Для отечественной игровой среды "Корсары" давно уже стали популярной притчей во языцех. За свою семилетнюю историю они успели немало натворить: завоевать поклонников, растерять их, удивить, разозлить, обескуражить, и, что самое удивительное, все-таки подчинить цифровому искусству настоящую морскую романтику. Это не парадокс – это несомненное достижение, маленькая победа некогда "Акеллы", а теперь и ее друзей из "Seaward.ru". "Корсары: Возвращение Легенды" можно смело и гордо ставить рядом с седым родоначальником серии, после чего вдумчиво оглядывать результат эволюции, упиваясь каждым сантиметром изменений. Конечно, нельзя отрицать, что "КВЛ" взошла на свой пьедестал по квадратным головам предшественников – "Корсаров 3" и "Пиратов Карибского Моря". Но это было сделано так грациозно, что сравнения хочется оставить в стороне. Безусловно, знатоки могут не признавать в новичке самостоятельности, но время, проведенное в тепле инкубатора, зря не прошло – бережный уход и старательность могут творить неожиданные чудеса. Про новую игру сериала хочется говорить исключительно упоенно – она вернула нам веру в человеческое здравомыслие, слегка пошатнувшуюся от сырой непрезентабельности предыдущей саги о морских псах.
Королевский лосось
Основной и безоговорочный плюс "Возвращения" – действительно живой и непредсказуемый игровой мир, гораздо более богатый на события, чем у предшественников. Путешествовать без особой цели надоедает нескоро, даже после детального ознакомления со всеми вариациями машинных квестов. Широкий ассортимент забав играет немалую роль в увлекательности странствий: поиск приключений в открытом море, сопровождение торговых караванов, сражения с мертвецами в пещерах, благородная служба городским властителям, работорговля и розыск кладов – в этом списке нет и половины всех развлечений, представленных на выбор бравому капитану. Сюжетных линий в наличии целых четыре – по числу представленных наций. Даже если взяться за гуж с четырех концов, угодить сразу всем не получится: миссии могут быть и взаимоисключающими. Но даже просто приглянуться всем колонизаторам одновременно – задача почти невыполнимая. Чаще случается обратное: жестокая вражда протагониста и целой империи, назначающей в свою очередь немалую награду за его лохматую голову. Зато при желании и известном упорстве можно дослужиться до звания адмирала, то есть повторить достижение самого амбициозного пирата времен – Френсиса Дрейка, кумира всех октябрят и любимца английской королевы. Скольжение по рельсам организовано совершенно ненавязчиво и являет собой традиционный набор выдаваемых NPC квестов, с выполнением которых, кстати, можно и не спешить. К повествованию придраться сложно – истории могут преподнести не один сюрприз, в основном по части развязок. Борьба с пиратами, помощь святой инквизиции, поиск магических артефактов, захват городов и прочие тяготы каперской службы во всех деталях записываются в журнал. Правда, без литературных изысков – сухо и по-канцелярски. Жаль. Для выполнения иных поручений придется бороздить всю карту, ну а для некоторых даже не нужно выходить в море, ареал действий ограничится городскими застройками. Не обошлось и без беготни по джунглям. Пусть даже пешие странствия на лоне природы отличаются некоторой скукой – в основном по вине однояйцевой идентичности тропических массивов. Да и частая загрузка локаций не лучшим образом сказывается на ориентации: карту не завезли. Города оттянули на себя львиную долю графической красоты и аутентичной атмосферы. Поселения обустроены пусть без строгой правдивости, зато с большим вкусом и приятной дизайнерской смекалкой. Игрок быстро начинает отличать города по их самобытным чертам: заросшему пирсу, высокой лестнице у ратуши, узкому мосту через ручей… Хотя в беготне по улицам и нет особой нужды – услуга быстрой телепортации всегда выручит заплутавшего флибустьера и продлит жизнь его подметкам.
