Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном… А. С. Пушкин «Узник»
Странным образом иной раз складывается судьба игры. Бывает, что никому ранее не известный проект берет и переворачивает всю индустрию компьютерных развлечений с ног на голову. Случается и обратное – хит, давно и упорно ожидаемый толпами фанатов, абсолютно не оправдывает возложенных на него ожиданий. А есть игры - легенды. Игры – мифы. На них молятся, отсчитывают часы до релиза и празднуют дни рождения разработчиков. Они не имеют права на провал. И The Elder Scrolls IV: Oblivion относится к последнему типу. Oblivion можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны - как продолжение классической ролевой саги, коим он без сомнения и является. В этом случае было бы уместно сравнивать «Забвение» с The Arena, Daggerfall и Morrowind, рассуждать о смысле жизни и вести праздные ностальгические беседы о том, что «современные игры не заставляют погружаться во вселенную с головой… то ли дело n-дцать лет назад…». А можно оценивать четвертую часть The Elder Scrolls как отдельное произведение, имеющее с предыдущими тремя лишь общую историю, вселенную и традиции. Так мы и поступим.
Творчество и разнообразие
«Забвение» встречает нас шикарной генерацией персонажа. На выбор игроку предоставляется целый десяток рас, набор, который удовлетворит даже самого привередливого «клиента». Из представителей человечества поиграть дают за Imperial, Nord, Redguard и Breton. Среди «нечеловеков» доступны ловкие Khajiit из семейства кошачьих, суровые Orcs (зелененькие, прям как в «Варкрафте», и предпочитающие действия бестолковым разговорам); обладающие врожденным иммунитетом к яду ящеры-переростки Argonian и три вида эльфов, отличающихся способностями в магии: Wood Elves, Dark Elves и High Elves. Автор, кстати, не удержался и создал одним из персонажей особь вида темных эльфов. Уж слишком харизматичен этот вид разумных существ. Кстати, если создать персонажа - низкорослого темного эльфа преклонного возраста, обучить его заклятью молнии и нарядить в красный культистский балахон и такой же капюшон – получится точь-в-точь Император aka Дарт Сидиус из Звездных Войн. Сразу после выбора пола вашего Альтер-эго наступает фаза тонкой кастомизации внешности. Процесс напоминает оный в The Sims 2. Дозволено выбирать комплекцию, оттенки кожи, цвет глаз, волос, черты лица. В общем – море возможностей для реализации наших с вами творческих способностей. К слову сказать, далеко не все многопользовательские ролевые игры могут похвастаться такой генерацией аватара.
Решетка
Первое, что видит игрок, попав в мир «Забвения» – тюремную решетку. Bethesda Softworks всегда были верны традициям. Беглый взгляд вокруг вызывает умиление: из крошечного окошка под потолком струятся лучи солнца, на полу - вполне уместная в этом интерьере лужа, а в углу валяются кости и череп – видимо, все, что осталось от предыдущего заключенного. Спустя пару минут, посвященных попыткам выбраться, возникает легкое недоумение. Никаких рычагов вокруг не обнаруживается, отмычек нет, удар заклинанием не оказывает на решетку ожидаемого действия (ах, как бы хотелось, чтобы файерболл с легкостью расплавил прутья, и капли расплавленного металла скатились в лужу на полу, испаряя затхлую воду!). Все сомнения разрешает подошедший к камере богато одетый старик, сопровождаемый элитными воинами. Как выяснится в дальнейшем - это сам Uriel Septim, Император, наместник Трех Богов на земле и вообще жутко импозантная личность. Более того, этот самый Юриел уже видел нас. Во сне, пророческом таком. И еще он уверен, что наш герой, страдающий к тому же амнезией, просто обязан спасти этот безумный мир. Легким мановением руки телохранитель Императора открывает потайной проход в канализацию. Так начинается сюжетная линия четвертого The Elder Scrolls, способная продержать в напряжении как минимум пятнадцать часов реального времени - именно столько потребовалось автору, чтобы «пробежать» основной квест игры на минимальном уровне сложности. Безусловно, при более-менее приличном стиле прохождения времени потребуется в разы больше.
