“F.E.A.R. is the mind killer…” Почти по Фрэнку Герберту
Каждый уважающий себя геймер должен быть знаком с творчеством разработческой компании Monolith. На совести этих замечательных людей похождения обворожительной Кейт Арчер, необычный TRON2.0, красивейший F.E.A.R. И вот перед нашим привередливым взором предстал первый проект этой компании, ориентированный на рынок консолей следующего поколения - Condemned: Criminal Origins.
Noir
Оформление игры, по задумке разработчиков, должно было с самого начала создавать тяжелое гнетущее впечатление: темное главное меню, рубленые шрифты кроваво-красного цвета, загробная мелодия, свойственная скорее низкобюджетным триллерам. Однако нужный эффект не возникает – проекту явно недостает образности и продуманности мира. Если проводить аналогии с недавним Call of Chtulhu: Dark Corners of the Earth, то произведение по творчеству Говарда Лавкрафта, несмотря на бледную графику, выглядит намного более атмосферным.
Графически, Condemned почти идентична своему «старшему брату». Несколько месяцев назад F.E.A.R. показал, какими красивыми можно делать шутеры, какими умными должны быть боты и, к сожалению, какие сюжетные линии не стоит включать в проекты ААА-класса. Вполне логичным было ожидать, что разработчики применят эволюционный подход к созданию Condemned: сделают чуть более красивую графику, противников посообразительнее, сюжет поинтереснее. Но чуда не случилось. Не совсем понятно, кроется ли причина в консольной направленности проекта, виновато ли положение звезд или артериальное давление ведущего программиста, но игра стала бледной. Вроде, вот они частицы, вот он bump-mapping и динамическое освещение на каждой блохе, а чего-то все равно не хватает.
Вскрытие
Ну да ладно, настало время оставить позади презренные технические подробности и обратить наш взгляд к высокому искусству сценария. Сразу после вступительного ролика под наше управление попадает Томас Харп, агент Федерального Бюро Расследований США, характер нордический, в порочащих не замечен ну и далее по списку. И послало начальство протагониста в настоящую клоаку – не то заброшенный музей, не то просто сомнительное заведение, убийство расследовать. И снабдило начальство Томаса Харпа всем для этого необходимым: пистолетом табельным, лампой ультрафиолетовой, анализатором газовым (видимо, чтоб не спрашивать, кто это воздух первыми признаками разложения испортил), фотокамерой цифровой и смартфоном мобильным. Есть еще подсвечивалка лазерная, дабы без особого труда находить следы всяких подозрительных жидкостей. И что самое интересное, все это обилие гаджетов, обилию которых обзавидовался бы сам Д. Бонд, повешено в игре на одну-единственную клавишу. И в заранее запрограммированный момент в правом нижнем углу появится надпись, типа «а не пора ли поисследовать окрестности и нажать заветную кнопку». В результате «жамканья» в руке протагониста появится тот единственно полезный в данный момент прибор, который игроку остается лишь повернуть в сторону искомой улики. Если, не дай то Xbox, игрок не сможет справиться с неминуемым актом пиксельхантинга, на фотоаппарате по 4 сторонам жк-монитора нарисованы зелененькие стрелочки, указывающие, в какой же стороне лежит следующая улика. Не правда ли, дизайнеры отлично поработали? Настолько хорошо, что почти отбили все желание играть: геймплей превращается в череду «сцен расследования» и избиений людей без определенного места жительства. Как говорится, все линейно как рельса. Ну, или как творения Бенуа Сокаля. Одно только «но»: в игры мастера играть интересно, в них чувствуешь свое единение с героем, сопереживаешь, ищешь ту единственно правильную комбинацию действий, что открывает путь к следующей локации. В Condemned же решение буквально подносят на блюдечке с голубой каемочкой, лишая нас половины удовольствия.
