Слова “Код да Винчи”, пожалуй, абсолютно неведомы только тому, кто пару лет назад пережил ампутацию головного мозга. Вначале появилась книга, по произведенному эффекту схожая с “Сатанинскими стихами” Салмана Рушди; затем вышел фильм, выгнавший на улицы пикеты с лозунгами “Продай Христа, купи билет”. Жил бы Дэн Браун во времена расцвета инквизиции – его пятки не избежали бы встречи с языками пламени. К счастью, в век информационных технологий любой скандал способствует не приближению мучительной казни, а повышению продаж.
И, как практически любой успешный и раскрученный проект, тайный код эпохи Возрождения не замедлил преобразоваться в скриптовый код action/adventure.
О пользе чтения
Долго раздумывать, на что опирались разработчики игры – на экранизацию или на первоисточник – не придется. И не только потому, что название игры не отяжелено приставкой “the official game”. Главные герои игры даже не напоминают Тома Хэнкса и Одри Тоту. Итак, мы – просто Роберт Лэнгдон и Софии Неве. Причем то, кем мы станем в следующем эпизоде, пребывает в исключительной власти Неумолимого Сценария. К тому же, на всем протяжении девяти основных и двух побочных миссий, время от времени мы будем переживать внезапное “переселение душ”, так что привыкнуть к одной аватарке не удастся.
Основной составляющей игры является классическая адвентюра со всеми полагающимися составляющими: вид от третьего лица, беготня по помещениям в поисках обходного пути, скриптовые ролики и интерактивные диалоги в промежутках, а также солидное количество загадок. Предложенные головоломки неплохо реализованы и различаются как по виду, так и по сложности. Паззл из пяти движущихся плиток собирается в считанные секунды, а вот символьная подвальная задачка потребует гораздо больше умственных усилий. И как раз в самых сложных местах преимущество за теми, кто не ограничился голливудской адаптацией, а осилил книгу. Потому что многие секреты… правильно, практически один в один перенесены со страниц изобретательного Брауна. Застряли? Полистайте роман!
Классическая адвентюра с разнообразными квестами, опирающаяся на популярный бренд. Казалось бы, что еще нужно для успеха, подобного тому, которого добился Fahrengeit? Об этом и призадумались разработчики. А потом засучили рукава и что есть сил бросились портить собственное творение.
Гражданин, что вы толкаетесь?
Порча происходила очевидным и ожидаемым путем: внесением в игру action-составляющей с оглядкой на вышеупомянутый Fahrengeit. Проще говоря, к квесту был приляпан мордобой. Причем логически неоправданный. Ведь, по замыслу Брауна, герои скрываются от полиции из-за подозрения в убийстве, и в целом книга абсолютно бескровна. По оригинальной, иначе не скажешь, идее разработчиков процесс реабилитации честного имени состоит в том, чтобы ввязываться в потасовку с каждым встреченным противником, будь то сектант или полисмен.
Ну, логические нестыковки любой геймер охотно примет и простит за яркое, динамичное действо. Увы, динамизм “Тайны да Винчи” больше напоминает динамизм посадки в троллейбус в час пик.
Бой выглядит следующим образом – выбрав один из доступных способов атаки, начинаем судорожно долбить по клавиатуре или зажимать в различных комбинациях кнопки мыши. Допустили ошибку – извольте перейти к обороне. Суть ее в том же самом своевременном кликаньи грызуном. Анимированы боевые приемы неплохо, но количество доступных комбинаций удручает. Драться приходится часто, и этот примитивизм уже уровне на третьем пробуждает пацифиста в самом заядлом файтере. Слава Приорату, драки легки в прохождении и не занимают много времени.
Не склоняют к мирному стилю решения проблем и введенные элементы stealth-action. В игре они используются преимущественно для того, чтобы огреть зазевавшегося охранника или оттащить в укромное место очередной хладный труп.
Что видим, что слышим?
Используемый игрой графический движок практически также стар, как и картины Леонардо да Винчи. Но солидный возраст не обеспечивает ему и доли того почтения, с которым мировая общественность любуется ликом Джоконды или фигурами Тайной вечери. Физические оболочки персонажей поклоняются культу Угла, текстуры разбавлены водой, неестественная анимация оскорбляет motion-capture. Выполненные на движке игры видеоролики не способны порадовать ничем, кроме толстого слоя блюра. Отчасти спасает ситуацию лишь архитектура уровней, скопированных с реального Лувра, Вестминстерского аббатства и других зданий.
Вот что не вызывает отрицательных эмоций – так это звуковое оформление игры. Проникновенные мотивы и красивые голоса сплетаются в мелодии, которые вполне достойны места в вашей домашней фонотеке. Актеры очень старались, и у них получилось. Голоса персонажей убедительны и эмоциональны.
Дары да Винчи
“Тайна да Винчи” - игра в первую очередь консольная, а это предполагает не только устаревшую графику, но и проблемы с управлением. В попытке избежать Проклятия Вывихнутых Пальцев игра устремилась опять же в сторону Фаренгейта. Удачно или нет – вопрос спорный и зависит от предпочтений игрока. При взаимодействии персонажей с окружением решающая роль отведена мышке. Например, для того, чтобы открыть окно, нам нужно поначалу остервенело долбить по клавише действия, потом зажать “W” и повести грызуном вперед.
Понятно, что вытерпевший все ужасы геймплея игрок вправе рассчитывать на бонусы. В “Тайне” вознаграждением являются артефакты, изобретения да Винчи и игровой арт. Но приятно еще и то, что в ходе прохождения игры мы будем обновлять свою игровую (и опционально реальную) библиотеку знаний, состоящую из истории создания произведений искусств, биографий известных личностей, вековых тайн, городов и знаменитых исторических событий.
На костер?
Время год за годом течет все быстрее. И это заставляет так же быстро действовать тех, кто хочет напечь собственных булочек на костре сенсации. Потому что уже завтра, уже почти сегодня появятся другие книги, новые фильмы, свежие игры, перетягивающие на себя интерес покупателей. И если рукописи не горят, то интерактивные творения очень быстро покрываются пеплом. В особенности недоработанные, или, как в данном случае, неоправданно пересыщенные ненужными и неорганичными элементами. Скука вместо разнообразия – итог бывает и таким.
Очень жаль, что интерес к истории и классическому наследию минувших эпох, так умело разогретый гениальным популяризатором Дэном Брауном, угасает на ближних подступах к игре, имевшей все шансы стать такой же классикой.
Авторы: Lena Pi, Александр “Bonevers” Чепелев 27-06-2006