Месть - вещь, знаете ли, страшная. Любой человек за свою жизнь может убедиться в этом не раз и не два. Всему виной обычно бывает простая человеческая злоба. Злой человек - это не человек вовсе, а нечто другое. Вот мужика, например, знаю - Карателем его кличут, так он сколько преступников перебил! Да не просто так, по долгу службы, а с целью отмщения! Путешествует парень по Соединенным Американским Штатам и расправляется с наркобаронами, террористами и прочей вроде бы человечной нечистью. Злоба у него в глазах, злоба у него на лице - Каратель никогда не улыбается. Игра The Punisher, разработанная конторой под названием Volition, от своего главного героя немногим отличается. Вся нахмуренная, недружелюбная, и лишь местами вызывающая интерес.
Кара
Сторилайн The Punisher базируется на сюжете одноименного фильма полугодовой давности, который, в свою очередь, ваялся по известному в узких кругах комиксу от Marvel – относительно старому произведению, так и не снискавшему особой популярности у широких народных масс. Харизма Джона Кастла (который и является главным героем, то есть самим "карателем"), не смогла противостоять паутине Человека-Паука и спецспособностям Людей-Икс. И ничего удивительного в этом нет - истории про "добрых" полицейских, решивших отомстить всему белому свету за свою семью, всем успели приесться еще в прошлом тысячелетии. Авторы сценария экранизации даже не постарались хоть чуточку разнообразить сюжет, и фильм закономерно провалился в прокате. К счастью, к созданию игры приложили руку чуть более талантливые сценаристы. К разработке проекта Volition отнеслись не как к созданию компьютерного билета в кино (причем одноразового), а что ни на есть серьезно.
Итак, что же представляет из себя The Punisher? Представьте себе низкобюджетный клон Max Payne без slo-mo и вразумительного сюжета. Перед нами обыкновенный TPS с незадачливым геймплеем. В начале очередной миссии мы прослушиваем своеобразный брифинг от самого Фрэнка, по возможности выбираем себе стартовое оружие, смотрим поставленные перед нами цели и "любуемся" скриптовым роликом. Нельзя сказать что эти видеозарисовки убоги, но и кинематографичными их тоже не назовешь. Герой может носить с собой всего три вида оружия: пистолеты, тяжелая артиллерия (как правило, дробовик или М16), и гранаты. Вся проблема в том, что подобное решение только мешает игре - вы никогда не можете предсказать, какой именно ствол вам понадобится в следующем бою - точная винтовка или убойный дробовик. Та же история и с прыжками. Толком они ни разу не понадобятся - полет у Карателя короткий (причина, наверное, в весе) и за краткую секунду "порхания в небе" сложно сделать что-то осмысленное. Еще есть такой забавный режим "карателя", во время которого у дяди Кастла вырастают вместо рук страшные лезвия, которыми он и рубит противников. Идея украдена из хоррора The Suffering - заряд злости накапливается при помощи многочисленных убийств, от которых Фрэнк и превращается в "машину смерти". Впрочем, особого смысла в превращении в монстра нет - игра и так излишне легка. Мало того, что героя десятком зарядов из дробовика в упор не свалишь, так еще и противники поголовно страдают запущенным кретинизмом. Враги даже попасть по игроку не способны. Их интеллекта хватает лишь на то чтобы изредка спрятать в укрытие все свои жизненно важные органы… за исключением головы. Которую Каратель и отстреливает метким выстрелом. Единственная проблема – для того, чтобы поставить хедшот, необходимо перейти в режим прицеливания - камера приближается к спине героя и пули отправляются точно в цель. В противном случае большая часть свинца уйдет в молоко. Умеет Кастл и с двух рук огонь вести, правда жизнь ему это умение не облегчает – при стрельбе из укрытия (а именно так и проходится большая часть игры) линия огня одной из пушек всегда оказывается направленной в препятствие.
