics… Впору было рисовать на постерах мисс Крофт черную ленточку и страховать свои собрания Tomb Raider на значительную сумму. А потом вышла Tomb Raider: Legends, и все стало на свои места. Оказалось, что изменения ничуть не вредят бренду, если они продуманы и исполнены старательно и с любовью. Великолепная, яркая, захватывающая "Легенда" не только вернула компании Eidos почти всех старых фанатов, но и приобрела новых. Сюрприз? Никакого сюрприза. Просто к работе над культовым сериалом вернулся давно покинувший компанию Core Design главный дизайнер и аниматор самой первой части Tomb Raider, Тоби Гард! Интересно, его ли идеей было сделать римейк игры, сделавшей его знаменитым?
Дежа вю
Первое, что мы замечаем в игре Tomb Raider: Anniversary – это чуть перерисованный, но такой знакомый инвентарь. Вращающиеся оружие, аптечки, в нижнем слое – предметы и артефакты, а вместо свежего ноутбука – блокнот-дневник (кстати, на редкость бесполезный и неинформативный), – все как десять лет назад. И знаете, вполне удобно. Что ни говори, а проверенные временем решения не всегда плохи. Второй приступ узнавания обеспечивают знаковые шортики и облегающая голубая маечка героини. И ведь не износились до дыр за столько лет… Нет, героиню не обделили гардеробом, в бонусном разделе скрывается ряд интересных одежек, да вот добраться до них совсем не просто и не скоро. Ну и ладно, классика из моды не выходит никогда. А потом, раз за разом, шаг за шагом, нас постоянно будет посещать чувство – а ведь мы здесь уже бывали! В классической Tomb Raider игроку следовало провести отважную расхитительницу гробниц по 15 уровням, расположенным в 4 основных локациях. В юбилейном издании эта структура сохранена, включая традиционное тренировочно-прогулочное поместье Лары. Разве что с небольшими изменениями – например, Греция вместо Рима, Гефест вместо Тора… ну и правда, какой Тор на античных территориях? А вот все остальное одновременно знакомо и неузнаваемо! Знакомый сюжет сохранился практически без изменений. Властная и состоятельная дама по имени Натла предлагает мисс Крофт отправиться в Перу, чтобы раздобыть там некий артефакт. Раздобыть-то она его раздобудет, да вот спешить отдавать не станет. И правильно, как вскоре выяснится. И так же традиционно самое увлекательное в игре – не сюжет, а процесс.
Жизнь ей к лицу
Все локации стали светлее и просторнее, словно в заброшенном доме раскрыли окна и стерли вековую пыль. Храмы, подземелья и заброшенные города лишились откровенно квадратных камней, но зато приобрели множество новых интересных загадок. Можно не сомневаться: если вы бодренько и весело пробежали или пропрыгали до нужного предмета – это вряд ли говорит о высочайшей игровой квалификации. Гораздо вероятнее другой вариант: или этот предмет еще не заветный, или теперь вы сломаете себе голову в поисках выхода. Выход есть всегда. Но вот увидеть путь к нему не всегда просто. Способ "что тут думать, прыгать надо" срабатывает редко. Головоломные прыжки на скорость, комбинации блоков, ключей и рычагов, долгое обшаривание окрестностей в поисках заветной щелочки, ложные пути, которых здесь в избытке – игра заставит напряженно раздумывать и рассматривать, искать, пробовать, срываться, начинать сначала… Зато когда все получится – осторожнее, на напугайте соседей торжествующим воплем! Лара по-прежнему лихо сигает на значительные расстояния и может бесконечно долго висеть на руках над обрывом (эксперимент с полоской выносливости в AOD, к счастью, остался забытым недоразумением). При этом она лихо лазает по стенам и в полете цепляется за недоступные кольца и крюки своим лассо. Кстати, на этот раз с его помощью она может побегать по стене и, отталкиваясь от нее, прыгнуть не только вперед, но и вбок. А