- Доктор, а я жить буду? - А смысл? (Из фольклора)
Все мы люди, а значит, наделены всеми чертами, присущими этому роду и виду млекопитающих. То есть организмом, порою весьма хрупким и подверженным самым разным повреждениям. Немудрено, что тема врачевания этих самых повреждений и расстройств занимает столь значительную нишу в культуре. Впечатляет то, какой разброс эмоциональных оценок наблюдается в сей теме: от героического гимна “Люди в белых халатах” до матерных студенческих частушек; от жизнеутверждающего сериала “Скорая помощь” с харизматичными лекарями и медсестрами-топ-моделями до цинично-безбашенного “M.A.S.H” с заглавной песней “Самоубийство – это не больно”; от хардкорно-реалистичного симулятора “ER” до пародийного тайкуна Theme Hospital.
В гостях у Гиппократа
С первого взгляда на Hospital Tycoon ясно, какой регион творческого достояния был взят как образец для подражания. Разумеется, популярный и забавный Theme Hospital ! Все, что происходит в одной из трех больниц – одинаково близко к реальности и далеко от нее. Для эффективного управления процессом врачевания никаких специальных знаний и умений не требуется, все, что нужно знать, быстро и понятно растолкуют в первых же, учебных, миссиях – стройте кабинеты, закупайте необходимое оборудование, нанимайте необходимый персонал и ждите следующих указаний от наших внутриигровых спутников – ленивого седого ловеласа и его деловитой помощницы. Режим карьеры построен в полном соответствии с законами “мыльных опер” - заставка представляет собой короткий клип с участием главных персонажей, сам процесс разбит на серии и эпизоды, каждый из которых время от времени прерывается – нет, не рекламой, а вставным роликом о сложных интригах и взаимоотношениях в подведомственном отделении. За вычетом одной-двух шуток, все эти вставки к просмотру не обязательны, на игровой процесс практически никакого влияния не оказывают, ни эстетической, ни интеллектуальной ценностью, увы, не обладают и легко проматываются клавишей Esc. Строительство ограничивается выбором одного из типовых кабинетов, причем изначальную специализацию имеют только туалет и комната отдыха, все остальное определяется только тем, какое оборудование будет туда пристроено. Доступный к найму персонал обладает минимальным набором характеристик – общительность, трудолюбие, уровень навыка и усталость. При этом важным можно считать только склонность к лени, поскольку налаживание взаимоотношений в коллективе легко достигается покупкой удобных диванов и развешиванием анатомических таблиц, а умения растут довольно быстро. Оставленные без присмотра эскулапы сразу принимаются болтать с коллегами или резаться в шутеры на рабочих компьютерах, но с готовностью прерывают эти важные занятия, если возникает необходимость сбегать на другой конец клиники и взять анализ ДНК у очередного пациента. Любому врачу можно дать указание – например, пофлиртовать с хорошенькой медсестрой (все очень благопристойно!) или сходить позаниматься на специальном тренажере (+5 к умениям). А вот отменить задание нельзя, и если доктор собрался вначале отдохнуть или дать в глаз соседу-патологоанатому, он отдохнет, даст в глаз и только после этого отправится выполнять ваши распоряжения. Для управления нам предложен простенький букетик кнопок (очень похоже на The Movie), картинка приятна и ярка, а в скромной панели настроек самой главной, пожалуй, является возможность регулировать громкость разных звуков: сопровождающая музыкальная тема на редкость надоедлива, да и “симовский” абракатарабарский галдеж кажется забавным только первые пять минут.
Будем лечить или пусть живет?
Главное в клинике – регистратура, а главное в игре – закладка с результатами исследований пациентов. Именно карточки болезней сообщают нам, какое оборудование следует поставить и каких лекарей пригласить для того, чтоб наша клиника успешно справилась с нашествием смертничков. И не стоит надеяться, что нам придется иметь дело с привычными ОРВИ и мигренями. Нет, все не так просто! Волков-оборотней, зомби, мумий, одержимых дьяволом, звонящих как телефон, излучающих сияние или испускающих угарный газ визитеров не желаете попользовать? Да, в лучших традициях Theme Hospital болезни, их симптомы и способы лечения сочинены с юмором и фантазией. Мумий ставят под кислотный душ, кашель лечат шоковой терапией – взрывают за спиной пациента огромный шарик, анализ крови берут, пришпиливая больного к кушетке метровым шприцом, а высокотехнологичным прибором под названием вантуз извлекают застрявшие в глазнице шарики от гольфа. При этом как внешние проявления заболеваний, так и эффекты действующего оборудования создают очень живописную картинку. Лечение – дело веселое! А мешают замечательному процессу врачевания исключительно сами больные. Все время пребывания в госпитале уровень их здоровья медленно и неуклонно падает, а управлять ими никак нельзя. То ли определенный процент смертности просто необходим для вящей достоверности (хотя никаких наказаний или осложнений количество трупов не приносит), то ли интеллект компьютерных болванчиков находится ниже цоколя, но несчастные пациенты сплошь и рядом покорно отдают концы, не справившись с процедурой регистрации или начав наматывать упорные круги между туалетом и кофейным аппаратом вместо путешествия к спасительному кабинету.
Лечиться даром – даром лечиться
По умолчанию кабинеты в госпитале расставлены на диво нерационально: щели между ними слишком узки для прохода, но занимают необходимое место. Hospital Tycoon при всех своих достоинствах, увы, постоянно напоминает пространство, изобилующее такими щелями. Многообещающая сериальная структура оказывается недоиспользованной из-за неинтересности и необязательности самого сериала. Тарабарский язык персонажей не становится забавной изюминкой только потому, что актеры при записи явно поленились: пара фырканий да мяуканье по кругу – вот и все, что можно услышать. Экономическая составляющая игры для хардкорного тайкунщика не представит интереса – проиграть там крайне сложно, разве что уж совсем ничего не делать. Дизайнерско-архитектурные таланты тоже могут спокойно почивать – кабинеты, оборудование и мебель можно переставить и перекрасить, но кардинальных изменений и усовершенствований не последует. Специфика обращения с несчастными пациентами заставит родителей задуматься, стоит ли пускать к игрушке ребенка пост-ясельного возраста, хотя для того, кто ищет в игре специфический медицинский цинизм, все слишком уж благопристойно и сглажено. Вот если бы позволили игроку самому изобретать способы лечения… Hospital Tycoon – игра, нетребовательная к системе, не отпугивающая сложностью управления и экономики, красивая и забавная, с короткой – часов на 10 прохождения – карьерой и неограниченным по времени свободным режимом - песочницей. Ничто в ней не отвращает и не раздражает (кроме звука), но ничто и не тянет просиживать за ней ночи напролет. Все хорошо. Да вот чего-то не хватает…