Тридцать месяцев разработчики из Gas Powered Games, ведомые неутомимым Крисом Тейлором (Chris Taylor), старались сотворить настоящее чудо. И через два с половиной года после начала разработки жанр реально-временных стратегий содрогнулся. На сегодняшний день Supreme Commander – самая масштабная, продуманная и впечатляющая RTS из всех, когда-либо созданных человечеством. Именно в Supreme Commander рекламный слоган "впечатляющий размах происходящего" целиком и полностью воплощен в жизнь.
Однако в игру влюбляешься не сразу, процесс привыкания протекает постепенно и не всегда приносит удовольствие. Начальные аккорды сюжетной кампании медленно раскочегаривают стальной локомотив геймплея. С каждой новой миссией махина набирает новые обороты и под конец ставит абсолютный рекорд скорости. Поначалу вызывающее легкое недоумение сюсюканье с горстками юнитов перерастает в стремительный менеджмент поистине гигантских армий.Забудьте всё, что вы видели раньше, сотрите из памяти все воспоминания о неплохих и даже хороших стратегиях, выключите свет, зашторьте окна и вынесите из комнаты часы – пришла пора наконец-то узнать, что такое настоящая война.
Ложка дегтя
Без недостатков, конечно же, не обошлось. Одиночный режим прохождения, увы, проигрывает мультиплееру. Обидно, особенно принимая во внимание тот факт, что у многих геймеров впечатление о проекте формируется именно по первым уровням. Зато сетевые побоища поистине чудесны. Впрочем, среди игроков вряд ли найдутся люди, способные оспорить факт превосходства дуэли с живыми оппонентами над битвой с ведомыми искусственным интеллектом противниками.
Сводившая с ума на предрелизных скриншотах графика, к несчастью, слабо соответствует действительности. Да, картинка не вызывает содрогания – все в меру красиво и прилично – но на фоне Company of Heroes и Medieval 2: Total War смотрится проигрышно. Понимание происходящего настигает ближе к завершению сингла. В природе пока еще не существует ни одного персонального компьютера, способного вынести пытку одновременным противостоянием 6-7 игроков в Supreme Commander. Ситуация была бы гораздо хуже, прикрути девелоперы к игре ультрасовременный моторчик: многотысячные армии высокодетализированных юнитов привели бы в ужас внутренности РС. А так играть со средними настройками можно и не на самых топовых конфигурациях. Вполне возможно, по этой же причине проект остался без физики. Заветы старика Ньютона не действуют в мире игры, что по нынешним временам – нонсенс.
Total Annihilation 10 лет спустя
Разумеется, все уже давным-давно знают, чьим идейным продолжателем является Supreme Commander. Спасибо игровым журналам и онлайн-ресурсам, щедро отводившим свободное место под многочисленные превью игры, авторы которых, в свою очередь, не ленились каждый раз упоминать о сходстве проекта с блокбастером 10-летней давности.
В далеком 1997-ом году все тот же Крис Тейлор потряс мир чудесной стратегией Total Annihilation – чудесной настолько, что многие и сейчас считают ее одной из лучших среди разношерстной RTS-братии. Отточенный баланс, трепетное отношение разработчиков к каждой детали, добротный научно-фантастический сюжет и более-менее правдоподобная физика (настоящий шик по тем временам) смешались в единый ядерный коктейль, осилить который смог далеко не каждый. Тогда никто не мог предположить, что судьба брэнда оборвется в одночасье. Но последовавшие за оригиналом парочка дополнений и провальный сиквел, по непонятным причинам метнувшийся в сторону дремучего фэнтези, собственноручно выкопали могильную яму. И каково же оказалось всеобщее удивление, когда за реанимацию тайтла взялась не какая-то безвестная молодая студия, а сам отец-основатель серии.
В сюжете Supreme Commander легко угадываются нотки «Тотальной аннигиляции». Опять далекое-предалекое будущее, опять межрасовый конфликт. К концу третьего тысячелетия картина мира перевернулась с ног на голову. Человечество, на протяжении всей своей истории стремившееся к покорению космоса, достигло, наконец, цели – и последствия оказались ужасающими. Рыскающие по просторам Вселенной колонизаторы установили контакт с древней инопланетной цивилизацией Aeon. Уровень развития и философия пришельцев так сильно поразили звездных конкистадоров, что те не упустили возможности влиться в ряды братьев по разуму. Число перебежчиков росло из года в год. На Земле изменники числились пропавшими без вести до той поры, пока смешанная нация не приступила к методичной оккупации галактик. Не все складывалось удачно и на родине человечества. Научно-технический прогресс достиг поистине заоблачного уровня, и люди научились вживлять в свои тела микропроцессоры. Искусственно модифицированные особи отличались богатырским здоровьем и завидной силой. Как водится в подобных случаях, задействовать киборгов на мирном поприще у их создателей не получилось. Симбионты вышли из под контроля и принялись мстить. Образовавшие союз – Cybran – жертвы научных опытов стали ярыми приверженцами военной экспансии. Чуть-чуть охладить пыл киборгов удалось могущественным аэонам. Однако в их планы совсем не входило сотрудничество с чужеродными организмами. А что люди? Правители, сохранившие хоть чуточку своего влияния, основали United Earth Federation - союз дружественных планет, основной задачей которого стало спасение всего человечества. К началу игры раса хомосапиенсов – самая слабая сторона в конфликте.
