Курсанты! Я вас категорически приветствую. Еще вчера вы были выпускниками Академии Десматч, сегодня вы в одном шаге от звания рядового бригады "Мертвая голова". И наконец у вас появился шанс доказать, что вы этого звания достойны. С планеты-тюрьмы 2-4А33713/2, неофициальное название – Матросская Тишина, поступило сообщение, что тамошние зэки вновь предприняли попытку построить космический корабль и покинуть место своего заключения. Вам предстоит проверить подлинность полученной информации, найти стройку, если она существует, и произвести диверсию. Преступники должны сидеть в тюрьме, а не бороздить просторы Империи. Подробный инструктаж получите у сержанта Хартмана. Успеха, упыри!
Не стоит воспринимать обращение "упыри" как оскорбление. "Упырь" – название разведовательно-диверсионной группы, входящей в состав спецподразделения "Мертвая голова". А вы являетесь одним из членов этой группы по кличке Кабан. И именно вам предстоит выполнять поставленную прославленным Гоблином задачу. Прославленный Гоблин – это не только Дмитрий Пучков, автор книги "Санитары Подземелий", но и один из центральных персонажей этой самой книги, диверсант упомянутой РДГ, ныне – наставник молодого поколения бойцов. Голос самого Пучкова направляет соискателей звания рядового на планету-тюрьму, а дальше все зависит только от вас.
Курорт с национальным колоритом
Матросская Тишина встречает разведгруппу не слишком дружелюбно. При посадке происходит авария, и немало времени придется потратить на поиски остальных диверсантов – Угрюмого, Крюгера и Демона, исчезнувших, пока Кабан валялся в отключке. Но перед тем – познакомиться с бытом и нравами планеты, ее далеко не всегда приветливой фауной, полюбоваться красотами и акклиматизироваться. Попал в тюрьму – будь готов к жестоким законам и плохому обращению, ярко выраженному социальному и расовому неравенству и прочим прелестям жизни. Прежде чем встретиться с резидентом и непосредственно приступить к выполнению возложенной миссии, придется с боем прорваться через лагерь злобных негров, сбежать из тюрьмы и познакомиться с городом Северный, от этой самой тюрьмы не сильно отличающимся. Игра с первых минут окатывает, как из ведра, отсутствием политкорректности и строгих нравственных запретов. А также весьма правдивым отражением русского менталитета с его патологической тягой к бандитской и армейской тематике. Как бы прискорбно это порой ни выглядело. Смягчает неприятный привкус желтой прессы и навязанных телевидением "Бандитских Петербургов" и прочих "Ментов" нехилая доза гротеска и фирменный грубый юмор от ст. о/у Гоблина. Плоские и скабрезные шутки в мастерски написанных диалогах встречаются через строку. Короче, товарищи ханжи, не задерживайтесь, проходите мимо. Собственно, на этом можно было бы и закончить, ибо такая ерунда, как геймплей и графика, тут выполняют роль декораций, не более. Однако и к ним разработчики отнеслись далеко не наплевательски, поэтому продолжим. А заодно повнимательнее присмотримся к тому, что же имеет предложить нам товарищ Пучков и что представляет из себя Матросская Тишина при детальном разборе.
