Рассказ о практически любом проекте Creative Assembly обычно начинается с оды, воспевающей многочисленные заслуги этой компании. А заслуг у нее действительно немало – серия Total War уже который год является предметом поклонения для любителей серьезных исторических стратегий. В отличие от большинства своих конкурентов, она не пугает игроков спартанской графикой или корявым интерфейсом, умея расположить к себе даже тех, кто настороженно относится к этому сложному жанру.
Известно, что любая успешная серия со временем приедается и теряет свою привлекательность. Авторы Total War всегда находили решение этой проблемы, порой до неузнаваемости меняя облик очередного продолжения. Но вот теперь, похоже, в офисах Creative Assembly возобладали консервативные настроения. Насколько неожиданным и смелым был Rome: Total War, настолько же вторичен и предсказуем Medieval 2.
Уроки прошлого
Вопреки логике, подсказывающей, что игра с цифрой "два" в названии должна быть близка к первоисточнику, Medieval 2 имеет весьма слабое отношение к оригиналу. Роднит их только общая средневековая тематика, во всем остальном новая работа британской студии гораздо больше напоминает "Рим". Первые минуты знакомства с глобальной картой способны ввергнуть в шок особо чувствительных игроков. Графическое оформление, интерфейс, советник, зачитывающий курс молодого стратега – все идентично тому, что было в Rome. Даже меланхоличная мелодия, под которую решаются судьбы целых стран и народов, и та, кажется, не сильно изменилась. В средневековую реальность возвращают лишь характерные названия городов да юниты, которые не могли существовать в античные времена. Сходство не только внешнее. К примеру, уже на втором ходу на голову игрока начинают сыпаться различные задания – своеобразные квесты, которые так полюбились разработчикам. По сравнению с Rome поручения стали поразнообразнее: помимо привычного блокирования портов противника, приходится нанимать бойцов, вести дипломатические переговоры, строить здания. Если в прошлой части просьбы исходили исключительно из Сената, то теперь за монаршей помощью обращаются все, кому не лень. Совет знати, Папа Римский, различные гильдии – почти у каждого заготовлен и кнут, и пряник. Из всей этой разношерстной братии лишь Папа способен серьезно испортить настроение. Роль религии возросла многократно, католическая церковь стала своеобразным арбитром в споре европейских держав за мировое господство. В руках Папы находится мощнейшее оружие – возможность объявлять крестовые походы. Участие в них, хоть и несколько обременительное, способно принести солидные дивиденды. Дело в том, что содержание армий, несущих свет католицизма в другие страны, оплачивается из церковного кармана. Таким образом, игрок получает мощную и бесплатную силу, которая полностью находится под его контролем. От участия в походе можно и воздержаться, но злоупотреблять этим не рекомендуется. Монарх, предпочитающий видеть свое войско дома, а не где-нибудь на Ближнем Востоке, рискует навлечь на себя гнев Ватикана. Когда терпение Папы истощится, попавшая в немилость страна будет отлучена от церкви. Изгнание из католической семьи, пусть и не слишком дружной, - вещь малоприятная. О крестовых походах придется забыть, сосредоточив свое внимание на подавлении бунтов и восстаний, которые непременно поднимет возмущенное население. Папа служит и своеобразной защитой от чрезмерно ретивых соседей, норовящих прихватить пару чужих городов. Агрессия против католического государства карается отлучением, вероятность которого тем больше, чем дольше длится война. Лишившись церковной поддержки, любая страна становится легкой добычей для европейских ястребов. Исламисты также способны объединить усилия в борьбе с иноземными захватчиками. Возможности мусульман, впрочем, куда беднее. Аналога Папы у них не существует, а вся коллективная деятельность исчерпывается объявлением Джихада, очень похожего на крестовый поход католиков.