Dungeons, no Dragons После встречи с императором начинается весьма органично вписанный в повествование туториал. Бегаем по пещерам, мочим крыс, гоблинов и культистов, воруем, вскрываем замки и прячемся по углам плохо освещенных помещений. Привыкайте, это ваше основное занятие на ближайшую половину игры. После побега из канализации игроку предлагается завершить процесс создания игрового персонажа, выбрав один из множества заготовленных разработчиками классов. Причем игра, проанализировав стиль прохождения обучающей миссии, сама предложит наиболее подходящий вариант. Если же разнообразие заготовок не отвечает вашим высоким изыскам, то можно создать и свой собственный класс, вручную раскидав очки по атрибутам и выбрав необходимые способности.
Ролевая система
В игре насчитывается ровно восемь атрибутов: Strength, Intelligence, Willpower, Agility, Speed, Endurance, Personality и Luck. Текущее состояние протагониста оценивается тремя показателями: Health, Stamina и Magicka. Помимо того, герой обладает рядом навыков. Скиллы разбиты на три категории – физические (обращение с оружием, атлетика и акробатика), магические, к которым относятся шесть школ волшебных искусств и алхимия, и, наконец, воровские (умение вскрывать замки и оставаться незамеченным). К радости большинства ролевиков, экспы в ее обыденном понимании в игре нет, однако опыт играет решающую роль. Дело в том, что навыки прокачиваются в результате их использования. Набравший определенное количество очков в основных скиллах персонаж получает предложение хорошенько отдохнуть. А наутро героя ждет сообщение о присвоении следующего уровня и возможность повысить часть атрибутов. При левелапе принимаются во внимание наиболее часто используемые скиллы. Машете мечом – получите бонусы к физической силе, носите тяжелую броню – ловите плюшку к выносливости, предпочитаете молнии и файерболы – и вас ждет плюсик к интеллекту.
It’s Wonderful!
Магия – то, что пропитывает мир The Elder Scrolls, является его неотъемлемой и связующей частью. Магов всегда уважали, слушали их совета и просили разрешить самые тяжелые моральные проблемы (аморальные проблемы, как водится, решала гильдия убийц). Потаенная высшая сила представлена в игре шестью школами (Alteration, Conjuration, Destruction, Restoration, Illusion и Mysticism) и алхимией. Умение смешивать зелья является исключительно полезным навыком и рекомендуется к использованию всеми без исключения, ведь имея ступку с пестиком и простые ингредиенты (например, крысиное мясо, хлеб и сыр) можно получить очень полезные и, главное, бесплатные зелья. Заклинаний в Oblivion великое множество, однако, в большинстве своем, они отличаются друг от друга лишь мощностью воздействия. Особенно полезными являются спеллы холода (на несколько секунд тормозят противников) и открытия замков. Хотя, если прокачать навык использования отмычек, без последнего вполне можно обойтись. Волшебные способности имеют свою цену в магической энергии. Впрочем, мана восстанавливается на удивление быстро, что не может не радовать.
Гильдия – мой дом родной
На карте Cyrodiil – множество городов. Причем это именно города, а не какие-то жалкие деревушки в четыре дома. В центре, как положено, столица – The Imperial City (видать фантазии не хватило назвать пооригинальнее). Населены островки цивилизации обильно: улицы полны народа, в тавернах пьяницы перемалывают косточки публичным людям, в подворотнях бродяги просят подкинуть монетку. Нередко можно заметить, как один неигровой персонаж пытается обчистить карманы другого, и не всегда эта деликатная операция проходит удачно. Множество торговых лавок, магазинчиков, букинистических и ювелирных салонов предлагают тысячи поводов потратить пару сотен золотых. Статей дохода также существует огромное множество. Однако не все из них законны, а конфликт со стражей может сильно навредить: преступнику не вступить ни в одну из общественных гильдий, а с каждым новым убитым сотрудником местных правоохранительных органов цена за голову вашего несчастного персонажа будет возрастать, что привлечет внимание не только блюстителей порядка, но и охотников за головами. Искупить свою вину перед обществом можно, оплатив весьма немалых размеров штраф или отсидев в тюрьме. Заключение неминуемо приводит к снижению некоторых добытых потом и кровью ваших врагов характеристик. Впрочем, всегда есть вероятность сбежать из камеры (с собой можно пронести одну отмычку), но навык Security для этого должен быть немалым.
