С некоторых пор меня преследует один и тот же ночной кошмар: Франция, ночь, штаб-квартира Ubisoft. Я напяливаю на себя идиотскую трехглазую маску из набора "Юный Грабитель", прикупленного в местном "Чилдрен Ворлде", забираюсь на крышу здания, после чего тихо спускаюсь по тросу в небольшой зал с круглым столом в центре. За ним - люди, в которых я узнаю членов совета директоров Ubisoft. Прислушиваюсь… они принимают решение выпускать новую часть Splinter Cell каждый месяц! Я просыпаюсь в холодном поту... Черт возьми, каждый месяц писать рецензию на новый Splinter Cell - это уже слишком! К сожалению, некоторая part of truth в этой могучей гиперболе все-таки присутствует. Да, всеми любимая Ubisoft смекнула, что из раскрученного бренда нужно выжимать все соки. Результат неутешителен: каждый год на полки магазинов сбрасывается десант из одних и тех же бойцов - Персидских Принцев и Американских Шпионов. Для окончательного превращения раскрученных тайтлов от Ubisoft в жареный попкорн осталось только ставить в конце названия продукта вместо порядкового номера год его выпуска. Ладно-ладно, не пугайтесь журналистского брюзжания. Все-таки Splinter Cell - отличный стелс-экшен, а ее триквел ничуть не уступает оригиналу. Но обо всем - по порядку. Ох уж этот Mr. Clancy...
Да, он опять участвовал в сочинении сюжета. Да, сюжет опять идиотский. На календаре 2007 год. Уже утихомиренные Сэмом Грузия и Восточный Тимор невозмутимо лечат обкусанные локти. Тем временем, потенциальная угроза демократии перемещается на Восток, в Тихоокеанский регион. Нерадивые политические чины Японии принимают решение о создании новой системы информационной безопасности - I-SDF, что сильно расстраивает их социалистических соседей - Китай и Северную Корею. В отместку последние блокируют несколько морских грузоперевозок Японии. Жителям Страны Восходящего Солнца ничего не остается, как попросить помощи у Фишера-сана и Ламберта-сенсея. Мне же остается лишь пожелать вам дожить до 2007 года и оценить вероятность возникновения подобного конфликта. Сценаристы не поленились закрутить мощный водоворот событий и интриг. В результате, несмотря на приторный запах идиотинки, следить за монотонным развитием сюжета достаточно интересно (а необычные повороты, в результате которых долго и упорно разыскиваемый человек оказывается суперкомпьютером, заслуживают, как минимум, упоминания). Так или иначе, удовольствия от игры сценарий на этот раз не портит. Одиннадцать игровых миссий не похожи друг на друга, но одинаково радуют глаз. Пятнадцатичасовое путешествие, начинающееся в Перу и заканчивающееся в новой «угрозе демократии» - Северной Корее, станет одним из самых увлекательных за всю вашу игровую жизнь. Проникновение в банк, визит в японскую баню, двухуровневый пробег по Сеулу, посещение северокорейской военной базы - в Chaos Theory вы встретите богатое разнообразие фонов. Каждый уровень игры проработан с тщанием и любовью. Каждая локация в прямом смысле слова "дышит", а уровни уж никак не назовешь стандартным набором коробок-параллелепипедов. К третьей части сериала дизайнеры Ubisoft Montreal овладели всеми гранями мастерства. На этом хвалебные оды level-дизайну не заканчиваются. Одно из основных нововведений - Chaos Theory стала нелинейной. Нет, у игры все равно один happy end, но вот продвигаться к нему можно разными путями. В начале каждой наряду со списком обязательных заданий выдаются дополнительные, выполнение которых впоследствии премируется. Внимательное же изучение разросшихся игровых площадей поможет вам выполнить бонусне задание, о котором вас изначально никто не информирует, а также даст шанс подобраться к какому-либо месту с более выгодной позиции. Вот только проходить миссии заново захочется лишь самым отчаянным фанатам, да и то ради максимального рейтинга - тропинки разные, но цели и средства все равно всегда одинаковые. А вот геймплей, к сожалению, совершенно не изменился со времен первой части, хотя игровая механика и претерпела небольшие изменения. В триквеле появился полезный датчик звука - новый сосед датчика видимости. Благодаря ему вы сможете определить, в какие моменты лучше не издавать ни звука, а в какие можно и нужно пошуметь. Сами же "прятки в тени" не претерпели значительных изменений - разве что появились новые движения, которые не раз демонстрировались разработчиками в видеороликах. Отныне Сэм может скидывать врагов с вышек, зацепившись за край, около которого они стоят, а самые эстетичные садисты наверняка оценят возможность сворачивать шеи охранникам, повисая на трубе. С захваченным охранником теперь можно либо расправиться при помощи ножа, либо отключить его мощным удушьем (второе обычно поощряется).
