Кто ищет, тот всегда найдет. Порою даже то, что ищет. Народная мудрость
А вы знаете, как в толпе распознать ФСБ-шников? Очень просто, они всегда носят одинаковые черные плащи и даже ночью не снимают темных очков. А еще в автомобильных аптечках нет ничего, кроме бутылки водки, универсального средства первой помощи для любого русского, включая младенцев-несмышленышей. А на любом вокзале непременно найдется укромная каморка для допросов и пыток…
Не верите? Зря. Именно так обстоят дела с российскими реалиями в новом квесте студии Fugionsphere Systems под интригующим названием Secret Files: Tunguska.
И знаете, что самое интересное? Все эти “развесистые клюквы” совершенно не портят впечатление от игры. Наоборот.
Вперед в прошлое!
Эта история началась аж в 1908 году, когда далеко в тайге громыхнул взрыв огромнейшей мощи. Посадка инопланетного корабля, испарившийся в процессе метеорит, испытание мощной бомбы? Прошлое надежно сохранило свои секреты. Но не от всех.
Вот, например, сотрудник музея Владимир Каленков точно знал, что произошло давным-давно в Сибири. А многая знания – многая печали. Именно поэтому одной тревожной ночью ученого навестили некие личности в черных балахонах… Внимательно смотрите вступительный ролик: это единственная за игру возможность полюбоваться профессором. Потому что приехавшая к нему дочь застает только пустой разгромленный кабинет.
Оставить все, как есть, ей не дают два соображения: во-первых, очень сложно будет убрать весь этот бедлам в одиночку, а во-вторых, надо же повидаться с родителем. И Нина начинает искать отца.
Козленок – это раз, теленок – это два…
В своей деятельности девушка совсем недолго остается одинокой. Довольно скоро о своем намерении присоединиться к поискам сообщают и сослуживец профессора Макс Грубер (что красноречиво говорит о состоянии трудовой дисциплины в немецких музеях), и загадочный комиссар полиции (разумеется, в плаще), и некий Олег Камбурский (скорее всего, подпольный миллионер, ибо именно он катает по белу свету наших героев на приличном самолете), и московский мафиози Сергей (ну, этот с явными кавказскими корнями). А собственно поиграть мы сможем не только за Нину, но и за Макса, при этом в любой момент переключаясь с одного персонажа на другого. К сожалению, совместных действий в духе Broken Sword ожидать не стоит, разве что в сцене освобождения Нины нашим подопечным придется довольно активно обмениваться различными предметами из инвентаря.
Но основными героями список действующих лиц не ограничится. На протяжении игры нам встретится еще несколько десятков самых разных личностей, по мере сил помогающих или мешающих Нине и Максу разобраться в происходящем. Машинист поезда, застрявший в уборной, мокнущая под дождем туристка, медсестра психушки, считающая собственное обаяние достаточным основанием баллотироваться на пост мэра, ирландский граф, плохо знакомый с географией собственного замка. В их числе окажется даже пингвин (нет, поговорить с ним не удастся).
Я по свету немало хаживал…
География поисков впечатляет: Германия, Куба, Москва, Антарктида, Тибет, Ирландия. Даже некоторая зависть просыпается: вот бы кто из знакомых пропал, чтоб так попутешествовать! Ну а чем мы хуже? Покажите мне хоть одного геймера, который бы не был готов в любое время суток порушить чужие планы мирового господства!
И не страшно это вовсе. Ну, разве что самую чуточку. Потому что Tunguska получилась на редкость светлой, милой, приятной и ироничной адвентюрой, лишенной пошлости и высокопарной псевдозначительности, свойственной некоторым игроизациям. Просто очень красивая игра, которая не заставит пожалеть о затраченном на нее времени.
И как же удалось этого достичь? Разумеется, в первую очередь – благодаря действительно замечательным картинкам, одна за другой появляющимся перед нами.
На всем протяжении игры мы не увидим двух не то что одинаковых, а и просто похожих локаций. Даже при всех очевидных отличиях Ирландии от Антарктиды, фантазия и мастерство дизайнеров и их внимание к мельчайшим деталям впечатляют.
И пусть наше знакомство с Кубой ограничится кусочком пляжа, а от Тибета останется только горная пещера. В конце концов, Москве повезло еще меньше: в ней мы посетим только заваленные мусором задворки вокзала. Но даже при отсутствии в кадре Красной площали и пляжа Варадеро зачастую трудно поверить, что перед нами – всего лишь пререндеренные задники, а не полноценная 3D-реальность.
