“Денежки счет любят” Народная мудрость. Не так давно гремели на экранах наших мониторов “Наполеоновские Войны”, а в магазинах уже появилось первое официальное дополнение к самой масштабной стратегии реального времени – “Казаки 2: Битва за Европу”. GSC Game World обладает богатым опытом построения адд-онов к своим стратегиям, так что их новое творение имело все шансы оказаться весьма успешным продуктом как в плане модернизации геймплея, так и с коммерческой точки зрения. Впиши свое имя в историю
“Битва за Европу” выдалась на диво объемной. Мало того, что устанавливается дополнение в отдельную директорию, так оно еще и места больше, чем “Наполеоновские Войны”, занимает, не забывая при этом требовать для запуска установленную копию последней. В папке с дополнением лежит свой движок, свои карты, свои исполняемые файлы. Почему для запуска адд-она необходима оригинальная игра – одним маркетологам известно. Но не будем заострять внимание на изысках финансистов и перейдем к обзору нововведений.
Разработчики с братской Украины обещали 3 новые нации, 4 кампании, а также возможность попрактиковаться в мультиплеере с ладдерной системой. И, сказать по правде, все запланированное они выполнили если не на “отлично”, то на твердую “четверочку”.
На выбор нам предоставлены пять кампаний (не удивляйтесь, это не разработчики план перевыполнили, просто обучающие миссии нынче выделены в отдельный сценарий), режим “Завоевание Европы” и игра на случайным образом сгенерированной карте. Среди четырех обещанных сюжетов в наличии уже знакомые по предыдущей серии миссии за Францию, а также три “свеженькие” - за Испанию, Рейнский Союз и Варшавское Герцогство. Красота спасет мир?
Игра в “Битву за Европу” больше походит на посещение галереи с работами художников-пейзажистов XIX века. Ландшафты проработаны великолепно. Девелоперы сообщают, что число элементов флоры и фауны увеличено до 1200 уникальных экземпляров. Досконально проверить это утверждение не представляется возможным – нам остается только констатировать тот факт, что карты стали выглядеть действительно разнообразнее и реалистичнее. Деревья и даже кустики покачиваются на ветру, а шейдерная вода по своей красоте нисколько не уступает той, что имелась в Heroes of Might and Magic V. Вот только динамических теней, появления которых так ждала игровая общественность, так и не обнаружено. Часто можно увидеть курьезную картину: под порывами ветра крона дерева качается, чуть ли не пригибаясь к земле, а тень остается неподвижной, как будто гвоздями прибита. На фоне великолепно проработанных пейзажей несколько странно выглядит невзрачный “туман войны”. Безусловно, особая красота исполнения этой детали пейзажа не требуется, но, на наш взгляд, разработчики вполне могли сделать нечто более привлекательное, нежели эдакое покрывало цвета мокрого асфальта.
Качество проработки строений, начиная с мельницы и кузницы, заканчивая величественными соборами и замками, вызывает уважение к дизайнерам и художникам. Кажется, если приглядеться, можно увидеть каждый камень в стенах казармы или в деталях рассмотреть все механизмы оружейной мастерской. А вот юниты на фоне массивных и ярких сооружений выглядят “бедными родственниками”. Пехотинцы не могут похвастаться высокой детализацией, а модели некоторых персонажей в буквальном смысле хромают - настолько халтурно они анимированы. В этом плане особо отличились караваны, в которых груженая тюками лошадь перемещается, чередуя всего три положения конечностей. Фунт изюма
Для того чтобы не затеряться в толпе клонов-близнецов, любая игра должна иметь как минимум одно яркое отличие от братьев-сестер по цеху. Надо же рекламщикам чем-то соблазнять потенциального покупателя! Особенно остро проблема оригинальности стоит в жанре шутеров и стратегий: ведь оба эти направления стары как сама индустрия, и придумать что-то новое в геймплее почти невозможно. Изюминкой вторых “Казаков” стало введение нового режима игры под названием “Завоевание Европы”. Вся доступная территория была разделена на провинции, в каждой из которых находился как минимум один город и, конечно же, армия. Каждая такая область обладала определенным бонусом: увеличенным количеством добываемых ресурсов, улучшенной обороной, повышенной моралью войск и так далее. Говоря по правде, идея сия не нова: даже если не брать во внимание Europe Universals, на этом принципе и построенную, то подобные “глобальные карты” можно встретить как в сериях Total War, так и в обоих Battle for Middle-Earth. В “Битве за Европу” режим “Завоевания Европы” недалеко ушел от своего предшественника из вторых “Казаков”: в соответствии с политическими реалиями постнаполеоновских времен изменились очертания государственных границ да появилось на карте мира несколько новых областей. В остальном же все осталось как прежде – за исключением возможности завоевать Старый Свет в многопользовательском режиме. “Бородина” не желаете?
Кроме уже упомянутого мультиплеера, в игре появился и ряд заранее заготовленных исторических баталий. GSC Game World c удивительной скрупулезностью восстановили Бородинскую битву, сражение при Ватерлоо, “Битву Народов” и другие не менее известные события. Каждое сражение сопровождается обширной справкой, по содержанию смахивающей на статью из Большой Советской Энциклопедии. Ознакомившись с такой заметкой, даже весьма далекий от истории человек окажется в курсе политических реалий Европы той эпохи и сможет прикинуть примерную тактику ведения боя. Не уйдут обиженными и любители “альтернативной истории”. Например, ничто не помешает игроку атаковать Францию, не дожидаясь начала Наполеоновских войн. Все в ваших руках! Кончен бал, погасли свечи
Настало время для подведения итогов. Нам показали несколько новых наций, слегка подлатали графику, ввели новые элементы интерьера. По сути - типичный суповой набор для классического дополнения. Вполне достаточная доза счастья для снятия ломки у фанатов серии.