"Какие люди, боже праведный, сидят на корточках в подъезде"
Заключенные расселились в южной части единственного материка и даже создали некое подобие городов, наладили какое-никакое производство. А как водится в человеческом обществе, тут появились свои "сильные мира" и угнетенные. В роли последних – большинство простого населения, чудом пережившее "аттракцион" для новоприбывших – промзону. Здесь самые "опущенные" под пристальным присмотром начальника местной СБ Гувера и его подчиненных в поте лица своего добывают руду и производят предметы первой необходимости – плохонькую одежду и рассыпающееся в руках оружие. Особо отличившиеся могут сыграть роль надзирателя, подняться по карьерной лестнице в охране и в итоге покинуть промышленный район, который даже на планете-тюрьме выглядит как "зона" в нашем мире. А можно и просто совершить побег и пехом добраться до города Северный. Впрочем, и там царят схожие порядки, а население очень напоминает героев воровских сериалов и коротко стриженных "реальных пацанов", отирающихся у соседнего подъезда. С вытекающим отсюда жаргоном, своеобразным юмором и "правильными" понятиями о "дружбе, чести". Отдельные личности переиначивают на воровской лад "Евгения Онегина" в театре "Глобус", самые выдающиеся представители сего подвида человека стремятся во всем походить на Сашу Белого, а в итоге занимают руководящие должности в борделях, казино "Золотое Очко" и банке "Конкретный". Собственно, они и являются представителями "сильных", сильнее – только ломовой кулак Кабана, которым и придется зарабатывать уважение. Все по понятиям. А страдают за всех сразу китайцы и негры. Расизм и национализм – тоже важная составляющая взаимоотношений в местном обществе. Игрок волен, в зависимости от своих убеждений, занять любую из сторон. Помочь местному авторитету или показать ему, где раки зимуют – пожалуйста. Спасти китайцев от негров или забавы ради закидать тех желтокожих коктейлем Молотова – милости просим. Обвинять в ксенофобии и разжигании национальной розни (или оскорблении сексуальных меньшинств – тут и таких навалом) никто не будет. Ну, у кого там нереализованная агрессия и неприязнь к другим народностям скопилась? Правда, так просто пройти вразвалочку по улицам вам не дадут. Местные воротилы и простые бандюганы постоянно норовят облапошить, подставить, решить свои проблемы кулаками Кабана или просто развести его как лоха в кости, "очко" или рулетку. Даже местные монахи, последователи святого Кондрата, несущие свет веры в сердца заблудших зэков, не прочь продырявить бравых спецназовцев из дробовика. Так что поддержки на этой планете ждать неоткуда, приходится добывать ее ломом, стволом и крепким словом.
Суровые будни космодесантника
Сама по себе Матросская Тишина тоже не такая уж тихая. В джунглях и прериях водятся весьма агрессивные и колоритные монстры. На этих милых зверушках можно неплохо подкопить опыт, чем и придется заниматься чуть ли не всю первую половину игры. К сожалению, каких-либо материальных благ за истребление местной фауны не обломится. Чтобы дать возможность разжиться звонкой монетой и нормальной экипировкой, в тех же живописных диких районах разработчики поместили лагеря бандитов, работорговцев и прочих нехороших людей. Периодически будут выдаваться порции квестов на зачистку таких локаций. Других способов нарваться в пути на противника не будет – от случайных энкаунтеров в духе Fallout решено было отказаться. Немного нудно – выполнение таких заданий строго принудительно, иначе продвинуться по сюжету не дадут. Зато нервы во время путешествий между населенными пунктами будут в порядке. Помимо сюжетных квестов предусмотрена и куча побочных заданий. Интересных и не очень. Это, конечно, хорошо, однако довольно скоро беготня за желтыми точками на карте начинает утомлять все больше, а пользы приносить все меньше. Смешанные чувства вызывает и боевая система. К схватками в реальном времени прилагается возможность менять положение и тип передвижения, стрельба по указанным частям тела и несколько нехитрых тактических приемов, вроде удара в спину. А дабы всем этим удобно было пользоваться – режим тактической паузы. Однако такой набор дополнительных изысков оказывается неоправданным в мясорубке, которая происходит при каждой стычке. Как правило, диверсанты мгновенно оказываются в окружении, где на каждого бойца приходится по три-четыре супостата. В такой ситуации остается только вовремя давить на паузу и лечить подопечных. Все остальное оказывается невостребованным и малоэффективным. Две идеи – динамизм и тактика – оказались плохо сочетаемы. Возможно, стоило сделать пошаговые бои. Раз уж начали ковать Fallout с русским колоритом, зачем было останавливаться на полпути?
Не проходите мимо
Несмотря на некоторые незначительные огрехи в интерфейсе, вопросы к боевой системе и практически никак не изменившийся с прошлого года графический движок, можно с уверенностью сказать, что "Санитары Подземелий" удались. Качественно скроенная RPG со знакомой и интуитивно понятной ролевой системой, не идеальный, но интересный сюжет и яркие персонажи сгладят все неровности. Добавьте к этому знакомую всему населению страны и культивируемую телевидением и массовой прессой тематику, обильно сдобренную фирменными приколами Дмитрия Пучкова. Диалоги, которые хочется читать, а не пролистывать, как во многих современных играх, и нелинейность. Получается весьма вкусное блюдо, потратив на которое деньги и время, вряд ли останешься разочарованным. Поклонникам жанра настоятельно рекомендуется.