Гармонию движками поверяя…
В квесте Secret Files: Tunguska кропотливая работа художников поддержана и дополнена не менее кропотливой анимацией фонов. Можно долго любоваться, как небо озаряется вспышками молнии, как капли дождя бьют по воде, как в луче фонаря вьются безымянные мошки, как прогибается травинка от севшей на нее бабочки, как косится на нас мокрая ворона. Все кажется, что вот сейчас хрустнет снег под ногами героини…
Ан нет. Не хрустнет. Потому что 3D-модели – самое неубедительное, что есть в этих картинках.
Да, заядлые квестоманы давным-давно привыкли к тому, что рука персонажа не дотягивается до объекта, что лопата появляется в его раскрытой ладони прямо из воздуха, что перед каждым действием герою следует потоптаться с ноги на ногу и глубоко вздохнуть. И топорная анимация, и походка Нины, вроде у нее к животу привязан арбуз – все это простительно, ну не Лара Крофт она, в конце концов. Обидно, что сами фигуры порой просто вываливаются из живого фона, как ни тянут их за пятки привязанные тени. Обидно, когда пропадает волшебство и хрустальная карета превращается… нет, не в тыкву, так, в автомобиль среднего класса.
Поди туда, сам узнаешь куда
Однако все же главное – это особый квестовый геймплей. Проще говоря – загадки! Технические средства для их решения в "Тунгуске" безукоризненны. Попадающий в активную зону курсор обзаводится "глазиком" – значит, щелкнув правой кнопкой мышки, мы услышим комментарий героя (порой замечательно ироничный). А вот ладошка означает, что сей предмет можно или захомячить в инвентарь, или использовать, не отходя от кассы.
По такому же принципу происходит компоновка предметов в инвентаре. Надо просто поводить ухваченным трофеем над другими скарбами. Появилась ладошка – бинго! Кстати, инвентарь всегда присутствует в нижней части экрана, и это действительно удобно, особенно когда предметов не настолько много, чтобы они скрылись в прокрутку.
Удобен и прекрасно выполнен дневник. Все добытые непосильным трудом факты и требующие расшифровки тексты автоматически сваливаются на его страницы, а стильные картинки напомнят о событии тем, кто слаб в чтении. Правда, в игре никак не отображаются текущие задачи. Поэтому, надолго оторвавшись от хода расследования, придется свои цели формулировать примерно так: как бы еще задействовать камешек, луковицу и плюшевого мишку? Кстати, удачно использованные предметы вычеркиваются из инвентаря. Да, именно вычеркиваются, толстой красной линией. Приятно, когда отмечается даже мелкий успех!
По поводу самих головоломок есть две новости, одна хорошая, другая привычная. Хорошая: механических паззлов практически нет! Но, к сожалению, не все загадки очевидно логичны. Можете понять, почему старый эвенк хранит рецепт своего лекарства в очаге, еще и разорванным в клочья? Тогда вы легко придумаете, как раздобыть лимон с помощью мокрого флага.
Но можете даже не надеяться, что неподдающийся кусок головоломки приведет вас в бешенство. Подсказку к некоторым задачкам нетерпеливые игроки найдут в том же дневнике. Можете смело заглядывать, прямых решений там нет, так, намеки. А тем, кого передергивает от слова "пиксельхантинг", разработчики приготовили замечательный сюрприз. Если остроумные реплики героев, беседы с колоритными персонажами и прогулки по красивейшим локациям вас все же перестали радовать, нажмите "пробел". На несколько секунд на экране обозначатся все выходы и активные точки. Вот видите, вы просто не заметили спичечный коробок в темном закоулке!
Wish you were here!
Так уж повелось, что обещания разработчиков – близкие родственники предвыборных клятв. Вот и анонсированные интерактивные диалоги и многовариантность решений, похоже, где-то по дороге выпали из багажа. Сюжет линеен, а посему повторно проходить игру станет только самый отчаянный квестоман или тот, кто пожелает еще раз насладиться красотой и ненавязчивым юмором игры.
А что сказать тем, кто только подумывает, совершать ли это долгое путешествие? Secret Files: Tunguska – игра особенная. Это не грустная философская Syberia, не остросоциальный Paradise, не Broken Sword, похожий на мультверсию Mission Impossible, не завораживающе холодный Crystal Key. Это Tunguska. Квест, вызывающий не страх, но волнение, не смех, но улыбку, не ставящий непосильных задач, но заставляющий потрудиться.
Еще можно напомнить, что смерти нет, а ночной кошмар заядлого истребителя разнородных монстров - единственный слот сохранения – лишь напоминание о том, что испортить ничего не удастся даже новичку в этом жанре. События произойдут тогда, когда все к ним готовы, герой не шагнет туда, где ждет опасность. Поэтому можно расслабиться и спокойно перебирать самые безумные варианты, пока враги вежливо скучают в сторонке.
И, разумеется, нас ждет счастливый финал. И в самом конце выяснится, что любой кабинетный ученый способен за пару часов освоить пилотирование крупного самолета. Это ли не то, о чем мы все мечтали?