Итак, в темпе пробегаемся по дежурным фразам: индустрия катится в глобальную casualty, хардкорщикам конец, но где-то впереди блестит надежда. Ах, да, сегодня наш подопечный как раз и является такой попыткой переосмысления канонов одновременно с новым взглядом на игры. Ничего не пропущено? В таком случае вступление позвольте считать законченным, а разговор о DEFCON – начатым.
Никакой PR нам не сдался
Читая литературу прошлых лет, убеждаешься, что история, как ни странно, повторяется. Вон, при Наполеоне все боялись французского ига и твердили, что живут на краю времен. Во времена Железного занавеса то и дело звучала фраза "А вдруг завтра ядерная война?", немедленно обрывавшая все потуги родителей отказаться от покупки новой игрушки для ребенка, а комсомолку-красавицу заставляющая не тянуть время и согласиться на поход к сеновалу под ручку с избранником. На новостных сайтах даже сейчас то и дело проскакивают сообщения о падающих на Землю метеоритах, коварных планах Китая и прочем. Раз уж на теме 9/11 и смерти сотен людей паразитирует как минимум пара голливудских студий, то почему бы не выйти игре про термоядерную войну? На рекламу тратиться особо не нужно, ведь тема животрепещущая. Техническая реализация невероятно проста. Словом, бери и делай, никто тебя за оскорбление чести великих народов винить не станет. И ведь сделали. Не абы кто, а "создатели Darwinia и Uplink", гении по определению и призванию. Действительно гении.
Ешь ананасы, рябчиков жуй
Потому как продать "морской бой", тот самый, в тетрадке в клеточку, на скучных лекциях с преподом-маразматиком, могли только очень умные и талантливые люди. Массы облизываются и хотят еще. Нет, правда. Посудите сами – удовольствие от игрока принято скрывать до последнего, поэтому сразу палить по противнику ядерными ударами нам не позволят. Конфликт разжигают реалистично, разрешая доставать туз из рукава только в заранее определенный момент.
У разработчиков хватило совести не делать интерфейсом тетрадный листок – "расплющенный" глобус со свободным масштабированием и сменой цвета по желанию как раз подходит под созданную атмосферу. Да-да, она здесь есть, несмотря на искренне спартанское оформление. В уши тихой сапой проникает эмбиент (кашель зараженных лучевой болезнью, детский плач и тому подобное прилагается), юниты размеренно и неторопливо движутся по карте… Пропитанная смертью медитация, правдоподобность которой заслуживает оваций.
Любая схватка – будь то матч с туповатым ботом или крупная радиационная оргия по сети – делится на пять раундов под кодовым названием DEFCON (как неожиданно, правда?). При DEFCON 5 все относительно спокойно, идет своеобразное строительство. Мы расставляем фишки-строения по карте, скрупулезно высчитывая местоположение противника, и пытаемся обеспечить свою собственную безопасность. Набор невелик – радары, силосы (ракетные шахты) и аэродромы. В качестве бонуса и основного атакующего юнита выступают военно-морские силы, атомная субмарина included.
День твой последний приходит, буржуй
Закончив строительство, соперники терпеливо ждут более-менее открытого DEFCON 3, в котором и начинаются первые серьезные столкновения. Компьютер срывает шаль "тумана войны", игроки с матерными криками хватаются за голову и понимают, что расставили все далеко не так, как нужно. Но бежать поздно.
Неуловимые самолеты несут на себе по миниатюрному ядерному заряду, способному разнести какой-нибудь залетный радарчик. Не все так, конечно, просто – половина сил ложится жертвой воздушной и наземной обороны, но другая хоть что-то да и успевает сделать. В конце концов, все суда потоплены, аэродромы сгорели по самый гудрон, а «силосы» принимают сигнал с президентского чемоданчика. DEFCON 1.
Трудно поверить, но это самое неинтересное, что есть в игре. Термоядерная война должна бы, по идее, сопровождаться яркими спецэффектами, а здесь их откровенно негусто. Вместо облака радиоактивной пыли или хотя бы зрелищного взрыва мы видим маленький светящийся кружочек, якобы сеющий разрушения и боль. От полного разочарования спасают лишь реальные названия городов. При чтении надписи “Moscow was destroyed” по спине бежит неоднозначный холодок.
И цензуру туда же
На редкость играбельно. Геймеры могут ворчать сколько угодно, но гармонию не убить ничем, особенно если она построена трудолюбивыми руками. И это как раз тот самый случай, когда недостатки вроде местами откровенно неудобного управления, графического оформления на уровне продвинутого Paint’a и отсутствия нормальной кампании воспринимаешь как должное. Потому что нельзя стрелять по Багдаду, куда легче ударить по Тбилиси.