Еще пять лет назад RPG на основе Dungeons & Dragons собирали под свои знамена целые армии поклонников. Но вместе с закатом звезды Interplay вселенная Forgotten Realms практически исчезла с экранов мониторов. Жанр развивался, и на смену вчерашним хитам пришли игры, где свобода ценилась выше интересного сюжета, а количество квадратных километров – выше качества их проработки.
Апофеозом такого подхода стали вышедшие в этом году Oblivion и Gothic 3. Последние части этих сериалов, некогда столь непохожих, сегодня мало чем отличаются друг от друга. Между тем, у игроков есть возможность оценить, что случилось бы, пойди эволюция другим путем. Имя этой возможности – Neverwinter Nights 2.
Цифровые друзья
Первое впечатление обманчиво – это утверждение отлично подходит для новой работы Obsidian. Дух болота, где начинается игра, разработчики передали "на отлично" - вялое обучение, где мы изображаем первого парня на деревне, сменяется еще более тоскливым экшеном. Попытка создать напряжение спотыкается об структуру повествования: родное селение все равно не сгорит, пока мы не наступим на соответствующий триггер.
Первые часы игры вообще здорово напоминают театр марионеток, где за ниточки дергает невидимый режиссер. Даже составом партии управляет кто угодно, но только не игрок – персонажи появляются и исчезают либо по своему собственному желанию, либо по велению сценаристов.
Заветная возможность сформировать отряд по своему вкусу появится ближе к середине первого акта, до тех же пор придется обходиться чем сюжет послал. Впрочем, выгнать кого-нибудь желания не возникает. Во-первых, каждая встреча с врагами может оказаться фатальной, а во-вторых, персонажи – лучшее, что есть в Neverwinter Nights 2.
Мы уже привыкли, что компаньоны не просто помогают нам в бою, но и развлекают в дороге. Здесь же разработчики превзошли самих себя – герои NWN2 легко выдерживают сравнение со своими коллегами из Baldurs’ Gate 2 и Knights of the Old Republic. Слушать их перепалки, полные взаимных пикировок и остроумных шуток, – сплошное удовольствие.
Кого ни возьми – воинственного гнома, следующего принципу "добро должно быть с кулаками", надменную юную колдунью, ведущую войну с доброй половиной академии магов, циничного вора-тифлинга – все характеры прекрасно проработаны.
Наши спутники не стесняются выражать свое отношение к происходящему, споря как с главным героем, так и между собой. Подберите парочку персонажей, на дух не переносящих друг друга, - и постоянные перебранки обеспечены. Нам не просто показывают спектакль, мы становимся невольным его участником – оппоненты очень часто втягивают лидера партии в свои дискуссии. За шутками и прибаутками порой скрыты достаточно серьезные вопросы, на которые не так-то просто найти ответ.
Раньше или позже игрока заинтересует история тех, кто сопровождает его в этом долгом путешествии. В отличие от многих других RPG, где рефлексирующие персонажи могли начать задушевный диалог в самый неподходящий момент, здешние герои ненавязчивы. Большинство с охотой предается воспоминаниям о былом, но не раньше, чем вы начнете задавать соответствующие вопросы. Кроме того, прошлое спутников почти всегда всплывает в настоящем в виде побочных квестов.
Storytellers
О квестах вообще разговор отдельный. NWN2 - это тот редкий случай, когда побочные задания стоит выполнять не только из меркантильных соображений, но и просто ради того, чтобы насладиться отличным сюжетом. Сценаристы Obsidian мастерски рассказывают на первый взгляд банальные истории. Да и весь сюжет игры подкупает своей "жизненностью". Здесь никого не волнуют проблемы спасения мира. Здесь нет героики и пафоса, столь присущих плохому фэнтези. Здесь мотивы всех действующих лиц понятны и легко объяснимы.
Калифорнийские разработчики оседлали свой любимый конек, постоянно подбрасывая игроку задачки морального плана. Что делать с городской стражей, которая давно уже находится на содержании у бандитов? Стремление бороться с коррупцией огнем и мечом угасает при разговоре с первым же блюстителем порядка. Скудное жалование, толпа голодных ребятишек дома и необходимость постоянно рисковать жизнью – все это не располагает к соблюдению закона.
И таких примеров немало. Любопытно, что разработчики часто отходят от канонов системы Dungeons & Dragons, в которой шкала "хороший - плохой" не предполагает промежуточных делений. Впрочем, хватает и таких квестов, где есть всего два решения – доброе и злое.
Дополняет эту почти идиллическую картину великолепная озвучка. Выходцам из Interplay всегда везло со звуковым оформлением – достаточно вспомнить отличную работу актеров в Baldur’s Gate 2 и Icewind Dale. Да, далеко не все персонажи получили свои голоса, а многие диалоги можно только прочитать. Но подобная экономия сил позволила добиться прекрасного качества важных для сюжета сцен. Вряд ли даже самый придирчивый игрок почует фальшь, настолько естественны и эмоциональны голоса персонажей.