Зевнуть во время игры вам придется неоднократно – уж очень быстро она надоедает. Но неужели Punisher настолько безнадежен? Отнюдь нет. Во-первых, обратим внимание на различные киношные "приветы", оставленные разработчиками для фанатов комикса и фильма. За выполнение специальных заданий на миссиях выдаются медальки, которые можно обменять на секретные фотографии и интересные публикации. Впрочем, эта фишка будет интересна фанатам серии, но никак не рядовым геймерам. Во-вторых, во время зачистки вы будете набирать очки, которые можно тратить у себя в апартаментах на различные апдейты: увеличение емкости магазина, утолщение бронежилета и т.п. Хотя, учитывая простоту игры, такая прокачка может приравниваться к читам. Самое оригинальное, на что сподобились умы разработчиков, - создание необычной системы допросов и специальных убийств. Выглядит сие дело так: после захвата противника перед вами ставится выбор: быстро и красиво оборвать жизнь гада, использовать его в виде живого щита или же допросить. Пытать жертву можно множеством способов - от банального приставления пушки к виску до мощных и верных ударов под дых. В последнем случае здоровье "допрашиваемого" будет стремительно понижаться. Контролируются удары с помощью специальной шкалы. Чем сильнее дернете мышку в сторону, тем больше полоска поднимется. Полоску надо держать на специальном оранжевом индикаторе - только так вы сможете добиться признания. Правда, выбить информацию можно только из супостатов, отмеченных висящими над головой белыми черепками. Логичнее пользоваться спецдопросами - это специально помеченные места, в которых вы можете использовать предметы окружения. Выглядит это нереально весело. Например, можно просунуть голову бедняги между прутьями клетки разъяренного носорога или погрузить в воду к пираньям. К сожалению, управление здесь налажено не столь удачно, так что с пыткой очень легко переборщить. Еще есть места для спецубийств, но про эти извращения я вам рассказывать не буду. Сами лучше посмотрите, любители расчлененки и садизма!
Хамелеон
Периодически во время прохождения вам будут встречаться боссы. Это те же самые кретины-враги, только на этот раз здоровья у них в десяток раз больше, чем, наверное, у самого Кастла. Расправиться с ними, в силу их нескончаемой тупизны, не составит труда. Музыка в игре тиха и безлика: на заднем плане постоянно что-то играет, но что именно – толком расслышать не удается. Со звуком не лучше: сэмплы выстрелов, скорее всего, взяты с соревнований по стрельбе из игрушечного пистолета "Барсучок", а крики врагов записывали в приюте для душевнобольных. Радуют только комментарии самого Карателя, наподобие тех, что мы слышали в Chronicles Of Riddick от главного героя. Графика игры также не оставляет приятных эмоций. Угловатые модели, страшные текстуры - все по стабильным приставочным меркам. Движок Havok лицензирован по непонятной лично мне причине - используется он только во время замедленных падений врагов, да и то не особо удачно. Тем более лицензирована далеко не самая последняя версия, хотя чему тут удивляться. Ладно уж, пускай весь геймплей The Punisher слизан с похождений Макса Пейна, везде так и пахнет низкобюджетчиной, а на экране порой творится абсолютное непотребство, но это ведь далеко не главное. Черт возьми, в The Punisher иногда все же интересно играть! Убийство очередного "орангутанга", новая пытка, еще один ролик – этого вполне достаточно, чтобы задержать игрока перед экраном.
***
Из The Punisher получился вполне себе средний шутер от третьего лица, который не очень уж стыдно показать на публике. И, несмотря на кучу недостатков при наличии минимума достоинств, игра вышла неплохая. А если принимать во внимание ограниченное время разработки, старую технологию и не шибко крутую лицензию, то можно сказать, что свою работу Volition выполнили на "хорошо". Возможно, игра вам даже понравится. Если вы уже перепрошли сотню раз Half-Life 2 и The Chronicles Of Riddick, то попытайтесь утолить свою игровую экшен-жажду с помощью The Punisher. А вдруг вам понравится? В любом случае, становится уже приятной традицией, что над играми по кинолицензии все же хоть как-то работают. Надеюсь, что The Punisher - лишь первая ласточка среди приличных игр по кино. А пока - приятной вам игры!