Широка страна моя родная
Доступную для исследования территорию назвать маленькой язык не поворачивается. Передвигаться по всему Cyrodiil можно, конечно, и на своих двоих, но это было бы верхом безумия. Есть и другие, более быстрые варианты. Наиболее естественным способом быстрого перемещения для фэнтезийного мира является верховая езда: лошади разных мастей и пород продаются в конюшнях практически каждого города. Альтернативой скачкам служит читерское «быстрое путешествие» - достаточно кликнуть на нужную локацию на карте. Хорошо хоть в места, ни разу не посещенные или неизвестные, попасть таким образом невозможно. Из общественных заведений в Cyrodiil в особом почете Гильдии и Знатные Дома. Легальных гильдий всего две – Бойцов и Магов, их филиалы расположены во всех городах, за исключением столицы. Кроме этих организаций при должной удачливости можно стать членом личной охраны императора, вступить в братство наемных убийц, Гильдию Воров и даже провести ритуал жертвоприношения в культе темного демона.
Одна игра – два мира
Одной из тех обещанных разработчиками фишек, из-за которых игру ждали, были заявленные два параллельных мира – провинция Cyrodiil и населенный демоническими существами Обливион. Визуально инфернальные пустоши очень напоминают адские уровни из третьего Doom и представляют собой небольшой участок выжженной земли с лавовыми озерами и несколькими башнями. Как и следует ожидать, «сердце врат», оно же способ для адской нечисти выбираться из Обливиона, располагается на верхушке самой высокой башни. Скомуниздите его – и портал можно будет закрыть. Клон или не Клон
Четвертая часть The Elder Scrolls временами подозрительно напоминает недавнее творение Питера Мулинье – Fable: the Lost Chapters. В обеих играх есть гладиаторская арена, на которой игроку предстоит стать чемпионом, присутствует возможность купить и обустроить себе дом в городе, да и упор на экшн-составляющую характерен для обоих порождений игровой индустрии. Но не стоит считать Bethesda Softworks грязными плагиаторами. Скорее всего, идеи пришли разработчикам примерно в одно время. Французы просто погнались за длинным долларом и выпустили несколько сыроватый продукт в канун рождества, в то время как разработчики Oblivion решили уделить больше внимания бета-тесту и шлифовке игрового баланса.
Красота спасет мир Девелоперы сделали очень грамотный ход, поместив туториал в подземелья. После получаса, проведенного в мрачных сырых закоулках в компании с крысами, выход на поверхность производит просто неизгладимое впечатление. Контраст между серостью канализаций и зеленой дубравой, залитым солнечными лучами берегом озера и порхающими бабочками обезоруживает. Примерно пятнадцать минут нижняя челюсть автора от такой живой красоты болталась где-то на уровне коленей. Настолько симпатичный и проработанный мир редко увидишь. Музыкальное сопровождение выполнено на профессиональном уровне и не вызывает никаких нареканий.
***Game Over?***
Что мы имеем в результате? Отличную игру. Пусть не совсем RPG, может не такую, какой ее ждали фанаты, но все равно отличную. Oblivion многолик: ролевик найдет способ отыграть свою роль, манчкин обязательно выполнит все квесты и перережет полнаселения провинции, а обычный геймер, не привыкший много думать, получит двадцать-тридцать часов незабываемого удовольствия. Автор: Ararat 22-04-2006