Потому что мы пираты
Ролевая система претерпела некоторые изменения и приобрела новое название - PIRATES, образованное семеркой первых букв главных характеристик персонажа: Power, Impression, Reaction, Authority, Talent, Endurance и Success. Ну а умений у протагониста, как корабельных, так и сухопутных, гораздо больше. Непросто определить, рост которых из них вправду критичен – за исключением, пожалуй, навигации, чей уровень определяет доступный для вождения класс корабля. Попытка оседлать судно, недобрав пары-тройки пядей во лбу, неизбежно приводит к резкому падению моральных и физических качеств капитана. Залог успеха в бою – удачно подобранный офицерский состав: группа специалистов за скромную зарплату оделяет главгероя всеми недостающими способностями. За руль садим штурмана, за пушки – канонира… и дальше по списку. Всего несколько лояльных и даровитых товарищей убивают всю насущность "прокачки". Но особо теплой дружбы удостаиваются так называемые "абордажники" – наемные головорезы, чья функция заключается в сопровождении нашего бренного тела в наземных странствиях и в корабельных схватках. Крепкие бодигарды не единожды закроют работодателя от острых клинков, а во время абордажа помогут перебить даже превосходящий по численности полк неприятеля – стоит лишь заранее снабдить каждого камрада пачкой лекарств и острой шпагой. В жизни любого капитана неотвратимо возникнет момент, когда его эскадра запросит сумму, достойную упоминания в легендах. Каждый ищет свой собственный способ заработать на безбедные странствия: кто-то долгими минутами изучает прайс-листы, вычисляя идеальный торговый путь; кто-то беззаботно грабит морские караваны; кто-то снует по пещерам в поисках сокровищ старого Флинта… Так или иначе, добыть большие пиастры за малое время – не особо сложная задача, особенно когда речь касается обдуманной коммерции. Свои клады закапывать игра не позволяет, и это вполне логично – во всех портах работают банки, предлагающие баснословные, по меркам XXI века, проценты.
Готов к залпу!
Самая занимательная часть игры – морские сражения. Гром орудий, вопли раненых матросов, треск падающих мачт – перед уходом на дно заскучать не дадут. И чем масштабнее побоище, тем острее сюжет. Баталии с участием десятка тяжелых кораблей и трех враждующих сторон одновременно – почему бы и нет, на вечеринку принято приходить с друзьями. Тем более в открытом море компьютерный разум ведет себя на удивление адекватно. Понимает, когда догонять, а когда смываться; умело разворачивает судно для залпа и не бросается с крючьями без веских причин. И действительно, абордаж – единственный игровой момент, перед которым включается автосохранение. Весьма предусмотрительно, ведь местоположение участников схватки от раза к разу предсказать невозможно. А ведь это кардинально влияет на исход сражения. После успешного истребления оравы вражеских матросов (если, конечно, они рискнут дать вам бой) предстоит встреча тет-а-тет с самим капитаном посудины, в отличие от нашего альтер эго подло прятавшим голову в личной каюте на протяжении всей мясорубки. Несомненно, система боя на мечах доработана в лучшую сторону, тем не менее, назвать ее фехтованием все еще не хочется – в блокировке ударов нет особого прока, побеждает тот, кто рубит первым и с плеча, пока есть стамина в пороховницах. Соответственно в одиночку сопротивляться нескольким бандитам сразу невозможно – приходится браться за тактику "отдохну на бегу". И хорошо если для сдачи нормативов хватит места, иначе – снимайте шляпы. Оживляет схватки и вносит в дуэли немного суровой жизненности пальба из пистолетов. Убить капитана чужого судна тремя выстрелами в лоб – тривиально, но безопасно, а потому исключительно правильно. Кто знает, какие там скиллы припрятаны в рукаве у хитрого NPC? Увы, ахиллесова пята "КВЛ" – слепота железного интеллекта, проявляющаяся при встрече AI-кораблей с сушей – они могут потратить многие игровые дни на тщетные попытки продырявить берег насквозь. Любые преследователи попадают в страшный тупик, стоит лишь игроку обогнуть край острова, подставив злодеям непреодолимую преграду.
На сундук мертвеца…
На самом деле львиная доля претензий на реализм принесена в жертву геймплею. Упрощений ровно столько, чтобы уверенно заявить: "КВЛ" очень далеки от права называться правдоподобной морской сагой. Да и основаны они, чего уж там, всецело на колоритных мифах и красочных преданиях о колониальной жизни конца семнадцатого века. Конечно, это добавляет игре изрядную долю сказочности и заманчивой простоты, но на секунду бывалым морским волкам может показаться, будто игра чересчур скромна в запросах к эрудиции игрока. "Корсары" не дадут ничего нового тем, кто уже осилил "Остров сокровищ" (в любом из вариантов), они не сверкнут такими словами, как "такелаж" или "бушприт", не поделятся названиями мачт и вообще всеми силами огородят зрителя от профессиональных корабельных и исторических терминов. И главное – еще больше уверят играющего в состоятельности всех знаменитых предрассудков о пиратской жизни. Вот откуда произрастает интересность! Авторы очень точно поймали грань между выдумкой и былью. Несмотря на сражения с мертвецами, поиски кладов и таинственные встречи с Летучим Голландцем, наивного игрока никогда не покинет ощущение, что "все так и было"! А все благодаря умелому заигрыванию творцов с историческими реалиями и достоверной картой Карибского бассейна.