Шпион-пенсионер
Все миссии предваряются излишне подробным брифингом, в котором каждый из сотрудников Третьего Эшелона (а иногда - и специально приглашенные профессионалы) в деталях объясняют Фишеру суть обстановки. Сам же Сэм серьезно постарел, что мы и видим по первой же CG-заставке - его шпионские рефлексы изрядно притупились, в прическе уже проступает седина, а на подбородке появилась несбриваемая щетина, над чем не прочь подшутить единственная дама в агентстве - Гримсдоттир. Кстати, о шутках. Chaos Theory небезосновательно претендует на награду "лучший юмор года". Постоянные перепалки между Фишером и Ламбертом, уже ставшие фирменными разговорные отсылки к видеоиграм, комичные ситуации и диалоги - в новом Splinter Cell будет много моментов, над которыми можно от души посмеяться. А вот искусственный интеллект противников Фишера откровенно огорчает. Конечно, охранники научились замечать изменения в окружающей обстановке (если вы включили свет или компьютер в комнате, то охранник незамедлительно обследует помещение), стали замечать мертвые тела сослуживцев в тени (поэтому прятать их надо еще тщательней, чем раньше) и во время перестрелок действуют чуть более адекватно. Но игру это скорее облегчает, чем усложняет: теперь проще не высиживаться в тени, выясняя маршрут охранника, а просто заманить его свистом (появившемся еще в Pandora Tomorrow) в комнату, осторожно подкрасться сзади и отправить супостата в царство глубоких снов. Вдобавок ко всему, охранники не научились видеть Фишера издалека, а в тени замечают его, только подойдя вплотную. В команде действовать они тоже не умеют - даже если охранники движутся бок о бок, вывести их из строя поодиночке несложно. Канул в небытие архаичный принцип "три тревоги - провал задания", но это вовсе не означает, что игра стала предельно легкой. Просто отныне после каждого включения сирены солдаты становятся все более осторожными и любопытными, а их снаряжение пополняется тяжелыми бронежилетами и мощным оружием. Так что вступать в громкие конфликты с местными секьюрити настоятельно не рекомендуется. К тому же, в некоторых миссиях убийство солдат вообще запрещено. Но не стоит расстраиваться - моменты, где можно будет от души пострелять, в игре есть. Только, к сожалению, экшен-часть Splliter Cell осталась все такой же неудобной. Что еще новенького принесла нам Chaos Theory? Компьютеры теперь можно взламывать, попрактиковавшись в интересной игре с подбором IP-адреса. Двери можно тихо приоткрывать или же выбивать - в зависимости от ситуации. В арсенале Сэма произошло всего лишь одно изменение, зато какое - появился острый нож, больно обижающий наших противников и практично перерезающий различные ткани. Еще следует отметить появление подробной трехмерной карты, на которой отмечены все цели миссий - теперь на уровнях игры точно не запутаешься. Вообще, вся Chaos Theory состоит вот из таких мелочей-нововведений - именно из них складывается общее благоприятное впечатление. Но, пожалуй, самый главный плюс нового Splinter Cell - это великолепный кооперативный режим. Долгое время после выхода игры он пребывал в дауне - пожалуй, худшая из всех онлайновых служб ubi.com безжалостно отбрасывала каждого желающего поиграть в Splinter Cell с другим homo sapiens'ом. После четырех (!) патчей совместный режим прохождения ожил и открыл нам воистину великолепный игровой процесс - очень интересные уровни и задания, множество