Застывший мир
Любая хорошая ролевая игра должна заставить игрока поверить в то, что принимаемые им решения имеют какое-нибудь значение. Разработчикам приходится выполнять работу иллюзионистов, создавая видимость свободы. На первый взгляд, обширные ветви диалогов NWN2 обещает целую массу развилок, но стоит копнуть глубже – и дымка обмана рассеивается, обнажая колею сюжета.
Увы, нелинейность не входит в число сильных сторон игры. Лишь в самом Невервинтере она заявит о себе в полный голос. А вот число сюжетных развилок, встречающихся на пути в этот город-герой, сведено к минимуму. К чести разработчиков стоит отметить, что многие квесты все же имеют несколько решений, но о нелинейности уровня Baldur’s Gate или хотя бы Knights of the Old Republic приходится лишь мечтать.
В заслугу Obsidian нельзя поставить и реалистичность игрового мира. RPG на основе системы Dungeons & Dragon всегда напоминали своеобразную интерактивную книгу, где воображение компенсировало множество условностей. Но авторы NWN2 уж слишком халатно отнеслись к правдоподобности действия, происходящего на экране.
К примеру, отдых отряда выглядит следующим образом: герои ровно на пять секунд садятся на землю, а затем встают полностью излечившимися и готовыми к новым подвигам. А перемещение по локациям происходит с помощью здоровенных синих телепортов, дико выглядящих посреди какой-нибудь деревушки. Ну а такое понятие, как распорядок дня у NPC, отсутствует напрочь. Как ни печально, эти нюансы негативно сказываются на общей атмосфере. Даже в Baldur’s Gate 2 эти фишки были реализованы на порядок лучше.
Часть вины за подпорченную атмосферу можно возложить и на движок Electron. Трехмерная графика, само по себе довольно красивая, увы, не оставляет места фантазии. Но в целом визуальное оформление получилось неплохим. По сравнению с тоскливой палитрой и непримечательными локациями первой части – так и вовсе замечательным. Все очень мило, ровно и аккуратно. Дух не захватывает, но и отвращения не вызывает.
Рыцари ручки и бумаги
Neverwinter Nights 2 станет праздником для тех, кто соскучился по сложным и интересным сражениям. А всего-то требовалось увеличить состав партии до 4 персонажей и ввести прямое управление напарниками. Зрелищные, но скучные бои оригинала вмиг стали чуть ли не самой интересной частью игры.
Изменилась и используемая редакция правил Dungeons & Dragons. Третья с половиной версия обладает все той же глубиной и неприступностью для новичков. Килобайты текста, десятки правил, исключений из правил и комментариев к исключениям способны ввести в ступор любого неподготовленного человека. Obsidian пытается усидеть на двух стульях сразу, рассматривая в виде целевой аудитории как старожилов Побережья Мечей, так и неофитов. Тем не менее, получается это у них заметно лучше, чем у разработчиков Gothic 3, не сумевших угодить ни тем, ни другим.
Чтение раскинувшегося на сотни страниц описания ролевой системы не вызывает оптимизма? Ничего страшного. Ползунок сложности на Easy, кнопка Recommended при повышении уровня, отключенный Puppet Mode в настройках поведения персонажа – и останется только наблюдать за тем, как весело маги швыряют файрболы, а бойцы машут колющими предметами.
Поступив так, игрок сэкономит несколько часов и лишится массы удовольствия. Система Dungeons & Dragons 3.5 стоит того, чтобы её изучить. Хотя бы ради NWN2 – на горизонте не видно никаких проектов, обладающих настолько многогранной и интересной ролевой системой.
Что касается ветеранов, то, пожалуй, единственный повод для печали – бессмертие сопартийцев. Даже на самом сложном уровне они просто теряют сознание и поднимаются на ноги, стоит только последнему неприятелю испустить дух. Это многократно снижает сложность – если выжил хотя бы один напарник, то на восстановление отряда уйдут считанные секунды.
А вот интерфейс способен серьезно опечалить всех. Он просто неудобен. Руки опускаются, когда требуется как-то рассортировать сотни предметов в рюкзаках четырех персонажей. Чего стоило сделать простейшие разделение на оружие, броню, зелья и свитки? Отчего два десятка бутылочек с лечебной жидкостью приходится покупать по отдельности, одну за другой? Почему на Quick Bar нельзя вынести команды управления партией? Отдельные удачные находки есть, их даже немало, но все же хороший интерфейс должен быстро стать для игрока чем-то естественным и даже незаметным.
Song to say goodbye
Отдельные минусы не способны испортить общее впечатление от игры Obsidian. Здорово. Калифорнийской студии можно простить все мелкие недоработки уже за одну возможность вновь погрузиться в удивительную атмосферу Forgotten Realms. А ведь официальная кампания, какой бы хорошей она ни была, - это всего лишь вершина айсберга. Далее обязательно последуют любительские модули, лучшие из которых смогут в чем-то потягаться с работой профессиональных дизайнеров. Благо и без того мощный редактор стал только лучше.
Neverwinter Nights 2 может стать последним представителем старой школы RPG. Время таких игр ушло безвозвратно, на небосклоне догорают последние звезды. Торопитесь, скоро их не останется совсем.