Могу поспорить, что до весны этого года о SWAT 4 слышали немногие. Пока Ubisoft громко кричали, рекламируя свой грядущий Tom Clancy's Rainbow Six: Lockdown, умельцы из Irrational Games, заручившись лицензией на создание игр с участием спецподразделения SWAT (Special Weapons And Tactics), спокойно доклепывали уже четвертую часть полицейского боевика. Такая уж привычка у Irrational - появляться там, где их никто не ждет. Видеоролики, наглядно демонстрировавшие геймплей будущего экшна, сразу же обратили на себя внимание прессы. Состоявшийся 5 апреля 2005 года релиз расставил точки над “i”. Тут-то все и вспомнили про легендарный сериал и про один из лучших тактических экшенов минувших лет. В свое время SWAT 3 считался чуть ли не образцом жанра. И это неудивительно - Irrational всегда умела делать 100% хиты. К счастью, так произошло и на этот раз.
Дважды два
Чем же так хорош SWAT 4? Начнем с самого вкусного и интересного - геймплея. Здесь властвуют все те же законы трехлетней давности. Осмотрелись, оценили обстановку - зачистили помещение. И так все время. Скучно? Совсем нет. Irrational приготовила к игровому процессу множество приятных дополнений. Отряд состоит из пяти человек, включая отца-командира в вашем исполнении. Вы можете командовать как всем квартетом (gold), так и двумя дуэтами (red и blue). Разделение очень полезно, так как позволяет штурмовать помещения с двух сторон. Второй командой можно управлять при помощи удобного окошка, расположенного в верхней части экрана. Перед тем как приступить к выполнению очередной миссии (которых здесь более десятка), вы можете прочитать занятный брифинг, послушать инструкторов, просмотреть временную ленту событий и экипировать команду по своему усмотрению. Приступаем к заданию. Если не успели хорошенько освоиться и обдумать план штурма во время инструктажа, непременно сделайте это перед началом миссии. Необдуманная атака в SWAT - главная ошибка новичков. Внимательно ознакомьтесь с картой (к сожалению, иногда она очень бедна информативностью) и с целями, которые вам поставило начальство. Если с этим проблем нет - сразу в бой. С первых минут игры в глаза бросается очень удобный интерфейс и управление. Забудьте дурацкое распределение горячих клавиш по всей площади клавиатуры, которым грешит большинство тактических шутеров - в SWAT 4 приказы отдаются двумя нажатиями мышки. Управление осуществляется по принципу "что вижу, то и делаю". Например, наведя "грызуна" на дверь и вызвав контекстное меню приказов (правая кнопка мышки по умолчанию), вы увидите целый список возможных действий: проверить, закрыт ли замок, зачистить помещение, сделать то же, предварительно закинув одну из трех гранат на выбор, воспользоваться отмычкой - вариантов необъятный океан. Сами же миссии довольно однообразны. Серые будни спецназа, по мнению разработчиков, заполнены нейтрализацией преступников да освобождением заложников. И лишь изредка список заданий пополняется приказом обезвредить бомбу за определенный промежуток времени или уничтожить криминального авторитета. Впрочем, ничто в SWAT'е не вечно - зачастую задачи могут кардинально меняться непосредственно во время выполнения миссии. Так что порой всю тактику приходится перекраивать - надо действовать максимально гибко, чтобы удачно пройти весь уровень с первой попытки. У закаленных в предыдущих частях бойцов проблем с этим, думаю, не возникнет. Кстати, рекомендуем пройти предлагаемую в начале игры обучающую миссию. Тут вам все растолкуют и объяснят похлеще, чем в любом учебнике начальной школы.
Special Waypoints And Triggers
Продолжаем разборки в Лос-Анджелесе. На некоторых миссиях ваш отряд будут прикрывать снайперы, которые окажут неоценимую помощь в нейтрализации особо опасных противников. Кстати, в SWAT 4 нейтрализовать - совсем не значит убить. Врага можно вынудить сдаться, благо способов для того предусмотрено множество. Дело в том, что все преступники по-разному себя ведут. Например, один сразу вскинет руки к небу, стоит вам лишь на него прикрикнуть, другого же придется долго слепить и запугивать, чтобы, в конце концов, повязать. Многие заложники не слишком-то счастливы появлению спецназа и начинают возмущаться ("Я не преступник! Вы не имеете права!"), угрожать ("У меня кузен работает копом!") и в открытую посылать ("F*ck you!"). С молоком матери впитавшие мазохистские правила поведения (стрелять только в ответ, не обращать ни на кого внимания) SWAT'овцы реагируют лишь громким криком "Put Your Hands Up!". И не рассчитывайте, что массовые убийства сойдут вам с рук. Смерть напарника и зверская расправа над преступником одинаково снижают финальный балл, получаемый после прохождения этапа. И горе тем, кто не смог набрать заветные 50 очков.
Отдельно надо отметить восхитительную работу сценаристов и level-дизайнеров. Вы будете захватывать не абстрактное помещение с n-ным количеством супостатов, а будто бы реально существующие места, которые географы по случайной ошибке не удосужились нанести на карту. Миссии в SWAT 4 - маленькие произведения искусства. Заложники и преступники никогда не стоят в одних и тех же комнатах – после каждой загрузки их расположение меняется случайным образом. К сожалению, подобная система иногда дает сбои. Особенно это заметно в "быстром редакторе миссий". Там порой занимаемые супостатами позиции настолько глупы и нелогичны, что остается лишь недовольно жать "restart".
No stupid bots!
Экипировка бойцов стандартна для игр такого класса, хотя парочку сюрпризов разработчики все же заготовили. Например, пейнтбольное ружье, своими пусть не смертельными, но зато весьма болезненными выстрелами способное подавить волю к сопротивлению даже самого отчаянного преступника. Не забыты и разнообразные гранаты, и прочие гэджеты: газовый баллончик, специальный дробовик для "взламывания" замков и главный номер программы - некий девайс с экранчиком и проектором, с помощью которого можно заглядывать за дверь или за стену. Уберполезная в хозяйстве вещь, не забудьте ею экипироваться.
Ну вот, похвалили игрушку, теперь можно и поругаться. Объектом для критики послужит искусственный интеллект, проделки которого способны ввести в ступор даже закаленных на трэшовых поделках игроков. Приведу пример. Отдан приказ "открыть дверь, кинуть газовую гранату и зачистить помещение". По неизвестной причине бойцы решают зайти в помещение через другой вход, перестрелять как преступников, так и заложников, наконец открыть нужную дверь, зайти в нее, закрыть, затем опять открыть, кинуть газовую и "зачистить" пустое помещение.
***
Несмотря на проблемный AI, SWAT 4 - без сомнения суперхит в своем жанре. Если вы обожаете тактические экшены, то пропустить этот проект для вас сродни преступлению. Irrational Games можно сравнить с алхимиками, четко вымеряющими по миллиграмму взрывоопасные компоненты великолепного геймплея. Ну а тем, кому наскучит борьба с компьютерными болванчиками, наверняка придутся по вкусу четыре режима сетевой игры.