Пляски с бубном
Не следует думать, что мы имеем некое подобие Crime Scene Investigation, перед нами вполне себе экшн, глядя на сюжет которого, можно с уверенностью сказать, что сценаристы не зря пили свой кофе и заедали булочками с маслом и джемом. Например, сцена, когда агента угрожают пристрелить из его же собственного пистолета, надолго остается в памяти. А когда из этого самого ствола застрелят пару доблестных работников правоохранительных органов, а все улики указывают на то, что деяние сие было совершено мистером Хантом, хочется поаплодировать авторам сценария. В некоторые моменты даже начинаешь сомневаться в своей психической нормальности.
Однако, даже когда весь мир против нас, Томас не остается один. Во-первых, верность напарнику – дело святое, поэтому приятный голос девушки из криминалистической лаборатории будет верным спутником на протяжении всего приключения. Во-вторых, в самом начале игры главный герой знакомится с отставным агентом ФБР. И этот импозантный пенсионер решает помочь игроку восстановить честное имя служителя закона. Правда, оказывает он скорее моральную поддержку, но спасибо и на этом.
Farewell to arms
Со времен С.Т.Р.А.Х.’а был пересмотрен и подход к оружию. Огнестрела осталось мало, а патронов так просто катастрофически мало. Зато главный герой научился пользоваться подручными средствами, коих обнаруживается просто огромное количество, начиная с классической фомки (привет, Гордон Фримен) и заканчивая ножками от стульев, пожарными топорами и кусками труб. К счастью, основу арсенала противников составляет все тот же «подножный корм».
Каждый вид инструмента для убийства обладает тремя характеристиками: мощью, скоростью и весом. Тем самым разработчики, по всей видимости, пытались привнести в игру элемент тактики: мол, в зависимости от противника и ситуации, геймер выберет легкий и быстрый предмет или что-то мощное и тяжелое. На деле же, особой разницы между средствами калечения не наблюдается, но помахать хочется именно топором, ломиком или, на худой конец, куском монтировки.
Ньютон – закон?
Обладая мощным физическим движком, Monolith просто постеснялась не уделить должное внимание интерактивности. В результате нас радуют периодические квесты типа «найди топор, чтобы расколошматить вон ту дверь». В то же время вход в соседнюю комнату, на вид ничем не отличаясь от «заскриптованного», не поддается даже кувалде, а большинство столов намертво вмонтированы в пол. Создается ощущение, что разработчики показали, на что они способны, и на этом успокоились.
А вот звуковое оформление оказалось действительно на уровне. Озвучка главных персонажей, диалоги по телефону, хрипы и крики бомжей – вот то немногое, что оставляет исключительно позитивное впечатление. Придраться можно разве что к звукам ударов. Но скажите, вот ВЫ когда-нибудь слышали, с каким звуком обломок трубы сминает черепушку коварному противнику? К сожалению, мы тоже. Так что оставим это на совести разработчика. Искусственный интеллект противников примерно на уровне «старшего брата». Бомжи прячутся за углами и колоннами, стараются нападать небольшими группами с разных сторон, ретируются, почуяв близкую кончину. Враги, в общем и целом, обладают зачаточными навыками командного боя, подбирают оружие павших собратьев.
Боты всеми силами пытаются застать Томаса врасплох с одной-единственной целью: во что бы то ни стало посильнее ударить несчастного спецагента. Причем от точного удара в челюсть игрок теряет ориентацию в пространстве и некоторое время находится в состоянии аффекта: все вокруг смазано, верх от низа не отличить. А из «жарких объятий» очередного подоспевшего бомжика надо побыстрее вырваться, иначе можно и попрощаться с этой мрачной жизнью.
Особенности кулинарии
Вот ведь бывает такое, что вроде все ингредиенты хороши, даже, можно сказать отличные, но по отдельности. А как только их все соединяют в одном продукте, получается нечто неудобоваримое. Condemned: Criminal Origins очень напоминает как раз такой случай: и графика на уровне, и физика вроде есть, и озвучка хороша, но все вместе не радует. Не затягивает. Иногда остаешься в игре, только чтобы найти все спрятанные на уровне полуразложившиеся трупы ворон или металлические бляшки – отголосок консольного геймплея. Итого, среднего класса игра. И от этого становится обидно: могла ведь и шедевром стать…