Что консольщику хорошо, PC-геймеру – смерть, и наоборот. Возможно, именно поэтому портов с приставок на компьютеры все меньше, а их качество все ниже. Владельцы старушки X-Box очень тепло приняли RPG Jade Empire, а поклонники первых частей KotOR и Neverwinter Nights в ожидании прихода хита на родные PC кусали локти и скрещивали пальцы. И вот теперь, с привычным уже опозданием, разработка канадской студии BioWare наконец явилась во всей своей увядающей уже красе и на нашу улицу. Спасибо 2K Games. Игру честно ждали, а теперь честно ругают. Но все-таки играют. Значит – есть в ней что-то.
Knights of the Lost Chapters
С первых же минут в голову настойчиво лезет мысль – это KotOR в одежках Fable. Все помнят полюбившиеся разветвленные диалоги, когда от выбранного ответа зависит стиль прохождения и итог игры. Различные варианты прохождения квестов и поступки героев склоняют героя к Светлой или Темной стороне силы… пардон, пути Открытой Ладони или Сжатого кулака. Но суть от этого не меняется. И даже некоторые способности протагониста напрямую зависят от характера. Точно так же, как в Рыцарях Старой Республики, обстоят дела со взаимоотношения внутри партии приключенцев. В странствиях игрок волен общаться с соратниками, выстраивать отношения, используя приемы от дружеской заботы до прямых оскорблений. Для особо любвеобильных товарищей припасены две пассии на выбор, правда, довести дело до брачного ложа, как в Fable, тут никто не позволит. Ну, и конечно, сам объем диалогов. Километры текста, грамотно написанного, и, что важно, озвученного, мало кого оставят равнодушными. Все это поклонники ролевых игр от BioWare хорошо помнят.
С творением Питера Мулинье эту игру роднит и явно консольное управление, правда, при портировании неплохо адаптированное под клавиатуру и мышку. Дизайн несколько простоват, хотя и не лишен шарма. Внимание к мелким деталям ландшафта ослаблено, персонажи смотрятся несколько «мультяшно», но все это сглаживается яркими красками и уникальностью каждой локации (кстати, сами локации не заставят блуждать по ним часами, как это было в лабиринтах классических CRPG). И, конечно, заметно упрощенная, по сравнению с тем же KotOR и, тем более, Baldur’s Gate, ролевая система.
Немного кунг-фу
Одним из самых главных отличий и визитной карточкой Jade Empire является боевая система. Игра изобилует разнообразными стилями рукопашного боя. Собственно, в основном прокачивать придется именно их, а не отдельные характеристики персонажа. Сами стили делятся на несколько видов – рукопашные, магические и энергетические (как правило – с оружием). Управление в бою разительно отличается от привычного для компьютерных ролевок кликанья по левой кнопке мыши, что, опять же, несколько сближает JE с Fable. Каждый стиль, по сути, набор из слабой атаки и суперудара, однако различные комбинации стилей (их можно менять в режиме тактической паузы или прямо по ходу боя в реальном времени) открывают доступ к так называемым Harmonic Combo. Правда, полностью развернуться со всем этим богатством довольно сложно. Сами бои больше похожи на старые китайские боевики. Герой активно выделывает странные пассы руками и ногами, откатывается в стороны или скачет по всей локации как ужаленный. Противники тоже не лыком шиты, и в горячке боя, когда вокруг мясорубка, постоянно помнить обо всех возможностях и отвлекаться на переключение стилей как-то не с руки. Кстати, в бою нет-нет, да и посещает мысль о геймпаде. Как бы хорошо ни было адаптировано управление, а с приставочным контроллером все-таки удобнее.
Хотя, конечно, по боевой системе Fable несколько попроще, но даже она может похвастаться каким-никаким обмундированием альтер эго игрока. Jade Empire же отличается удивительным пренебрежением к экипировке. Единственное, что позволено носить персонажу, это оружие для определенных стилей боя и драгоценные камни. Эти предметы, дающие бонусы к некоторым характеристикам, устанавливаются в специальные амулеты. Максимальное количество емкостей в таком амулете равняется семи, а камней в игре великое множество, так что порой даже сокрушаться о недостатке брони не приходится – определиться бы с выбором булыжников для боевой вылазки.
Десять китайцев
Конечно, следуя традиции жанра, одного протагониста в странствие никто не пустит, и за ним обязательно увяжется отряд нахлебников в количестве четырнадцати ртов. Правда, четыре из них – необязательные персонажи, и в процессе прохождения даже могут быть ненароком убиты самим героем еще до вступления в партию. В отличие от большинства игр, здесь попутчики скорее нужны для болтологии на привалах. Чтобы, значит, скучно не было. «Настраивать» климат в компании приключенцев действительно бывает забавно. В бой можно взять только одного помощника, и то на первых порах горе-союзники чаще гибнут. Хотя ближе к концу повествования появятся и неплохие бойцы, наибольшую пользу приносят персонажи-маги в режиме поддержки. Самое обидное для прожженных ролевиков – невозможность прокачивать спутников. Их уровень растет автоматически, постоянно более-менее соответствуя уровню главного героя. И камней на них не повесишь, и стили не подберешь.