еще оно здорово помогает при решении некоторых игровых задачек… но это вы лучше сами посмотрите. Весь этот арсенал прыжков и ухваток, что самое замечательное, исполняется при помощи совсем нехитрых комбинаций клавиш. С управлением легко освоиться, а тем, чье строение рук отличается от общепринятого – переназначить его любым мыслимым способом. В настройках предусмотрены и разные варианты того, как Лара будет целиться и цепляться за края – только по требованию игрока или самостоятельно. Очень уж большим оружейным арсеналом нас не побалуют – да и игра и не об этом, собственно. С преимущественным большинством встреченных противников можно справиться традиционными двойными пистолетами с патронами, вырабатывающимися из окружающего воздуха. Даже грозные львы, гориллы, медведи и реликтовый тираннозавр обладают боевым интеллектом на уровне Pacman’a и обиженно тычутся в углы и стены, стоит убраться чуть повыше. Схватки с ними скорее представляют собой небольшую физзарядку между напряженными раздумьями на тему "как попасть туда, куда попасть невозможно", а серьезное оружие стоит приберечь для серьезных боссов – патронов в игре не в избытке. Точно так же развлекают игрока и маленькие мини-игры на нажимание в нужный момент нужной кнопки, перекочевавшие из "Легенды". Да, посмотреть игровые ролики, расслабившись и отдыхая, не удастся. В любой момент они могут завершиться неожиданной гибелью Лары. Кстати о гибели – можно даже не пытаться десяток раз переиграть один-единственный смертельно опасный прыжок, система сохранений в любом месте не действует. После каждой неудачи нас вернут на последний пройденный чекпойнт, что означает повторное исполнение длинных акробатических этюдов. И вы знаете, раза так с десятого они перестают казаться такими уж сложными… Никуда не делись заветные бонусные реликвии, теперь они выглядят светящимися голубоватыми клыками и по традиции пристроены в самых труднодоступных закоулочках в стороне от главных путей. Акробатические рекорды зачтутся в конце уровня, когда открывается доступ к дополнительному контенту – роликам, саундтрекам, игровому арту и прочим ненужным, но приятным мелочам. Пожалуй, самая интересная из них – комментарии самого Тоби Гарда, вот их стоит открыть и послушать.
Возвращение легенды
Разработчики из Crystal Dinamics никак не были связаны с первыми, культовыми играми серии Tomb Raider (кроме Тоби Гарда, который разработал оригинальный концепт первой игры и первого аддона). Но они вернули Ларе Крофт народную любовь, сотворив Tomb Raider: Legends. А теперь они подтвердили, что им не зря доверили судьбу этой замечательной и странной девушки. В Anniversary они показали нам ту игру, которая десять лет назад миновала мало какой компьютер с 486процессором и 8 мегабайтами оперативной памяти. Показали ее такой, какой она виделась так много лет назад, когда трава была гораздо зеленее, а деревья больше. Когда игры удивляли не фотографическим реализмом графики и эффектами Dolby Surround, а идеями и игровым процессом. Вы, поколение, родившееся со словами "некст-ген" на устах, видящее в DOOM лишь нагромождение крупных квадратных пикселей, ругающее Fallout и Deus Ex за примитивность картинки, предпочитающие роскошный Oblivion продуманному, эталонному Baldur’s Gate… Попробуйте пройти эту игру. Честно и до конца. А потом скажите: вы понимаете, почему ночами напролет серьезные взрослые дяди бессильно ругались, избивая клавиатуру, незаметно утирали слезы, когда грубая и неуклюжая девушка в очередной раз срывалась с очередной груботекстурной квадратной скалы и так неубедительно разбивалась о крупнопиксельные камни, и уговаривали ее шепотом: "Ларочка, ну пожалуйста, ну ты же умница, ну сделай это"? Вы понимаете, почему мы так ее любили?