Властители империй
Ветер перемен коснулся и городов. Ныне любое поселение обязано выбирать между мирной и военной стезей развития. Разница очевидна – в обычном городе расцветает торговля и культура, в то время как крепость постоянно готовится к войне. Здесь важно найти золотую середину между экономикой и обороноспособностью государства. Очевидно, что богатая, но слабо защищенная страна будет лакомым кусочком для любого соседа. С другой стороны, казна излишне воинственного монарха будет вечно пустой. Другое любопытное нововведение, связанное с развитием городов, - это появление гильдий. В средневековые профсоюзы могут объединиться оружейники, воры, купцы и многие другие. Построив свою штаб-квартиру в одном из населенных пунктов, они, как правило, даруют игроку какой-нибудь приятный бонус. Скажем, торговцы повышают доход от торговли, а мастера молота и наковальни обеспечат воинов хорошей броней. На появление гильдий прямо влиять нельзя – они возникают там, где хорошо развито какое-нибудь ремесло.
Коснулись реформы и системы тренировки солдат. Вместе с возможностью набирать за один ход несколько юнитов появились и ограничения на найм однотипных армий. Простое и изящное решение устранило целый ряд проблем. Если раньше приходилось копить силы, а собранное с таким трудом воинство быстро устаревало, то теперь внушительную армию можно создать в кратчайшие сроки, были бы деньги. Сила государства заключается в мощной экономике, а не большом количестве солдат. Вот, пожалуй, и все интересное, что случилось со стратегическим режимом за два прошедших года. Можно упомянуть пару новых фигурок на глобальной карте, сотни юнитов, порой отличающихся только текстурой, - но такие изменения больше подходят адд-ону средней руки, чем полноценному продолжению. В этот раз авторы решились только на несколько осторожных шагов вперед.
Проза войны
Тактический режим поразить также не сможет. Бои все еще вызывают бурю восторга в душе, но изумления, который наверняка испытал каждый игравший в "Рим", уже нет. Старый графический движок, слегка подлатанный и до блеска отполированный, снова в строю. Несмотря на немалый по меркам индустрии возраст, со своими обязанностями он справляется превосходно – порой сложно поверить, что сидишь перед экраном монитора, а не ведешь за собой многотысячную армию по земле душной и пыльной Африки. Усиливает приятное впечатление и разнообразие сражений. Благодаря постоянно меняющимся декорациям и обилию тактических схем почти каждый бой оставляет яркий след в памяти. Последний барьер на пути к сердцу игрока ломает великолепная музыка. Быстрая, динамичная и красивая, она способна нагнать адреналина в кровь получше самых впечатляющих спецэффектов. К старым плюсам тактической системы Total War прибавился только один новый. Толпы клонированных воинов, не только выглядящих одинаково, но и действующих синхронно, ушли в прошлое. Ныне в смертельном бою сходятся почти что живые люди. Казалось бы, разнообразие лиц и минимальные отличия в поведении стоят немногого, однако сражения стали выглядеть более естественно.
Увы, главная беда серии – травмированный AI – снова с нами. Положительные тенденции налицо, но до адекватного поведения на поле боя компьютерным генералам все еще далеко. Горе простым солдатам, попавшим под огонь лучников или артиллерии игрока. Поток смертоносных стрел и ядер компьютерный тугодум считает, видимо, тонизирующим душем – иначе как объяснить то, что он не пытается увести своих подчиненных из-под жестокого огня? Впрочем, и собственные солдаты не всегда ведут себя так, как хотелось бы. Временами они элементарно не выполняют приказов игрока, который в результате становится безучастным зрителем разворачивающегося действа. К счастью, этот баг встречается не слишком часто.
Победителей не судят?
Medieval 2 – прекрасная возможность познакомиться с серией Total War для тех, кто не сделал этого раньше. Отлаженный за шесть лет механизм действует безупречно, вовлекая игрока в сети интриг, непростых решений и трудных боев. Не уступая по глубине Civilization 4, а по зрелищности – любому современному блокбастеру, Total War по-прежнему остается на вершине стратегического Олимпа. Для опытных же ветеранов все обстоит не так радужно. Чем больше часов было затрачено на покорение Японии, Европы и Древнего Рима, тем скучнее покажется Medieval 2. Сумма достижений Creative Assembly неинтересна тем, кто видел все ее слагаемые. Остается надеяться, что Medieval 2 не знаменует собой закат лучшей стратегической серии современности.