моментов, которые можно пройти, только умело действуя в паре. Напарники, кстати, обладают чудодейственной способностью оживлять друг друга. Мешает чувству полной эйфории глупый AI, порой облегчающий игру до предела. В мультиплеере изменений не случилось - отвечающее за него отделение Ubisoft Annecy даже не изменило графику. Единственная добавка - это пять новых карт. Мало, но труженики из Ubisoft свежим патчем добавили еще две, очень, надо сказать, качественных. В целом же мультиплеер остался развлечением для группы фанатов, остальным он вряд ли будет особо интересен. Технически Chaos Theory оставляет очень приятные впечатления. Канадцы выжали из дряхлого Unreal Engine 2.5 все соки, приправили его шейдерными программами третьей версии (при их включении вам каждый раз после выхода в меню или загрузки нового уровня придется дождаться окончания процесса кэширования) и HDR. В результате игра выглядит очень красиво - идеально четкие текстуры, игра света и тени, ничуть не уступающая Doom 3, проработанные антуражи и симпатичные эффекты. А вот модели и анимация немного расстроили. К первому претензий почти нет - персонажи детализированы достойно, но из-за дурацкого блеска кожи и глаз навыкате люди (в том числе и сам Фишер) похожи скорее на клоунов в масках. С анимацией тоже нелады - Ubisoft в который раз поскупились на motion capture, проанимировав все движения вручную. Получилось, конечно, вполне пристойно, но некоторые позы и телодвижения Сэма до сих пор вызывают легкое удивление - чем он занимался столько лет, не йогой ли? Но в целом, технически игра исполнена на "отлично". И, наконец, уже в лучших традициях серии - великолепный саундтрек. На этот раз для его написания привлекли Амона Тобина, известного своей работой под лейблом Ninja Tune. Музыка получилась на редкость атмосферной и прекрасно дополнила игровой процесс. Для каждого уровня тревоги существует собственный эмбиент - тихий и непринужденный для спокойной обстановки, напряженный и быстрый для боевых сцен. Правда, большинство композиций, за исключением заглавной, плохо воспринимаются в отрыве от игры. С озвучкой все так же прекрасно - уже знакомые нам хриплый бас Сэма и призывный голос Ламберта никуда не делись.
* * *
Несмотря на оптимистичный тон рецензии в целом, не забуду добавить здоровенную ложку дегтя, которая серьезно омрачает финальное впечатление от игры. Да, Ubisoft выпустила очередной прекрасный сиквел, который наверняка придется по душе всем любителям стелс-экшенов. Но многочисленные геймплейные фичи, которые так широко рекламирует Ubisoft, в той или иной форме уже давно реализованы в великолепном консольном играбельном кино Metal Gear Solid, а Thief: Deadly Shadows предлагает нам более глубокую нелинейность и интересный геймплей. Splinter Cell кардинально не меняется со времен первой части. С одной стороны, это вроде хорошо - зачем ломать то, что и так прекрасно работает? С другой, под конец синглплеерная кампания "Теории Хаоса" начинает откровенно надоедать - однообразные прятки в тени приедаются, а ничего интересного, ради чего можно было бы закрыть глаза на однообразность, игра не предлагает (все-таки одним дизайном дело не спасешь). Очевидно, серия нуждается в определенном редизайне геймплея и более смелых инновациях. Произойдут ли кардинальные сдвиги в будущем, мы узнаем уже совсем скоро - четвертая часть должна появиться на полках магазинов весной 2006 года.