Впрочем, и у самого героя для развития не так уж много возможностей. Мало того, что вначале на выбор дается всего четыре конфигурации персонажа – strength, balanced, magic, fast – и те мало чем друг от друга отличаются, ибо в процессе игры так или иначе можно изучить все стили. Еще и характеристик всего три. Body, Spirit и Mind отвечают, соответственно, за здоровье, ману и энергию. И, помимо того, каждая характеристика влияет на две разговорные способности, вроде запугивания, интуиции или очарования. Вот, в общем, и все, с чем разрешили развлекаться разработчики. Поклонники системы AD&D могут начинать горестно вздыхать.
От монашеской кельи к трону
Но главное достоинство Jade Empire оказалось вовсе не в ролевой системе, не в боях, так напоминающих старые китайские фильмы, а в действительно оригинальном сеттинге и масштабном эпическом сюжете, лихо закрученном и предоставляющим различные пути для прохождения. Удивительно, но именно сюжет удерживает большинство игроков у мониторов. Это в то время, когда все давно забыли об интересных историях и ничего не ищут, кроме графики и усложнения процесса. Парадокс – на деле история до боли знакома, но сценарий написан столь умело, что интерес не спадает до самого конца.
Вселенная игры предоставляет возможность окунуться не в привычные, населенные эльфами и гоблинами леса тевтонско-кельтской фэнтези или в глубины исследованной вдоль и поперек далекой-далекой Галактики. В JE побродить по миру, построенному на основе китайской мифологии и истории, дополненном магией и некоторыми технологиями (как вам гибрид парового и магического авиадвигателей?). Уникальный дизайн мира, этническая восточная музыка и пронизывающий все дух восточной философсии создают неповторимую атмосферу, в которой разворачивается сюжет, кажущийся поначалу банальным и простым.
Игра начинается в школе единоборств, где главный герой игры является лучшим учеником прославленного Мастера с оригинальнейшим именем Ли. Конечно же, герой – сирота, ничего не помнящий о своем раннем детстве и выросший в стенах школы. Само собой, многие ученики недолюбливают удачливого бойца, особенно – отпрыски аристократических семейств. Но это все не имеет никакого значения, потому что в самом начале школа будет разрушена наемниками Нефритовой Империи, по окрестностям будут рыскать Убийцы Лотоса (Lotus Assassins), разительно напоминающие лысых ситов из первой части KotOR, а Мастер Ли, прежде чем быть похищенным, поведает потенциальному спасителю мира (или будущему жестокому тирану – все зависит от стиля прохождения) свою тайну. Оказывается, учитель – бывший лучший генерал Империи, а под управлением игрока – отпрыск убитого законного правителя, чудом спасенный во время методичного вырезания Рукой Смерти (Death’s Hand, главный нехороший дядька) Монахов Духа (Spirit Monks), местных светлых рыцарей. Ничего не напоминает? Подскажу - в недрах земли ждет своего часа армия клон… простите, големов. А дальше по накатанной схеме – собираем толпу мстителей, собственно – мстим, а дальше либо всеобщее счастье, либо новый жестокий Император, либо вообще падение всего и вся. При кажущейся банальности, следить за развитием событий действительно интересно. Больно уж яркие персонажи встретятся по пути, да и внезапные повороты сюжета мало кого оставят равнодушными.
Древнекитайская авиация
Всю эту катавасию придется разгребать параллельно с выполнениями побочных квестов, которых в середине игры (начало и конец – сплошная мясорубка) великое множество. Затопить город, споить торговцев или помочь им, навешать негодяю или договориться с ним во благо свое или страждущих – это лишь верхушка айсберга, на долгое время вытесняющего основную сюжетную линию и делающего игру еще более интересной.
Одним из удивительных и приятных сюрпризов стала забавная мини-игра. Между локациями герой передвигается на эдаком механическом комаре, управление котором выполнено в лучших традициях вертикальных скролл-шутеров.
Конечно, можно ругать Jade Empire за слабенькую по сегодняшним меркам графику, простенькую ролевую систему и некоторую вторичность. Но обаяние уникального мира, яркие краски и потрясающая атмосфера обязательно найдут своих почитателей и в стане PC-игроков. Качественная игра с масштабным и интересным сюжетом – уже повод посвятить ей несколько свободных вечеров. Однозначно – BioWare веников не вяжет.