Свистать всех на рею!
Увы, мы живем в эпоху, когда спешную покупку релиза до выхода хотя бы одного патча можно твердо назвать опрометчивой. Отметим не без грусти – "Возвращение Легенды" не стало исключением. Ошибки не просто кусают глаза, изредка они портят жизнь не на шутку, а иные даже заставят вас горько плакать, биться головой в монитор и вспоминать легионы чертей. Когда компаньон с треском бьет новенький фрегат о скалы, важный NPC наотрез отказывается вымолвить хоть слово, а в меню загрузки сияет сокрушительное "bad save", то сдерживать эмоции сложно нечеловечески – слишком велико погружение. Появление судов внутри островов – дело, как ни странно, привычное. Преимущественно это относится к сопровождающим игрока компаньонам, стройной колонной возникающим в порту за спиной главгероя. Если же вы решите преодолеть путь между островами не по карте, а в режиме живого моря – готовьтесь к неожиданным сюрпризам. После продолжительного путешествия корабль протагониста может очутиться в самом непредсказуемом месте, проложив свой маршрут вопреки и компасу, и здравому смыслу. Но на самом деле подобные несуразицы неспособны всерьез испортить интерес от процесса. А если вспомнить пресловутые коленца оригинальных “Корсаров 3”, то придирки и вовсе кажутся надуманными.
С шейдерным плеском
Здешние морские пейзажи не просто вдохновенны – они чертовски разнообразны, меняется освещение, размер волн, оттенок воды и прочие нюансы, рождающие настроение. Графика "Возвращения Легенды" – это яркий пример грамотного, местами даже виртуозного использования возможностей немолодого движка. Конструкция кораблей вызывает почти столько же эмоций, сколько модели в музее Военно-Морского Флота. Интерьеры оформлены с большим старанием и любовью, каждое помещение выглядит точно в соответствии со своим предназначением. К сожалению, интерфейс не заслуживает лестных эпитетов: в чем-то неочевидный, требующий внимания к клавиатуре – это касается и меню быстрых команд, и окна обмена вещами. Управление стрелками при покупке товаров отказывается работать при найме матросов, вынуждая вводить числа вручную, а на экране торговли часто возникает путаница в том, что же находится в рюкзаке игрока, а что на прилавке магазина. При всех плюсах озвучки сражений, природы и шагов персонажей в первую очередь вспоминаются отталкивающие, до каламбура нелепые возгласы персонажей перед началом диалога. И не удивляйтесь, когда молодая девушка заговорит с вами тремя разными голосами подряд – гормоны здесь ни при чем, ее враг – проклятый игровой код. Зато когда речь заходит о музыке, то забываются все слова человеческого языка. Лучшие композиции незабвенного Юрия Потеенко вернулись прямиком из первой части, заставляя игру звучать просто феерически – иначе и не скажешь.
О смысле каперства
Очень немногие творения, обладающие столь внушительными прародителями, могут обзавестись такой индивидуальностью и шармом, как "Корсары". Приятно думать, что нашлась умелая рука, вызволившая серию из зыбучей серой трясины. В “Возвращении Легенды” очень много нюансов, приятных мелочей, скрытых до определенной поры возможностей и неочевидных поворотов. За пределами статьи остались охотники за головами, штурм фортов, сбыт контрабанды, азартные игры и даже полный контроль над скоростью течения времени… Пусть эта игра в большей мере аккуратно следует всевозможным канонам, нежели откровенно оригинальна, но у нее есть особая красота, и, что более важно – цепкая хватка продуманного интерактивного мира, не отпускающая на протяжении дней и ночей внешней жизни. За неповторимость каждого внутриигрового часа, сдобренную соленым привкусом флибустьерской романтики, не жалко отдать время, благо требуют его "Корсары" в немалых количествах.