Стили прохождения не сильно разнятся от фракции к фракции. Крис Тейлор и Co. решили не заморачиваться на кропотливой возне с балансом – несмотря на то, что различия между нациями все-таки присутствуют, общая манера игры константна. Земляне дорожат каждой боевой единицей и делают упор на продвинутые технологии, аэоны, напротив, давят числом, не слишком-то жалуя достижения науки, ну а симбианты четко попадают под определение золотой середины.
Один в поле - воин
Каждую новую миссию игрок начинает в компании одного-единственного юнита – mechwarrior’a. Стальная махина – мастер на все руки. Она тебе и базу построит, и войско соберет, а в случае опасности и постоять за себя сумеет. Все это, особенно на фоне классического RTS-геймплея, когда в начале задания по обычаю уже имеется горстка юнитов и несколько производящих зданий, выглядит крайне необычно. Однако главная изюминка введения в игру генеральской фигуры спрятана не в новаторской схеме подхода к построению базы. Ключевая особенность данного убер-солдата заключается в том, что после его смерти на экране автоматически появляется надпись "Game Over". А теперь хоть на минутку представьте себе, какой огромный простор для тактических фокусов открывает эта геймплейная фишка. Можно битый час пытаться взломать непроходимую вражескую оборону, а можно одной хорошо спланированной вылазкой в тылу молниеносно нейтрализовать предводителя оппонента. Здесь будет уместно провести аналогию с шахматами: в обоих случаях главной целью противников является выведение из строя чужого "короля", а то, насколько изящно и эффективно они это сделают, зависит лишь от их полководческих способностей.
И очень, знаете ли, сложно демонстрировать свой недюжинный стратегический талант, наблюдая за происходящим на экране. Ближе к концу миссии мозг предательски отказывается воспринимать что-либо. Карта уровня нещадно разрастается вширь, число задействованных юнитов растет в геометрической прогрессии, вокруг постоянно что-то взрывается и сверкает – одним словом, творится форменная вакханалия. Но самое удивительное – всей этой феерией красок и света можно управлять. Благодаря удобному интерфейсу десятипальцевый метод долбления по клавиатуре канул в лету. Отныне совсем не обязательно заучивать наизусть горячие клавиши – их здесь нет и в помине. Все жизненно необходимые операции осуществляются посредством нехитрых манипуляций с мышью. Разросшуюся до неприличных размеров армию можно легко развесить на клавиатурные цифры, воспользовавшись услугами Ctrl. Масштабируемая карта – наше все. Умелое использование высоты расположения камеры дает множество преимуществ. По крайней мере, не заметить гигантскую вражескую летающую тарелку, подбирающуюся к базе, будет очень сложно. Впрочем, для полного погружения крайне желательно наличие сразу двух мониторов: один – под стратегические нужды, другой – для тактического режима.
Парад технологий
Упомянутое выше инопланетное блюдце а-ля "День Независимости" открывает класс "суперов" - настоящую гордость Gas Powered Games. Предназначение у этих машин одно – сравнять с землей все, что попадет в поле зрения, причем самым эффектным способом. Механический паук с гигантским лазером на корме, огромный жук, извергающий огненные потоки, безразмерный шагающий робот, сыплющий искрами из глаз – на такие юниты не жалко ни времени, ни ресурсов.
Рядовые войска также не подкачали. Вся техника в игре подразделяется на три категории: морская, сухопутная и воздушная. Плюс, каждая единица обладает своей спецификацией – одни представляют отличную штурмовую силу, другие хвастаются толстой броней и крепко держат оборону. Ключ к победе – умелое сочетание юнитов. Комбинируя различные типы войск, можно добиться поразительного эффекта. Особенно внушительно смотрится грамотно сформированный отряд с убер-махиной во главе. Но не стоит забывать о более легком классе. С продвижением вверх по древу технологий и появлением новых, более мощных боевых средств, необходимость в старых юнитах никуда не исчезает. Да, тяжелые танки эффективнее средних, но передвигаются в два раза медленнее и стоят на порядок больше.
Для пополнения армии необходимы ресурсы. Их в Supreme Commander всего два вида – материя и электричество. Процесс добычи крайне прост – строим шахту или электростанцию и спокойно откидываемся на спинку кресла… ага, размечтались! Враг не дремлет и борьба за блага природы идет в сумасшедшем темпе. Битва за ископаемые очень сильно напоминает Warhammer 40.000: Dawn of War. Единственное отличие – на добывающие заводы нельзя установить стационарное оружие, придется строить турели поблизости или постоянно держать рядом группу обороны.
Во многом Supreme Commander – игра завтрашнего дня, с запасом на будущее. Об этом красноречиво говорят и заоблачные системные требования, и желательное наличие двух мониторов, и быстрое Интернет-соединение, необходимое для сетевых ристалищ. Пройдет еще немного времени, фанаты получат долгожданный аддон (Крис, ты обещал, мы помним), и тогда проект полностью раскроет свой необъятный потенциал, с оглядкой на который и формировался финальный рейтинг. А пока Supreme Commander – самая масштабная, зрелищная и многогранная стратегия в мире. Всего-то.